суббота, 16 июня 2012 г.

Каскадёр Усен Кудайбергенов











 Режиссёр фильма "Пётр Великий" Мартин Чёлмски и помреж Лана Волконская смотрят материал по телеку.
 Каскадёры А.Савич,Н.Ващилин,В.Шлыков и Рома на съёмках "Пётр Великий".Суздаль.1984
 Каскадёры Саша Карин,Антон Поветкин и Рома
С Усеном меня познакомил в 1982 году,мой товарищ, актёр и каскадёр Костя Бутаев.Он привёл Усена с его киргизскими товарищами ко мне на занятия студии каскадёров в ЛГИТМиКе,где я трудился простым доцентом в свободное, от киносъёмок время.Я попросил ребят приехать на мои конные тренировки и показать молодым ребятам азы трюкового мастерства.Мастер класс получился незабываемый.Помнят ли этот урок мои ученики той студии -Володя Орлов,Саша Баранов,Юра Ковач,Серёжа Головкин,Слава Бурлачко,Володя Севастьянихин ? Вскоре,в 1984 году, мы взялись за совместную работу в американском сериале "Пётр Великий" ,где трюковым мастерством блеснули Мухтарбек Кантемиров,Саттар Дикамбаев,Слава бурлачко,Костя Бутаев,Саша Карин,Антон Поветкин,Саша Ковалёв,Волдя Шлыков и многие тругие смелые парни.Усен был предан профессии,как  и те,кто выбрал трюковую работу своим делом.















Группа каскадёров , работавшая с Усеном Кудайбергеновым






Знаменитый каскадер Усен Кудайбергенов вошел в книгу рекордов Гиннеса как исполнитель трюка, который до него никто не осмелился выполнить. Друзья верили в него бесконечно, враги побаивались и уважали за справедливость.
Он был убит в своем доме на окраине Бишкека 10 апреля 2005 года при загадочных обстоятельствах. Было возбуждено уголовное дело, которое до сих пор остается нераскрытым. Друзья на похоронах обещали найти и наказать убийц, но поиски до сих пор не дали результата.

Усен Кудайбергенов был одни из самых знаменитых каскадеров Советского Союза и трюки с его личным участием можно было увидеть во всех знаменитых фильмах того времени. Каскадер Кудайбергенов был знаменит не только в Совестком Союзе, но и далеко за ее пределами. Он и его команда исполняли свои трюки в более чем 300 фильмов в 40 странах мира.

Выдающийся кыргызский каскадер был почетным членом Голливудской и Казахстанской Ассоциаций каскадеров, а также являлся президентом федерации «Панкратион».

В узбекском фильме «Юность Гения» Усен Кудайбергенов на лошади прыгнул с 27-метровой высоты в реку и этот трюк вошел в список книги рекордов Гиннеса.

Кудайбергенов был одним из первых людей в Советском Союзе, создавший в 1986 году  студию «Каскадер», внес неоценимый вклад в развитие искусства каскадерства.

Кыргызский народный артист Акылбек Абдыкалыков вспоминает Кудайбергенова так:

"Таких личностей, как Усен, Бог создает очень редко. Он прошел по жизни как молния, уже с юных лет начал заниматься и увлекаться каскадерством".
Усен родился 27 ноября 1949 года в селе Сары-Булак. В 15-летнем возрасте он стал членом группы конных дрессировщиков, тогда только что открывшегося кыргызского цирка.

Позже Усен обучался в Москве на курсах повышения квалификации  в течении двух месяцев в 1987 году в знаменитом институте кинематографии /ВГИК/ и начал сниматься в фильмах и исполнять знаменитые трюки.

В селе Орто-Сай, вблизи города Бишкек, Усен собрал группу каскадеров, которые исполняли невероятные трюки. Они падали с лошадей, прыгали с высоты в воду, побывали в более чем 40 странах мира, исполняя невероятные трюки к различным фильмам.

По словам Зийнат Аюповой, сестры Усена, он очень тепло относился к своей команде:

"Усен готов был отдать все, что у него есть своим ребятам в каскадерской команде. Он отдавал им свой последний хлеб, и свои последние деньги. А нам, родственникам, он всегда говорил, что мы не должны на него обижаться, потому что мы его родственники". 

За два дня до своей гибели, Усен встретил на площади своего друга Замира, который позвал его к себе домой покушать. Когда Усен уходил, он увидел, что дома у Замира было мясо целого барашка и забрал все мясо для своих ребят каскадеров.

Замиру он сказал, что подарит целую кобылу, когда все утихомирится (в те дни в Кыргызстане произошла "тюльпановая революция", Ред.). Он был очень благодарным человеком и двери его дома были всегда открыты всем.

Во время Баткенских событий 1999 года Усен и его команда каскадеров помогали нашим пограничникам охранять границы нашей родины.

Во время празднования эпоса «Манас» Усен и его команда принимали в ней активное участие и удивляли народ своими невероятными трюками на лошадях. В 2000 году акаевкий режим обвинил его в незаконном использовании 2 миллионов сомов и суд приговорил его к 10 годам лишения свободы.

Во время мартовских событий 2005 года Усен Кудайбергенов и его дружина боролись против мародеров и незаконных землезахватчиков. В один из этих дней, каскадер был застрелен неизвестными в своем собственном доме на окраине столицы. Уголовное дело, открытое по убийству Кудайбергенова, остается по сей день не раскрытым.

Кинооператор Федор Башынский считает, что необходимо снять с Усена Кудайбергенова  все обвинения, так как каскадер под предлогом ложных обвинений был отправлен в тюрьму /обвинения до сих пор не сняты   /.

Народный артист Ашыр Чокубаев вспоминает что Усен был настоящим патриотом:

"Усен выполнил свою миссию перед своим народом. Он был выдающимся каскадером и борцом за справедливость, свободу и правду. Он был убит как герой, который боролся за справедливость и мир в нашей стране".
При финансовой поддержке бизнесмена Аскара Салымбекова ожидается публикация книги об Усене. На данный момент также обсуждается вопрос присвоения имени Усена Кудайбергенова столичному кинотеатру «Октябрь».



Усен Кудайбергенов на съёмочной площадке и во время выполнения трюка "подсечка лошади на галопе"

Видео ролик об Усене Кудайбергенове и его трюках.....

Каскадёр Саша Андреев - жертва прилипал

С Сашей Андреевым и Сашей Кариным меня познакомил мой ученик Слава Бурлачко. В 1982,после стажировки у меня на Острове сокровищ Слава работал самостоятельно. Я это приветствовал. Сам был занят в институте,и постановки брал не часто.Слава человек верный, преданный. Поработал в команде Усена Кудайбергенова и приехал на испытание каскадёров, которые затеял новый консультант по трюкам на Ленфильме Михаил Михайлович Бобров,ставленник КГБ и лично В.В.Путина  /Путин учился в ЛГУ в 1970-75,а Бобров работал там зав.кафедрой физвоспитания.ставка чекистская/.Я на Ленфильме имел в 1980 -81 ведущее положение,но от должности консультанта отказался. Вот -вот должен был поехать на год в ПАРИЖ,стажироваться по трюковой подготовке у Бельмондо,закончить докторскую диссертацию.Вот в 1982 году,в июне Бобров с моими давними конкурентами и бывшими учениками Ходюшиным,Сысоевым,Корытиным с одной стороны,Массарским и Шулькиным с другой,настрочили в КГБ и ОК КПСС анонимок /3 штуки/ за две недели до моего отъезда и лтъезд отложили до окончания проверки моей связи с каскадёром бандитом Женей Топоровым и Костей Яковлевым.Криминальная связь не подтвердилась.Они работали у меня в 1978 на Трёх мушкетёрах.Потом Женя Топоров перешёл в группу Массарского и работал с ним,когда и убил человека за долги ,сев в тюрьму на 13 лет.Бобров приехав из за границы,где поработал тренером /валютный курорт от КГБ/ взял комплекс упражнений моей программы в ЛГИТМиКе,привлёк моих конкурентов и провёл испытания каскадёров.Из 42 человек он решил уволить только меня,постановщика трюков с двадцатилетним стажем,мастером спорта СССР,доцента ЛГИТМиК.Все мои коллеги и ученики /кроме Славы Бурлачко и Вовы Севастьянихина/ проголосовали за моё увольнение.Но за меня вступился Никита МИхалков,Сергей Бондарчук и министр Кинематографии Ермаш.Замысел обломился.Правда в Париж меня не выпустили.Кроме того пришлось уволиться из ЛГИТМиКА и оставить любимое дело.На новую работу опять принесли анонимку,что я антисоветчик.Принёс её каскадёр Ваня Ганжа и его схватили за руку.Я не погиб,но жизнь эти выродки мне сломали.Через месяц поймали за неуплату партвзносов М.М.Боброва и он вынужден был уволиться по собственному желанию. Я порекомендовал на его должность своего соратника Юру Верёвкина и набрал тридцать человек новичков в студию каскадёров.
  В это время на мои занятия приезжали ко мне на занятия Саша Андреев,Саша Карин,Усен Кудайбергенов  со своми товарищами. В 1984 мы вместе отработали на американском сериале "Пётр Великий" /я был постановщиком Полтавской битвы,а другие трюки ставил Усен/. В 1984 власть в трюковом кино взяла организованная продвинутая группировка Корытина О.Н. в Питере /при поддержке Массарского и Шулькина/ и Аристова ,Балона,Иншакова в Москве. Меня им было не сожрать,а Сашу они загнали в угол.Он приезжал в Питер,искал поддержку.Слова я говорил,а дел тогда не было.Корытин пытался устранить и меня,но обломал свои гнилые зубки.Через Ермаша я пробил проведение курсов для постановщиков трюков и каскадёром при ВГИКЕ /Высших режиссёрских курсах/.Толку это принесло не много.Через три года рухнула власть КПСС и тёмные силы завладели страной и кинематографом СССР.В книге Александра Карина "Господа каскадёры" субъекивный взгляд может представить Сашу Андреева алкаголиком,травмоопасным,рикующим и не уравновешенным человеком.Если это и было так ,как описыват А.Карин /ему ллчше был видно/,то это реакция идеалиста Саши на беспросветное коммунисическое лицемерие.Саша Андреев этого уже не увидел.Пусть земля будет ему пухом.







































































Александр Невзоров ,друг Владимира Кумарина и Иншакова   с каскадёром по кличке Баран или  Беня












Александр Самуилович Массарский в образе гитлеровского  солдата ведё в бой секцию самбисто ЛОС ДСО ТРУД и Вову Путина









На втором плане Александр Аристов  - консультант по трюкам Мосфильма и постановщик трюков на фильме Аллы Суриковой /справа/ -"Человек с бульвара капуцинов",1989





Ссылка на рассказ об Андрееве его друга Карина






Господа каскадеры. ч. 8 на фото - А. Андреев Александр Карин 2 Уход Андреева в Трюканию ...Тщетны мои попытки вспомнить все, происшедшее с на¬шей бригадой, в некоем хронологическом порядке! Впрочем, и не жаль, ибо в книге нашей имеют приоритет эмоции кас¬кадеров и мои, в частности, а также впечатления, кои эфе¬мерны и абсурдны, как и сама профессия. Совсем недолго оставалось Андрееву до ухода в нашу свободную фантастическую страну Трюканию... Мы прие¬хали на предпоследний фильм, где работали с Богород¬ским, Дорофеевым и Кубой. Иванов остался в Москве, Ан¬тон Смекалкин служил в кавалерийском полку, предисло¬вие к фильму я уже изложил — это беседа с инженером по технике безопасности, который пристрелил капитанишку за то, что тот «высунулся»! И теперь мне хочется попод¬робней описать кинокартину, где мы так тяжело работали и совсем не заметили трагического приготовления Сашки к смерти. Начинался съемочный период весело! Бригада прибыла под вечер в казахскую столицу и до утра гуляла... Бросив сумки в высотном отеле, похожем на золотую кукурузу (гордость города!), мы спустились в ресторан скромно поу¬жинать. Поужинали!.. Казак затосковал по Дону и начал наступать на «москалей, что ему жисть исковеркали». Анд¬реев заказал в номер пару бутылок водки и приказал Кубе выкинуть в окно ресторана костыли, если он, конечно, нас¬тоящий каскадер, а не... Кайербек выкинул, и мы, обняв его за плечи, побрели к лифту. Далее события развивались стремительно! Сашка ус¬тал слушать друга и учителя о «москалях», обиделся и обоз¬вал Богородского трусом. Гордая, нетрезвая душа казака взбунтовалась окончательно! Он бы вспомнил все самое не¬удавшееся в нашей бродячей жизни, если б Андреев не предложил ему тут же «конкретное сатисфакционное!..» Женек даже повторить это не смог. — Чё, чё? — Сейчас я об твою голову бутылку разобью, а потом ты об мою... — Зачем? — А чтоб меньше говорить. — А... — Ну давай. — Не буду! — Трус. — Я?! — Ты. — Санек, опять начинаешь? Сашка взял пустую бутылку и придвинулся со стулом вместе к Богородскому. — Готов, казачина? — Не буду! — А тебя и не спрашивают! Андреев разбил вдребезги посудину об голову друга. Тот покачнулся и рухнул на пол. Андреев сделал затяжку «Мальборо» и попросил меня «охладить труса». Честно говоря, я не ожидал, что он ударит Евгения. Битье посуды было не ново между ними... Дико, но, видно, Андреев вспо¬минал таким суровым образом их трюковое братание... Понять подобное сложно, а вспомнить вполне доступно: Ялта, ресторан, 1980 год. Друзья гуляют на одном из пер¬вых совместных фильмов. После взаимных комплиментов о храбрости и нескольких рюмочек «огненной воды» Андреев предложил попробовать, «у кого голова крепче». Шутка за шуткой, опустела еще одна бутылочка водки, и Сашка произвел удар блюдечком о голову учителя. Каза¬ку понравилось! Он ответил маленькой тарелочкой... Официанты с удивлением взирали на дуэль гуляк, пока один из них не рухнул головой на стол — Андреев закончил состязание ударом огромной салатницы! Казак проиграл. Это было в 1980 году, а ныне, в 1986-м, в номере казах¬ского отеля я подхватил травмированного бойца Войска донского и потащил в душ. Диагноз — легкое сотрясение мозга. Женя очнулся, по¬шел в комнату и... И Андреев, не дав сказать ему ни слова, потребовал произвести ответный удар, иначе казак — вдвой¬не трус! Пол поблескивал осколками. Стекло отлетело даже на кровать. Я возмутился: «А не пошли бы вы в свой номер?!» На что получил скандальный ответ: «Тебя не спрашивают!» В позе Сашки вдруг так пронзительно проявились отчая¬ние, неимоверная тоска и такая обреченность! Он неожидан¬но чмокнул друга в окровавленный лоб и попросил все-таки ударить его бутылкой — «по-братски»! Казак вертелся и так, и этак, но в итоге под пронзитель¬ным взором синих глаз сдался и стукнул друга емкостью. Опять брызнули во все стороны стекла, Андреев спокойно стряхнул пепел с сигаретки и тихо сказал: «И все же, ты, Женек, трус!» Я уговорил Богородского уйти в свой номер, проводил его и, вернувшись, застал Сашку подметающим пол майкой «Лос-Анджелес». Дружок мой улыбался, извинялся и в конце концов заявил, что мы сделаем такие трюки, что казахи вздрогнут! Наступило «завтра». Трудно поднялись трюковые братья и спустились в холл. За нами пришла машина киногруппы. Ку¬бе было совсем плохо, и он спросил нас, нельзя ли для него поискать выброшенные вчера костыли? На время... Дорофеев полез в вырытый котлован близ отеля и обнаружил целехонь¬кие деревянные палки. Куба обрадовался, а Сашка в недоуме¬нии спросил: «А зачем ты их выбрасывал?» Куба поразился... — Ты ж потребовал?! — Врешь, Кайербек, ты с Женьком заодно! Евгений тяжело вздохнул и закурил. Андрееву было очень весело! В машине он подарил каза¬ку красивую майку «Найк», а Кубе — «Мальборо». Мы по¬ехали. Какими же мы были «слепыми друзьями», если за всем этим «чудачеством», грубостью, отчаянием, подарками, тра¬той заработанных денег на развлечения не заметили — за¬черкиваю! — не почувствовали, не увидели — Сашка рвет с жизнью! Ужасно. ...На месте съемок эпизода «Кокпар» шло народное празднество. Кокпаристы понаехали даже из дальних аулов и бились за победу страшно! В первый же день на массовых скачках «Аламан-Байга» выпал из седла паренек, и по нему проехало человек пятьдесят!.. Сам «Кокпар» начался позже, и тоже не обошлось без травм. Эта древняя игра подразумевала массу видимых и не¬видимых приемов: лошади обучены были кусаться, бить все¬ми четырьмя конечностями, всадники выбрасывались из се¬дел, их валили вместе с конями и т.п.! Условия же игры весьма просты: необходимо перенести тушу козла с одного конца поля на другой. Но что же творилось в этих «простых условиях»?! Визг, крики, куча-мала, порка друг дружки плетьми, ка-леченье животных — всего не пересказать! Я сам участвовал в «Кокпаре» пару раз, и это всегда происходило по-разно¬му, но всегда жестоко, дико и незабываемо. ...Мы наблюдали. Предстояло перенести некоторые сце¬ны на экран. Куба свел нас с колхозными и вольными джи¬гитами, нам много рассказывали, угощали горным кумысом (кобылье молоко) и выражали желание участвовать и помо¬гать на съемках. Начало: Андреев отказался от всяческой работы по безо¬пасности исполнения трюков. Не был привезен песок для подсечек лошадей, не сделан муляж козлиной туши (надо таскать пятидесятикилограммовую животину для натураль¬ности!), не оговорено точно с режиссером, «почему так, а не иначе». То есть, впоследствии, когда он монтировал фильм, ему казалось, что где-то спрятан крупнокалиберный пуле¬мет, от очередей которого валятся и лошади, и каскадеры. Соответственно, лучшие трюковые кадры в фильм не вошли. Общаться с Сашкой на киноплощадке становилось почти невозможно. И не потому, что он был постановщиком трю¬ков, а потому, что наступил момент, когда жизнь со всем ее окружением перестала его устраивать. Если он допускал просчет, были виноваты все! Если я ломал ребро в первый же день — значит толст, нетренирован, непрофессионален! Когда он сломал в последний день ногу на сущей чепухе — падение с лошади, разгон десять метров, — поразился, умолк и погрузился в какие-то мрачные думы, вывести из которых его никак не удавалось... Ну да по порядку: первый день был нелепым! Джигиты аулов услышали команду «мотор!», «камера!», подхватили козла и унеслись тысячной визжащей ордой куда-то к гори¬зонту. Ждали часа два. После объяснений, что они помога¬ют и лишь создают фон, «артисты» разочаровались и даль¬ше работали неохотно. Слава Богу! Мы изготовились на трюковой кадр... И то¬же оплошали. Джигит Дорофеев прыгал на полном ходу со своей лошади на мою и сбивал меня вместе с кокпаром (ту¬ша козла) на землю, но так как «подушка» отсутствовала, все произошло жестко... Туша свалилась, сверху рухнул на ее отрубленные ноги я, а завершили дело семьдесят килограм Дорофеева - мое подсердечное ребро сломалось. Сашка ничего не хотел слушать: «Сломал? Продолжай работать со сломанным — меньше есть надо»! С миллионом звездочек в глазах и прерывающимся от спазм дыханием я выбрал лошадь для тройной подсечки и работал дальше. Надлежало скакать с проклятой козли¬ной тушей, зажав ее коленом, и, когда Андреев с Дорофе¬евым прыгнут на меня с двух сторон, подсечь бедную кобыл¬ку. Все получилось, но я вошел в каменистый казахский грунт, не группируясь, так как на плечах зависли товари¬щи. Их покинутые лошади, вдобавок, «пробежали» по нашим спинам, и я лежал долго, пока не очнулся от крика своего ураганно¬го друга Сашки: - «Что разлегся, твою так! Работать надо!» Вот и весь разговор. Конечно же, я в тот день уже не трудился. У меня лоп¬нули пластиковые щитки на коленях, гудела голова, и реб¬ро не давало дышать — присел под тент санитаров и смот¬рел, как Андреев и Дорофеев делают следующий трюк. Сашка сработал прекрасно! После двух-трех элементов джигитовки он ухватился за луку седла дорофеевского ко¬ня, а своего в этот момент подсек... После трюка его перепачканное, исца¬рапанное лицо выражало одно — вот как надо трудиться! Он похвалил Сергея за точную партнерскую роботу, гневно глянул в мою сторону и пошел готовиться на «проскок стоя». Раз дубль, два дубль — мимо! Сашок сконфузился, обвинил лошадей, казахов, нас и перенес съемку на завтра. Утром я едва встал с кровати. Андреев был необычайно вежлив, принес кумыс, мы позавтракали и поехали на ки¬ноплощадку. Сашка и Дорофеев решили сделать «встреч¬ную подсечку». Два всадника идут в «лобовую атаку» друг на друга, а за пять-семь метров их лошади падают, по инер¬ции катятся вместе с ними вперед, и получается «бутер¬брод», из которого надо бы выскользнуть... У Сережи не по¬лучилось — Сашкин конек достал его задними ногами и сло¬мал переносицу. Андреев запутался ногой в поводе дорофеевской лошади, и она чуть было не утащила его в горы, но друг завопил на нее так грозно, что животное окаменело! Дорофеев отбежал подальше от киногруппы и махал мне ру¬кой — иди, мол, ко мне! Я кинулся к нему. Лицо окровав¬лено, нос уехал набок... Сняв майку, Сергей стирал брызжу¬щую кровь и переживал, что теперь мы почти все «слома¬лись». Я его успокоил, мы ушли к автобусу, а Сашка, уз¬нав об очередной травме, опять пришел в ярость и помчался готовиться к следующему кадру — падению на галопе с небольшого разгона. Через полчаса снова прозвучало «мотор!», храбрец хлопнулся оземь, и я услышал его крик: - «Карин!» Приблизился... - «Отвези меня в госпиталь — я сломал ногу!» Следующее утро мне не забыть никогда! Мы поковыля¬ли на завтрак — справа с одним костылем хромал Андре¬ев, слева — Куба, я, неестественно прямой, брел посреди... Мы шли и ухохатывались — так еще не работали!.. Завершился вояж на казахскую землю встречей на ки¬ностудии с инженером по технике безопасности, что инструктировал нас о «невысовывании». Бывший чекист прошел мимо, бросил взгляд на наше костыльное шествие и, спросив: «Все нормально?», проследовал дальше. Он не за¬метил «легких травм». В башке его навсегда засел инструк¬таж, и вояка, очевидно, спешил предупредить других работ¬ников о строгом выполнении предписаний о безопасности трудящихся: «Не высовываться!» Я мог бы еще подробней описать некоторые перипетии кинокартины «Песнь о Турксибе», и, наверное, это необхо¬димо, ведь казак Богородский, например, до того, как мы все «сломались», сделал роскошную подсечку на огромном вороном жеребце в закрытые ворота и выломил их головой. Причем, я подсекал перед ним и наперерез, а откатившись потом к Андрееву, сказал: - «Открывай!» Но он и не подумал дернуть за веревку: - «Женек и так вьедет...» Ну, что тут скажешь? Богородский, было, обиделся, но уже через полчаса, мы всем составом падали на галопе в горящие постройки и с домов от басмаческих пуль... Я, впрочем, тоже претерпел трю¬ковую шутку Андреева, слетав на этот фильм чуть позже, — «на денек, не больше, на трючок — и все!» (цитирую). Ока¬залось: - три падения, подсечка в гору, что абсурдно, и лошадь подсеклась, видно, поняв — надо! А также последующий отъезд без гро¬ша, ибо деньги были выбраны заранее. Но!.. Чем подробней я вспоминаю, тем тяжелей и тяжелей на душе. Я тороплюсь закончить этот черный трюковой сезон, когда я потерял половину себя — Сашу... Раненные камни Кинусь на этот последний фильм с Андреевым, чтобы разбавить фатальность картины, встречей с грузинскими каскадерами, единственными неконкурента¬ми и приветливыми, гостеприимными друзьями. Их компания являла собой очень индивидуальный, я бы сказал, даже экстравагантный подбор личностей, общение с которыми доставляло нам огромное удовольствие. Мы были дома!.. Вино лилось рекой, братские беседы поражали добро¬желательством, витиеватостью тостов, а также открытостью душ и готовностью выполнить любое наше желание! Конечно, не обошлось и без криминальных знакомств: - один наш гость по¬требовал в соседнем магазине шампанского для каскадеров! Он был с револьвером в руках и прибыл после закрытия... Однако, грузин грузи¬на понял! Он отпустил хулигану спиртное с приветом трю¬качам из Москвы! Многое нас поражало в чудесной Грузии. Иванов, например, после первых веселых встреч заявил: - «Грузия — это не география, а степень опьянения!» К тому же, познав ее сполна, к ночи выдумал новые названия вин «Сексашени», «Сексмараули» вместо традиционных «Киндзмараули» и «Ахашени» и прочее... Не могу не вспомнить отца кавалеристов студии «Грузия-фильм», Мартына Сер¬геевича. Он был похож на пожилого Бельмондо, но со вставной челюстью, так как в далекой трюковой юности сделал под¬сечку зубами, оставив в ремне штрабата (приспособление из кожи) добрую половину кусательно-жевательного аппарата. Ну, разумеется, это легенда, и она рассказывалась «вти¬хую», но то, что он посвятил себя кинематографу и травми¬ровался на благо оного неоднократно, - бесспорная правда! «Дети» его славились храбростью, профессионализмом и та¬лантом гулять предельно весело! Задолго до этого приезда я был знаком с некоторыми из каскадеров Тбилиси и, в частности, с Юриком Григоряном, «армянином грузинского розлива», по его собственному выражению. Он был маленького роста, обладал большим но¬сом и огромным сердцем! Когда мне понадобилось, однажды ( «Раненные камни» ), переделать неказистую подсеч¬ку, а лошадь не шла, Юрик дал мне свою, заранее зная, что я могу сломать ей шею, хотя бы потому, что поперек седла ле¬жал «плененный» Дорофеев, а значит риск ввиду двойного веса увеличивался!.. Слава Богу, все обошлось. Конек сделал почти сальто, когда я его подсек, и мы втроем раскатились в разные стороны. Хорошо знал Юрика и Андреев. Григорян относился к нам действительно по-братски и, когда Сашки не стало, ры¬дал, как ребенок. Потом плакал и я... Уже будучи в Париже, зимой 92-го года получил весть, что Божьего человека Юрика Григоря¬на забила ногами советская милиция за неделю до путча ми¬литаристов - Светлая ему память! Жизнь прежде не подавала никаких видимых сигналов, что некоторых из нас скоро не станет!.. Мы рисковали, ве¬селились, гуляли по чудесному Тбилиси и хвалились друг другу трюковыми победами и будущими планами. Мой рассказ о Юрике впереди, а сейчас вместе со всей бригадой грузин надо «ограбить поезд», «напасть кой на ко¬го на горной дороге», совершить множество падений и на землю, и в воду, а также на коробки (высотный трюк, заду¬манный мною как тройной каскад, дублирующий полет в пропасть погибшего уже от сабли героя бандита). Предстояло также продубли¬ровать актеров в некоторых опасных эпизодах баталий и драк. Большой объем работы вестерна нам был по душе. Лошадей Мартын Сергеевич давал безоговорочно, а друзья прибывали на на них к началу съемки, как часы — точно. Правда, начало фильма как-то затяну¬лось и мы уехали в Кабардино-Балка¬рию, а снова посетили любимый Тбилиси, уже без Саши... Кстати, первое, что меня поразило по приезде в Нальчик, — в го¬рах не стало выбранного мною места для тройного падения — скалу взорвали! Как мы ни спешили жить — за нею пос¬петь невозможно! Усекновение скалы произошло потому, что местные власти решили расширить дорогу и круто изменили виденный ранее пейзаж. В ярости, я хотел прыгнуть с водопада (20—25 м), но Андреев воспротивился, так как подготовка к этому отняла бы у нас время, положенное на другие трюки. Пришлось отложить, но впоследствии я не жалел, так как сделал падение, правда, с двойным каска¬дом, вернувшись в Тбилиси, и на том месте, где Дорофеев и Андреев летали горящими на фильме «Путешествие будет опасным». Получился трюк в память о Сашке... На картине «Раненные камни» мне не нравилось многое: постоянные разговоры в киногруп¬пе, какую я дал взятку директору и сколько сами урвем за работу. По¬чему так? Не знаю... Быть может, мой внешний вид в первый приезд с шоу на Сахалине вызывал негативные ассоциации. Очевидно, лысый, обгоре¬лый и с кровавым глазом, я олицетворял для некоторых об¬раз советского взяткодателя и мафиозо? Забавно, но все ведь это проделывали лица благообразные, а я не тянул даже на их шарж! Тем не менее необходимо было продол¬жать работу и мы занялись драками, дуэлями героев и кон¬ными трюками, коими изобиловал сценарий. Не знаю, ин¬тересно ли это для европейских коллег, но до последнего времени мы выбивали окна, то есть рамы, застекленные обычным способом. Заказать спецстекло для такого «трюч-ка», да еще высоко в горах, считалось производственной ди¬костью! На то он и советский каскадер, чтобы делать кад¬ры, максимально приближенные к реальности! И мы дела¬ли... Пишу это как предисловие к драке в интерьере. Подпи¬лив рамы, мебель, полки, расставив кувшины из глины, подложив минимум имеющихся защитных средств на части давно израненных тел, бригада весь этот атрибут раскроши¬ла друг о друга за день и приступила к конным трюкам. Горные речки, берега и дороги — не самые лучшие места для подобного каскада, но подсыпали песочку, землицы, иска¬ли отмели, очищали их от камней и нам удалось не убить ни одной лошади и не пораниться самим. Ушибы, царапины в счет не шли, ибо еще старые кавалеристы говаривали: «Сесть на коня — уже трюк!» Я согласен. Упасть — тем более!.. Итак, вволю накрутившись с лошадками и без, я занял¬ся постановкой двух дуэлей, а друзья затомились от без¬делья и стали проситься на родину. Туда же стремились и украинцы. Поэтому с общей по¬мощью удалось довольно быстро сделать удачные схемы бо¬ев и, взяв хороший по тому времени аванс (пятьсот рублей), мы собрались в Москву, а киногруппа — в Киев. Вечером Андреев, резко изменив маршрут, уговорил ле¬теть Кубу в Питер — погулять, а потом быстро напился (так всем показалось) и попросил меня отвести его в номер эта¬жом ниже, так как его сильно качало... Вырываясь, он па¬дал в коридоре, скатился по лестнице и такое плел, что у меня щеки заныли от хохота. Дружок кричал: «Люблю Иру!.. Выше каскаде¬ра — только небо!.. Весь мир у наших ног!» И прочее, и прочее... Наконец мы добрались до его комнаты. Я пожелал ему всего хоро¬шего и двинулся к двери... Вдруг, абсолютно трезвый голос Саши меня остановил: - «Посиди, кое-что скажу...» Я присел. — Если со мной что-нибудь случится, хочу, чтоб ты со¬общил Ире... — Обязательно! — Не шучу... — Саш, ты же к ней летишь, вот сам и сообщишь. — Я сделал перед вылетом отсюда рентген... У меня оста¬лось одно легкое! — Так, пойду-ка я спать... — Ну иди, дурачок! Андреев, не раздеваясь, бросился на кровать и захохо¬тал. — Последняя просьба... - Говори. — Брось помидорчик. — На! Я дал ему помидор. Дружок засунул его целиком в рот и стал мне строить пресмешные рожи. — Доволен? — Карин, через два дня жду тебя в Питере. — Хорошо. — Точно? — Точно. — Смотри — ты сказал!.. — Ну все, все, спокойной ночи. — Пока... Лицо его опять стало угрюмым. Андреев отвернулся к стене, а я, облегченно вздохнув, вышел — уснет! Ничто ме¬ня не насторожило, смолчала интуиция, и я даже не поде¬лился с товарищами «глупостями о легком» и т.д. Поднял¬ся, помню, наверх, поболтал с Ивановым и тоже лег спать. Наутро мы разлетелись в разные стороны. Денек в Москве я отдохнул, почитал, побродил по Москве, позвонил знакомым, а ночью меня разбудил Андреев. Голос в трубке был обычным, дружок спокойно напомнил: - «Завтра вылетай, жду. Позвони моей мамке — привет!» — Привет... Всю жизнь мне казалось, что я не самый толстокожий из людей, что могу чувствовать происходящее в душах близ¬ких... Какая ужасная самоуверенность и недалекость! Снова — ноль беспокойства, и лишь шевельнулась мысль: «А почему бы и не слетать? Сашка, Куба, Ира...» Но я погулял в Москве еще денек и дождался рокового звонка из бывшего Ленинграда. На этот раз говорил Куба. Казахский друг плакал, пытался рассказать все сра¬зу, но внятно произносил лишь одно: - «Андреева больше нет! Сашка повесился!..» Наверное, это было началом моего теперешнего парали¬ча. Трубка упала, мешком рухнуло на кровать тело, в душе, вдруг, лопнуло незримое пространство и из него выполз ужас... Мозг повертел происшедшее, как кубик-рубик и, найдя самое оптимальное, пришел к веселому выводу — шутка! Я поднял трубку и сказал все еще рыдающему Кайербеку-Кубе, что вылетаю немедленно и дам обоим так, что они навсегда утратят подобный юмор! Тут нас прервали, голос казаха куда-то пропал, и вместо него прилетел тяже¬лый стук — стук сердца... Я неожиданно поверил. Господи, что делать?! Как же так!.. Са-а-ш-к-а-а!!! Лет десять у ме-ня не получалось плакать. Сейчас же, я беспомощно захлопал глазами и из них хлынули слезы. Что делать?! Иванов гулял в эту ночь в соседнем доме, у молодой. ве¬селой четы - надо звонить!: — Вася, привет. — Кто?.. — Дай Витю! — Карин, ты? Ему плохо... — Василий, позови Иванова — Андреев погиб. — Что?! Через десять минут пришел помятый, с какой-то беспо¬лезной надеждой в глазах Виктор. — Пр-равда?.. — Правда. Снова позвонил Куба. На этот раз в разговор вмешивал¬ся еще один приятель и сомнений не осталось... Юморист Иванов заплакал: - «А мы?..» - Почему-то первое, что произ¬нес Виктор. Я достал остаток коньяка, мы выпили и затем стали, как роботы, передвигаться по комнате: я — одеваясь, а он — листая записную книжку. — Поехали. — Такси вызови. — На дороге быстрей поймаем. — А коньяк?.. — Купим. У нас магазина три в сторону аэропорта. Мы вышли на улицу. ...В «Шереметьево» билетов не оказалось и оставалось расчитывать лишь на случайные места. Проводив один са¬молет, Виктор и я поднялись в ресторан второго этажа и стали ждать следующего. У меня никогда не получалось много пить. Двести грам¬мов коньяка за вечер было лимитом. Состояние нетрез¬вости я не любил и даже опасался. К тому же оно не пришло ко мне ни разу в жизни. По молодости я пытался, но нас¬тупало физическое отравление, а опьянение не приходило. Думаю, папка Сильвер выпил и мою долю тоже... К чему я пишу этот ненужный бред? К тому, что мы вы¬пили с Ивановым три бутылки и, как говорится, ни в одном глазу. Быть может, из-за того, что постоянно плакали? Метрдотель, - строгий страж Сухого закона, остановил ис¬полнительных официантов и нас никто не тронул. В некой шапке-невидимке, с оболочкой из горя, мы миновали через час неприступный кордон из желающих улететь и скоро приземлились в Питере. — Такси... — Очередь... — Частник? - Да. Подбежал толстяк с масляной улыбкой: - А ну, за четвер¬так?! И действительно попросил двадцать пять рублей за по¬ездку по указанному адресу. Я всегда не любил Ленинград. Быть может, за погоду, быть может, чувствовал каким-то мистическим образом, что он для меня трагичен как город... Иванов вовремя ухватил меня за руку: - Не бей! Сейчас глав¬ное доехать, пока Сашку не увезли... — Но я знаю город! Эта рожа хочет в пять раз больше! Рожа, ты знаешь, что в квартире лежит наш погибший друг и мы спешим?! — Саня, кому ты это?.. Толстяк ретировался. Диспетчер долго не сажал нас в такси... Потом, вдруг, что-то по¬нял и махнул очередному водиле - мы уехали. ...Андреев нас ждал. Его ноги перегораживали узкий про¬ход на кухню, а тело стыло на кафеле, с открытыми всему миру глаза¬ми. Куба выглянул из комнаты и в ванную не вошел. Това¬рищ находился в состоянии горячки и все время плакал. Виктор закрыл Саше глаза и рот... Мы обыскали карманы — ни записочки! Возле унитаза лежал советский паспорт с отпечатком протектора андреевской кроссовки и окурок «Мальборо». Друг, якобы, удавился стоя... Надел себе петлю, накинул другой ко¬нец на трубу и силой остановил дыхание и жизнь. Никогда не поверю!.. Он, несомненно, пребывал в затяжной дипрессии от давления на нас коммуниста Аристова и пособников, от грядущей свадьбы его любимой Иры, но единственное, что могло ввиду всего этого произойти – кураж! После бутылки коньяка, друг провел шоу с паспортом, выкурил последнюю сигарету и примерил петлю... Но только примерил! Для меня очевидно одно, - алкоголь сгубил Сашку. Ведь ему и в голову не пришло, что расширенные сосуды предельно быстро реагируют на подобные шутки с петлей. Миг! И друг потерял контроль – кровь перестала поступать в мозг, а значит ноги отказали и тело провисло... Конец. Виктор положил на лицо Саши платок, и мы вышли из ванной комнаты. До приезда ментов, мы не имели права перенести тело Андреева на кровать и даже изменить его положение. Двухкомнатная давно не ремонтированная квартира, где все произошло, рас¬полагала к любому криминалу. Со стен свисали клочки обо¬ев. Вдоль стены лежал штабель оструганных досок, на них сидел потрясенный Куба... В спальню и заходить не хотелось... Подъехал приятель Андреева, молодой каскадер Володя, привез коньяк, - выпили. Куба рассказал, что был следователь, ос¬мотрел ванную, снял с помощником показания и заставил его связать аналогичный узел, что и на петле покойного. Куба связал... Милиционер ходил, сравнивал, затем, не долго думая, составил акт и уехал. Коллега его сказал, что за телом при¬будет спецслужба. Так и сидел наш казахский товарищ весь день, ожидая ее, страшась выглядывать в коридор, и молил Бога, чтоб мы успели до этой самой «службы». Мы успели. Очень странно, что оперативники оставили паспорт, и удивительно, что не закрыли глаза покойнику, - за¬были, видать, печальный, но христианский обычай – служба!. Господи, как было тяжело! Я предложил спуститься вниз, на улицу. На детской, раздолбанной взрослыми посе¬ленцами площадке, мы сели на скамеечку и закурили. Ок¬тябрь. Осень. Проклятый город! — Куба, сможешь подготовить отправку Саши в Москву? Володя тебе поможет, а мы с Ивановым сейчас улетим, при¬готовим все для похорон и сообщим матери... Кайербек замахал руками: - «Конечно, конечно!» Только бы не видеть в такой момент мать... Ясно. И тут, во двор медленно въехал серый автобус без окон. - Они! Куба опять заплакал и заходил вокруг скамейки: - Я не пойду наверх, я не пойду! Володя остался с ним. Я не помню, пус¬тили ли нас с Ивановым наверх, но ясно помню, как мы погладили грязный автобус с Сашкой и он уехал, а наши го¬ловы залил гнилой, петербургский дождь. У меня нет сил описывать сцену с мамой, как она отк¬рыла дверь, как не найдя за нашими спинами сына, все поняла и подала назад, размахивая перед лицом руками, как бы от¬гоняя пришедший кошмар. Я не в состоянии точно оценить словом, предложение похоронной службы города «великого Лени¬на»: - отвезти тело в Москву на обычном такси, укутав его простыней, так как была нехватка гробов и лишь скажу пару слов о похоронах... Мы с Богородским привезли к кладбищу тройку лоша¬дей — фактически выкрали их и тарантас в одной из под¬московных баз для шоу. Пока выгружали, да запрягали, Иванов петлял на автобусе с родственниками, оттягивая время и давая нам подготовиться. Затем трюковая бригада встала на поднож¬ки экипажа, казак Евгений сел на козлы, и процессия потя¬нулась к месту захоронения. На крышку гроба я прибил длинный двуручный меч. Мы сказали последние слова и наш Сашка исчез под землей. Духовой оркестр дружеского кавалерийского полка иг¬рал мелодии «Битлз»... Не знаю, какой разум вложил мне в уста черный текст, но я его произнес, и он сработал. Сказал я следующее: - «Теперь мы начинаем умирать...» И через пять лет милиция убила Юрика Григоряна, полу¬чил ножом в живот Антон Смекалкин и чудом выжил. Сел в тюрьму Сергей Дорофеев, обвиненный перестроечной милицией за мафиозность, а в принципе за прошлую лю¬бовь к каратэ и вечное свободолюбие. Был кем-то застрелен у дома Сергей Тараканов, - друг Дорофеева и наш товарищ по съемкам, а много позже казахский каскадер Кайербек(«Куба»). Ве¬селый юморист Иванов уехал в Америку в поисках нормального общества и без перспектив коммунизма, начальников аристовых, гуман¬ной милиции и подальше от происшедшего кошмара, Уехал с Са¬шей в сердце... Себе же, я оставляю «послесловие». После окончания выс¬ших режиссерских курсов( мастерская Ролана Быкова) участвовал в фестивале каскаде¬ров мира в городе Тулуза, где при неудачном падении с тридцати метров сломал позвоночник, живу в красивом, радушно принявшем нас с женой Пари¬же. В Москве остались родители, дети, друзья... Вспоминая о прошлом, думаю, что прожил очень много жизней. Предпослед¬нюю, - с 1986-го по 1989 год, быть может, совсем странно... Трудился в это время много, - около сорока фильмов, но это уже дру¬гие воспоминания, другие трюки — без Андреева... Другая жизнь. .. © Copyright: Александр Карин 2, 2013 Свидетельство о публикации №213071501206