пятница, 20 декабря 2019 г.
четверг, 19 декабря 2019 г.
Труффальдино из Бергамо | конные трюки | работа Анатолия Ходюшина
https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20191217-pora-pora-poraduemsya-40-let-spustya
https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20191217-pora-pora-poraduemsya-40-let-spustya
Пора-пора-порадуемся: как снимали легендарных советских "Трех мушкетеров"
04:01, 23 декабря 2019
«Собеседник+» №11-2019

25 декабря 1979 года на советские экраны вышла знаменитая экранизация романа Дюма. На съемках фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» много фотографировали – члены киногруппы, львовские и одесские фотографы, простые зеваки.
Мы заглянули в фотоархив человека, которого Вениамин Смехов назвал однажды маэстро художественного мордобоя, – постановщика трюков Николая Ващилина. Именно ему фильм обязан эффектными поединками, погонями и драками.

Досье
Николай Ващилин – инженер, каскадер, мастер спорта и вице-чемпион СССР по самбо. Кандидат педагогических наук, в прошлом – доцент кафедры физвоспитания ЛГИТМиКа. С 1964 по 1996 год – постановщик трюков киностудии «Ленфильм». Член Союза кинематографистов России. Ставил трюки в 70 кинокартинах: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Сибириада», «Остров сокровищ», «Легенда о Тиле», «Романс о влюбленных», «Очи черные» и др. Автор книги «Откровения каскадера. Мы умирали по воле режиссеров».
Прыжок на 112 рублей

– С Мишей Боярским мы начали готовиться к съемкам ранней весной 1978 года. Я тогда преподавал в ЛГИТМиКе (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. – Ред.), курс трюковой подготовки актеров, а Миша работал в Театре имени Ленсовета. Три раза в неделю по два часа ездили верхом, дрались и отрабатывали прыжки с крыши сарая. Потом, по приезде во Львов, я поставил лестницу, и Миша прыгал с нее, каждый день поднимаясь на ступеньку. Внизу лежали поролоновые маты, на них – сено. Это нужно было, чтобы научиться в воздухе выбрасывать ноги вперед и приземляться на спину. Падать на ноги нельзя, даже если внизу мягко. Миша готовился недели две или три, только потом прыгнул с балюстрады. Хилькевич (режиссер фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич. – Ред.) рассказывал, что Боярский это сделал самовольно, что никто ему не разрешал, но это неправда – я головой отвечал за все, что было связано с трюками, и под суд мне не хотелось.
В съемках участвовали 15 каскадеров, но некоторые трюки актеры все же выполняли сами. За это им доплачивали. До «Трех мушкетеров» такой практики не было, мне удалось выбить надбавку в Госкино, и все на съемках очень этому удивлялись. Актерская ставка была 16 рублей в день, трюки стоили 16, 25 и 56 рублей в зависимости от сложности. Плюс 50 процентов за репетиции. Миша за тот прыжок получил 112 рублей.
Д'Артаньян оседлал барана

– Баранов привели на съемочную площадку, чтобы воссоздать рыночную площадь в Менге, где Д'Артаньян впервые дерется с людьми кардинала. Миша, конечно, не упустил возможности подурачиться. Он тогда был веселый парень 28 лет – самый молодой из «мушкетеров». Изначально был утвержден Александр Абдулов, но, когда все увидели Мишу, стало понятно, что роль – его. У него горели глаза, он приехал с готовностью репетировать, тренироваться и делал это каждый день – прыжки, верховая езда, удары. В итоге у него все получалось лучше, чем у остальных.
Кстати, в той же сцене на площади женщины пекут пирожки, а потом одна из них начинает бросать тесто в гвардейцев. Ее играет мама Боярского (актриса Екатерина Мелентьева. – Ред.). Она приезжала во Львов в самом начале присмотреть за сыном.
Абдулов в фильме тоже появился. Он часто навещал на съемках Ирину Алферову, много времени проводил на площадке. Раненый гвардеец в финале драки в монастыре Дешо – это он.
Атос как щит

– Атос – мой любимый герой среди мушкетеров. Когда Хилькевич ставил передо мной задачу, он обозначил их образы так: Арамис – иезуит-убийца. Все делает тонко, аккуратно, такой «Подойдите, сударь, я вам проткну грудь». В одной из сцен он бьет меня по лицу ажурной решеткой, в другой – локтем, когда я сзади подкрадываюсь, после чего поет про дуэли. В этом весь Арамис – все незаметно, изящно, но точно.
Д'Артаньян – сумасшедшая машина для рубки. Сначала ввязывается в драку, потом думает. Портос – увалень, который может убить лошадь головой. Атос – мастер своего дела, ему лень связываться с идиотами. Я подбирал движения для каждого, исходя из этих описаний, – очень важно учитывать психофизическую природу актеров и их персонажей.
Вениамин Смехов на съемки приезжал нечасто. В отличие от других театров, Таганка летом работала, и он был занят в спектаклях. Репетировать ему особенно было некогда. Когда увидел его вблизи – как он двигается в жизни, как держится, говорит, – сразу понял, как должен действовать Атос. Высокого роста, Смехов был как колонна, как щит – совсем иной типаж, чем у легких, подвижных Боярского и Старыгина. По драматургии я решил сделать такого бойца, которому достаточно лишь отклониться, чтобы враг пролетел мимо, – скупыми на движения в драке могут быть только большие мастера. Видимо, все удалось, потому что любимым героем Атос стал не только для меня.
Испорченная драка

– Это фото сделано в поселке Грибовка под Одессой, где снимали сцену отъезда Д'Артаньяна в Англию. Идет подготовка к съемкам драки между ним и де Жюссаком. Одежду Владимиру Балону поправляет костюмер Людмила, будущая жена нашего каскадера Геннадия Макоева. Было жарко, поэтому многие из съемочной группы ходили в купальниках и при любой возможности шли на пляж.
Драку, которую я для этого эпизода придумал, Боярский с Балоном испортили. Было задумано, что де Жюссак упадет со склона и попадет в сеть. Параллельно я ставил трюки у Кончаловского в «Сибириаде», и там у меня была похожая драка на берегу, где герой Виталия Соломина запутывался в сетях. Берег в Грибовке я знал. Это крутое песчаное место, неопасное – не поранишься. Сцена на три минуты, поэтому оператор взял одну катушку пленки – на 10 минут съемки. Приехали, а тут Боярский с Балоном, любители импровизации, решили развести масштабную драку. В сети оказался Миша. Нужен был дубль, а пленка кончилась. В следующий день решили ехать в другое место, но там уже были камни – можно было сильно пораниться. В итоге сцену, которая задумывалась простой и короткой, мучили еще целый день на жаре.
Дублерша для Тереховой

– Маргарита Терехова на съемки приезжала редко – она тогда была уже звезда. В 1974 году на экраны вышло «Зеркало» Тарковского. Фильм произвел ошеломляющее впечатление, особенно игра Тереховой. Когда она впервые приехала в Одессу, в аэропорт за ней поехал я. Мы полночи гуляли по городу, я ее терроризировал расспросами про «Зеркало». Она в каком-то интервью вспоминала: мол, я ему рассказываю, как там играла, а он мне потом говорит, ты-то тут при чем, это все Тарковский. Так оно и было.
Терехова приезжала с дочкой Аней. К репетициям относилась серьезно, вообще была очень собранная. Ей все делали комплименты, она их принимала, со всеми была приветлива, хотя держалась как бы в стороне. В седле Терехова сидела прекрасно. Но в трюках ее часто подменяла Лариса Джаркас – наездница из Львова. Это она выпрыгивает в седло из окна таверны. Дальше по сюжету Д'Артаньян гонится за Миледи, а она убивает под ним лошадь. Трюк с завалом лошади Миша сделал сам. На втором фото Боярский и Лариса как раз ждут, когда для этого эпизода установят камеру.

Вообще, самым сложным для «мушкетеров» было усидеть в седле. Поскольку Боярский два месяца занимался верховой ездой, а потом каждый день отгонял лошадей, задействованных в съемках, на конюшню, навык у него появился быстро. К тому же от природы у него была хорошая координация. Остальные специально не занимались и в итоге в седле сидели неважно. В красивых проскачках мушкетеров часто изображали каскадеры.
«Бей первым, Коля!»

– Съемки во Львове заканчивались засадами на Гаврской дороге. Приехал местный гаишник – друг «мушкетеров», который им вино возил. Он поставил мотоцикл, куда-то ушел. Съемка тем временем кончилась, и вдруг все увидели, что Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян сидят на мотоцикле. Те, у кого были фотоаппараты, бросились их снимать – поэтому существует много вариантов этой сцены. Я тоже сделал несколько кадров, а потом в Одессе отпечатал большое фото.
Примерно к 1 августа, когда была отснята сцена в «Красной голубятне» и моя работа в фильме закончилась, я попросил ребят подписать мне снимок. Вот что рассказал об этом Смехов в своем фейсбуке: «Мне 38, я старший – таким и сижу в одолженном у ГАИ мотоцикле. Младшие мои – хороши навсегда: МСБ, самый юный, надписал Коле Ващилину (постановщику трюков, маэстро художественного мордобоя): «Бей первым, Коля!!!» ИВС, наш любимец: «Колюня! В том, что я не сломал шею, виноват ты! Целую!» Возрастная мудрость возросла – от Арамиса к Портосу, и ВГС пишет: «Коленька! Целую и благодарю за то, что жив и здоров!» Ну, и ВБС, скромный автор этих строк: «Убийце и спасителю одновременно!»
Театр для местных

– Где бы мы ни снимали, вокруг всегда собирались зрители. Однажды пробираюсь через толпу и слышу разговор двух женщин. Они увидели Льва Дурова и обсуждают: «Смотри, какой маленький!» – «Но плотный!» Для местных жителей это был театр. Когда репетировали драки, они аплодировали, а иногда кричали «ура». На фото – съемки эпизода, в котором Д'Артаньян приходит играть в шахматы к Ришелье.
Автобусы – для киногруппы. Актеры в них тоже ездили, никто не капризничал. Они же были нищие. Я в институте получал 350 рублей в месяц, а у актеров в театрах был оклад 100 рублей. 20 рублей доплачивали за концерты, если таковые были. На съемках они взбунтовались лишь однажды – когда во Львове их заселили в гостиницу «Колхозная», очень плохую. В итоге съемочную группу, и меня в том числе, переселили в обкомовскую, а мои каскадеры остались на старом месте.
Тогда вообще на всем экономили. Снимали обычно один-два дубля, потому что пленки было очень мало. Она к тому же часто была бракованная. Отсняли, увезли в Москву проявлять, звонят оттуда: брак, царапина на 100 метров. Все, в такой ситуации либо переснимать, либо отказываться от сцены. Американскую пленку «Кодак» давали только Кончаловскому, Бондарчуку – великим.
Те условия сейчас трудно представить, мы давно живем в другом измерении. Но вот пример: чтобы позвонить из Львова в Ленинград, я сидел по три часа на центральной почте и ждал, когда соединят. Об аппаратуре и говорить нечего, особенно на Одесской киностудии. Плюс – пьянки и часто наплевательское отношение к работе. Помню, мне нужен был белый дым для драки. Пиротехник разводит руками: у него только черный. Ну как так? Я же вчера сказал, что надо взять шашку белого. «Забыл», – говорит. И весь разговор. Хилькевич снимал «Мушкетеров» в таких условиях, что не позавидуешь. Но, несмотря на огромное количество погрешностей и откровенных ляпов, фильм, мне кажется, получился.
Как это было
Фильм целый год пролежал на полке
– Сценарий «Трех мушкетеров» был написан Марком Розовским, изначально это был мюзикл в ТЮЗе, и предполагалось, что в итоге выйдет музыкальный фильм, – рассказывает Николай Ващилин. – На «Ленфильме» делали для будущей картины костюмы, поэтому Хилькевич часто наезжал в Ленинград, и в один из его приездов мы встретились в кафе. Он рассказал о замыслах, о том, что Д'Артаньяна будет играть Абдулов, а Атоса – Василий Ливанов, с которым мы были знакомы. Спросил: «А ты мог бы сделать драку, чтобы Д'Артаньян оказался один против десяти? Не представляю, как снимать такую сцену». С ходу я предложил поместить его на строительные леса, чтобы он прыгнул оттуда, подбил их и обрушил вместе с гвардейцами кардинала. Хилькевич заинтересовался. Спросил, сколько будут стоить примерно десять сцен с трюками. Я сказал, что примерно 10 тысяч рублей. Он удивился, что дешево, его зацепило. В итоге он пригласил меня в проект. Впоследствии Хилькевич несколько раз просил Марка Розовского переписать сценарий с учетом трюковых сцен – скачек, драк, погонь, засад. Розовский не соглашался.
А потом случилось следующее. В декабре 1978 года вышла «Кинопанорама», где исполнители главных ролей в рекламных целях рассказывали о фильме – в том числе о драках. И все это дошло до сценариста. Розовский решил, что это уже совсем другое кино, и пошел в суд. Фильм лег на полку и был показан по телевидению только через год – 25 декабря 1979 года.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №11-2019 под заголовком «Пора-пора-порадуемся 40 лет спустя».
Как основоподложник Массарский несёт хрень по телевизору про то как он стрелял в Ходюшина из маленького лука из операторской машины и попадал Ходюшину в грудь и спину, скачущему галопом сбоку от Массарского
https://rutube.ru/video/2bedddc877d7bc69d4e1a2a4bcec0f8a/
Вот этих двух подонков я привёл в кино , в свою студию каскадёров при спортклубе ЛГИТМиКа, где уже работал преподавателем на кафедре физвоспитания и создавал программу профессиональной физподготовки актёров по специальному разрешению Министерства культуры РСФСР , Спорткомитета г.Ленинграда и учил этих скотов трюкам.
Владимир Воробьёв пригласил меня с этой группой работать у него на Труффальдино из Бергамо , ноя уехал работать на "Сибириаду " Андрея Кончаловского , а ребят оставил сделать у Воробьёва отрепетированные трюки и старшим оставил своего друга по самбо Олега Василюка.. Кстати в 1982 меня и Олега Владимир Воробьёв пригласил работать трюки на "Остров сокровищ" , что мы и сделали. Заметили? Воробьёв не пригласил Ходюшина и Сысоева, а пригласил Николая Ващилина.
А вот что пишут в комментах эти скоты про меня
«Ходюшин плохо ездит и плохо падает.
Павлюк плохо валит лошадь, и не на ту сторону.
Ходюшин опоил портвейном кобылу и Хилькевича и чуть не убил Боярского.
Сысоев в "Робин гуде" плохо упал с колокольни и нечестно получил заслуженного деятеля искусств. А должны были дать мне - Ващилину.
Балон глаз выколол Боярскому.
Кто не умеет - тот учит. По ту сторону жизни тоже будет всех учить. "Да кто так моет сковородку? Да кто так дрова подкладывает? Смотрите, дибилы, вот как надо."»
Соберёт справки и выбьет себе должность. По ту сторону жизни Ващилин тоже будет всех учить.
© Николай Сысоев
1
А вот , что пишут каскадёры ГИЛЬДИИ КАСКАДЁРОВ при Союзе кинематографистов России про Николая Сысоева /Отсысоева/ и его подельника ,отсидевшего в тюрьме казачка Анатолия Ходюшина..
В ответ на публикацию интервью с известным каскадером Николаем Сысоевым "Без страховки. Почему в российском кино гибнут каскадеры" Гильдия каскадеров прислала опровержение мнений и фактов, приведенных в материале.
В письме в "НИ", в частности, сказано:
Представителем вашего издания, Надеждой Поповой, опубликовано интервью с Николаем Сысоевым, в котором интервьюируемый говорит о Гильдии каскадеров Союза Кинематографистов РФ следующее:
«…В Союзе кинематографистов сегодня много разных гильдий - операторов, режиссеров и т.д. Но ни одна из них не выдаёт разрешения на работу. Гильдии существуют для защиты трудовых и творческих прав своих сотрудников. Иное дело - Гильдия каскадеров, которая с легкостью необыкновенной выдаёт разрешения на работу совершенно случайным людям. В руководстве этой гильдии есть персоны, которые имеют личный опыт в 2-3 трюка. И ни у кого нет специального образования, а у некоторых за плечами - только 8 классов средней школы!»
Для справки: Гильдия каскадеров Союза кинематографистов РФ – профессиональное сообщество, объединяющее ведущих постановщиков трюков и каскадеров страны (около 150 человек). Президент Гильдии каскадеров - Александр Иншаков, доверенное лицо Президента РФ Путина В.В. Наша организация занимается представлением и защитой прав и интересов постановщиков трюков и каскадеров. В составе Гильдии помимо каскадеров, состоит более 40 постановщиков трюков, чей стаж работы исчисляется десятилетиями успешной работы, со времен СССР. Информацию о них можно найти на сайте Союза кинематографистов или на сайте Гильдии. Это абсолютное большинство всех профессионалов от профессии каскадер.
Главный руководящий орган Гильдии каскадеров- Президент и Совет Гильдии (состоит из 11 опытных постановщиков трюков), и Президент и Совет выбирается на общем собрании Гильдии. Все члены Гильдии каскадеров СК РФ являются членами Союза Кинематографистов РФ. Для справки: что бы стать членом Союза Кинематографистов РФ, необходимо пройти приемную комиссию (состоящую из 25 опытнейших кинематографистов), и предоставить видеоматериалы, подтверждающие стаж работы в трюковом кино (не менее 30 киноработ). Поэтому говорить об опыте в 2-3 трюка просто смешно, а в правовом аспекте это просто ложь, распространенная на страницах масс-медиа издания.
На сегодняшний день, никаких «разрешений на работу» в профессии каскадер не существует. Проверить это можно обратившись в Министерство Труда и Соц.Защиты РФ.
Также как нет в Гильдии «случайных людей» о которых говорит Сысоев (см. информацию о приеме в Гильдию выше).
Члены Гильдии получают удостоверения о членстве, но они не являются допуском (разрешением на работу). Удостоверения пластиковые, со штрих кодом организации, стоят 350 рублей!
Опять ложь Николая Сысоева и Надежды Поповой: «…каскадерами себя называют сотни человек, потому что купить "корочки" можно за 80 тысяч рублей. Этот факт мне хорошо известен.» Можем лишь предположить, что Сысоев сам продавал кому-то удостоверения от организации, которую он сам возглавляет, поэтому этот факт ему «хорошо известен»?
Что касается специального образования, о котором говорит Сысоев, то его в РФ для каскадеров не существует. Ни одно госучреждение не готовит каскадеров.
Также следующая ложь из интервью: «Несколько дней назад в Уфе на съемках фильма "И это всё Роберт" сломал позвоночник Петр Акимов - каскадер во втором поколении. До этого ЧП погибли три его товарища по профессии.»
Действительно, в Уфе каскадер получил травмы при выполнении трюка, но никаких три его товарища не гибли, слава Богу! Между тем, на съемочных площадках, под руководством Николая Сысоева, как постановщика трюков, имели место быть случаи, в которых каскадеры получали травмы.
Николай Сысоев с легкостью выдает желаемое за действительное: «И конечно же, драки в картине «Человек с бульвара Капуцинов» с Андреем Мироновым и Александрой Яковлевой в главных ролях. Эту картину снимали в Коктебеле и Феодосии. Я отвечал за весь мордобой в "ковбойском" городе.»
Увы, снова ложь. Николай Сысоев был в составе группы из 30 каскадеров, принимавших участие в съемках фильма, но он не являлся постановщиком сцен драк (см.титры фильма). В данном случае он просто пытается присвоить себе чужую работу.
Для справки: Для каскадеров, постановщиков трюков со стажем, хорошо известно, что еще 20 лет назад Николай Сысоев «славился» не только трюками, но и кляузами и клеветой, которую он по сей день не устает распространять в отношении своих коллег-каскадеров, более востребованных в профессии, чем он.
Также Николай Сысоев регулярно распространяет клевету на коллег по профессии на страницах соцсетей. Этому сложно противостоять.
Между тем, Сысоев является единоличным директором Некоммерческой негосударственной организации под громким названием «Международная Академия Трюка», и, скорее всего клеветнические интервью — это его попытка бороться с сильной многочисленной организацией, которую он считает конкурентом.
В связи с вышеизложенным мы считаем, что данная публикация является клеветой, и порочит деловую репутацию не только Гильдии каскадеров Союза Кинематографистов России, но и ее Президента Александра Иншакова, и каждого из членов Гильдии.