воскресенье, 18 августа 2019 г.

Три мушкетёра - чекисты короля

Мушкетёры - чекисты короля



На днях посмотрел очередную передачу о том, как снимали фильм "Д*Артаньян и три мушкетёра"  по каналу ТВЦ  /не блогера какого -нибудь/ и   расхохотался....Вашу мамашу!  Врут и не краснеют. Хотел бы я посмотреть на штаны этих мушкетёров тогда во Львове после беседы с кагэбэшниками в гостинице "Ульяновская"......)))


https://www.youtube.com/watch?v=dxDfuJqkWI8&featur...


Сейчас врать можно всё , чего захочется...Публика подросла новая и поверит во всё....особенно  мне понравилось, как Михаил Боярский лихо сплёл историю с проверкой артистов фильма сотрудниками Львовского управления КГБ СССР. Нужно  припомнить  ещё что Львовская область - это приграничная Зона и там  рынок ,куда ездили спекулянты из Польши и всех концов СССР / такая была Черкизона где отоваривались спекулянты.../.
   При возникновении этого конфликта сотрудники КГБ СССР Львова сразу послали запросы на фигурантов по месту жительства....Такое было у них правило. зафиксировано оскорбление Генсека Брежнева....Каждому из чекистов нужно написать отчёт. И что он напишет, что он Боярского Мишу пожурил или штраф 3 рубля выписал?  И на Мишу Боярского запрос попал к лейтенанту  УКГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области  лейтенанту Путину...))   О, сюжет!   Путин тогда работал в Пятой службе УКГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области  и курировал спорт, искусство и религию. Он /и только он/ должен был дать заключение о благонадёжности Михаила Боярского, как диссидента. И отчитаться, что  он Боярского.... завербовал !! За такие анекдоты пять лет тюрьмы тогда давали. Или вербовали с условным наказанием.  Рыпнишься... и в тюрьме.   Там же на фильме "Три мушкетёра"  были насильно  втиснуты его  осведомители - Анатолий Петрович Ходюшин  и Игорь Березовский.....Может и ещё кто то....Может и я..)))
   Эти осведомители должны были написать Путину свои  отчёты о поведении мушкетёров на съёмках,особенно в случае ЧП.  Вот так обстояли дела в СССР....Тем более, что Анатолий Ходюшин  числился комсомольцем и внуком красного кавалериста,отслужившим срочную службу в Советской армии в 11 отдельном кавалерийском полку при Мосфильме.....А там тоже было за кем присмотреть!

Всем этим артистам Смирнитскому В., Боярскому М., Балону В., Смехову В., Дурову Л. и многим другим нужно было оформлять характеристики и выездые дела,проходить собеседования на выездных комиссиях Райкомов КПСС по месту работы для выезда ха границу на гастроли или в туристическую поездку...У Владимира Балона жена,солистка ансамбля "Берёзка"  тоже должна была иметь благонадёжного мужа...А Владимир Балон , мушкетёр на скользкой дорожке, давно был на дурном счету в КГБ СССР.    И чтобы так просто всё сошло с рук? Не смешите меня....
Только представьте себе, что генерал Львовского КГБ СССР подумал бы всё спустить на тормозах, а кто -нибудь стуканул в Москву  в КГБ СССР Андропову, что он простил тех, кто оскорбил или рассказал анекдот про ГЕНСЕКА КПСС Леонида Ильича Брежнева.....Нет,ребяткаи...Всех вас завербовали с условным сроком.....Рыпнитесь - кирдык вам !

В 1974  году ,то есть в то же время, из СССР были выдворены и лишены гражданства  музыкант Ростропович и его жена Галина Вишневская, писатель Александр Солженицын, посажены в тюрьму Даниэль и Синявский и тысячи граждан, высказывающих критические замечания по пустякам. а критиковать Генсека КПСс Брежнева - это полный капец ...






Николай Ващилин ,Александр Филатов ,Анатолий Ходюшин и ухо Олега Василюка на тренировке моей студии каскадёров при Спортклубе ЛГИТМиКа,1974







Комсомолец, внук  красного кавалериста Анатолий Ходюшин  написал кляузу и на Александра Массарского  в  октябре 1975  и разбирал её  инструктор Горкома КПСС Виталий Потёмкин , который и ныне присутствует на Фейсбуке и сможет/если захочет/ подтвердить это...





Николай Караченцов в телефильме "Один за всех"  Летелефильм, 1985  на борту реклама А.Ходюшин В.Резник  типа известные каскадёры СССР







Ходюшину на первой и последней   тренировке сломали нос и он стал себя считать боксёром и постановщиком драк...а в 1991 ещё и казаком вместо комсомольца....Но стучать не перестал.

Смиронов ,В.Путин, В.Киселёв, Игорь Березовский..друг Путина,  Ходюшина и Резника Владислава .1994  .Олимпия Михаила Мирилашвили .Игры Доброй Воли


Друг Ходюшина    -  каскадёр  Улдис Веспайлс  с фильма   "Стрелы Робин Гуда"  тоже прокололся и был завербован..стучит на товарищей актёров и каскадёров с Ходюшиным наперегонки







Слева  новичок  Анатолий Ходюшин,  каскадёры   Николай Вашилин и Владимир Шаварин у отеля Юрмала на съёмках "Легенда о ТилК" Юрмала, октябрь 1974


Каскадёр Николай Ващилин на съёмках фильма Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину"   , близ Волгограда,хутор Милославский  , май   1974




Сергею Бондарчуку  на съёмках всегда  помогали солдаты Советской Армии....За фразу об этом он не простил Никите Михалкову...



Каскадёры Петров , аспирант ЛНИИФК Николай Ващилин и Олег Василюк на съёмках фильма "Легенда о Тиле" ,Юрмала,октябрь.1974


Однако в августе 1978  органы КГБ СССР  по Львову всё таки  за грабёж польских туристов-спекулянтов    АРЕСТОВАЛИ   группу каскадёров киногруппы "Три мушкетёра"....Сергей Васильев по приказу Ходюшина взял на себя всё и сел на 10 лет....В октябре 1979  уже в Ленинграде арестовали и посадили Анатолия Петровича Ходюшина за хранение огнестрельного оружия на два года...а потом по  его наводке арестовали Евгения Топорова / 13 лет в Тулунской тюрьме/ и Сергея Суслина /9 лет в тулунской тюрьме/ ...Оба каскадёры из группы Александра Массарского при Ленфильме.и В том же году арестовали  Вячеслава Иванькова по кличке Япончик , друга Владимира Балона и Александра Иншакова  /14 лет в Тулунской тюрьме/.....


Арамис бьётся с людьми Рошфора..Справа каскадёр Евгений Топров  , благодаря Ходюшину попавший в Тулунскую тюрьму на 13 лет....




Слева Николай Ващилин, Сергей Васильев в образе Констанции и кучер-стукач Анатолий Ходюшин,Львов 1978


В  1978 году генсек ЦК КПСС Леонид Иьич Брежнев был в большой силе и КГБ СССР во главе с Ю.В.Андроповым не позволило бы просто так смеяться и издеваться над Главным человеком в СССР....
Кстати в 1981 году после освобождения Анатолий Петрович Ходюшин /видимо не без помощи Путина/ близко сошёлся с консультантом пот трюкам Ленфильма Михаилом Михайловичем Бобровым и прошёл аттестацию на каскадёра....Но в 1982 году в Ялте  у них на съёмках грузинского фильма "Операция Саламандра"  Вахтанга Микеладзе / с ним Ходюшин познакомился на Зоне, где тот обывал срок за антисоветские взгляды высказанные на митинге в Тбилиси Грузинской СССР/ погиб каскадёр..Они столкнули его с борта корабля на лошади при помощи скипидара.....и Бобров М. М. вынужден был уволиться с Ленфильма по собственному желанию до возбуждения ДЕЛА органами.  А Ходюшина я дурак ещё брал с собой на съёмки  фильма Никиты Михалкова "Очи Чёрные" дублировать Марчелло Мастроянни..но тоже по совету кагэбэшника с Ленфильма,друга Путина,который тогда уже был в командировке в ГДР / возможно из за львовского дела/.





Михаил Бобров на шпиле Петропавлоского собора в Питере....Готовимся вывешивать красное знамя в фильме Сергея Бондарчука "Красные колокола", 1981












Военный разведчик ,зав.кафедрой спорта ЛГУ, консультант по трюкам Ленфильма Михаил Михайлович бобров в годы войны 1941-1945  года маскировал с альпинистами Ольгой Фирсовой,Алоизом Земба и Аликой   высотные доминанты Питера....



Каскадёры М.бобров ,Сергей Шульга ,страхующие Николай Ващилин,Олег Василюк на шпиле Петропавловского собора...1981 Фото каскадёра Юрия Николаева




А.С.Массарский и Вячеслав Косенко слушают указания Сергея Бондарчука по организайии массовки на демонстрации рабочих А.Ходюшина,Д.Шулькина и дрррр..."Красные колокола"   май. 1982



Каскадёры Сергей Шульга и Николай Ващилин слушают установку Сергея Бондарчука в сцене штурма Зимнего дворца,,октябрь, 1981



Володя путин и Володя Черёмушкин  следядят за инакомыслящими.... 1973



В.путин М.М.Бобров и А.Петров на церемонии 300 летия Санкт-Петербурга








Рубрика произведения: Проза -> Быль
Свидетельство о публикации: izba-2019-2614261
© 18.08.2019 Николай Ващилин


Пора-пора-порадуемся: как снимали легендарных советских "Трех мушкетеров"

04:01, 23 декабря 2019
«Собеседник+» №11-2019

Кадр: фильм «Д'Артаньян и три мушкетера»
Кадр: фильм «Д'Артаньян и три мушкетера»
25 декабря 1979 года на советские экраны вышла знаменитая экранизация романа Дюма. На съемках фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» много фотографировали – члены киногруппы, львовские и одесские фотографы, простые зеваки.
Мы заглянули в фотоархив человека, которого Вениамин Смехов назвал однажды маэстро художественного мордобоя, – постановщика трюков Николая Ващилина. Именно ему фильм обязан эффектными поединками, погонями и драками.
Досье
Николай Ващилин – инженер, каскадер, мастер спорта и вице-чемпион СССР по самбо. Кандидат педагогических наук, в прошлом – доцент кафедры физвоспитания ЛГИТМиКа. С 1964 по 1996 год – постановщик трюков киностудии «Ленфильм». Член Союза кинематографистов России. Ставил трюки в 70 кинокартинах: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Сибириада», «Остров сокровищ», «Легенда о Тиле», «Романс о влюбленных», «Очи черные» и др. Автор книги «Откровения каскадера. Мы умирали по воле режиссеров».

Прыжок на 112 рублей

– С Мишей Боярским мы начали готовиться к съемкам ранней весной 1978 года. Я тогда преподавал в ЛГИТМиКе (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. – Ред.), курс трюковой подготовки актеров, а Миша работал в Театре имени Ленсовета. Три раза в неделю по два часа ездили верхом, дрались и отрабатывали прыжки с крыши сарая. Потом, по приезде во Львов, я поставил лестницу, и Миша прыгал с нее, каждый день поднимаясь на ступеньку. Внизу лежали поролоновые маты, на них – сено. Это нужно было, чтобы научиться в воздухе выбрасывать ноги вперед и приземляться на спину. Падать на ноги нельзя, даже если внизу мягко. Миша готовился недели две или три, только потом прыгнул с балюстрады. Хилькевич (режиссер фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич. – Ред.) рассказывал, что Боярский это сделал самовольно, что никто ему не разрешал, но это неправда – я головой отвечал за все, что было связано с трюками, и под суд мне не хотелось.
В съемках участвовали 15 каскадеров, но некоторые трюки актеры все же выполняли сами. За это им доплачивали. До «Трех мушкетеров» такой практики не было, мне удалось выбить надбавку в Госкино, и все на съемках очень этому удивлялись. Актерская ставка была 16 рублей в день, трюки стоили 16, 25 и 56 рублей в зависимости от сложности. Плюс 50 процентов за репетиции. Миша за тот прыжок получил 112 рублей.

Д'Артаньян оседлал барана

– Баранов привели на съемочную площадку, чтобы воссоздать рыночную площадь в Менге, где Д'Артаньян впервые дерется с людьми кардинала. Миша, конечно, не упустил возможности подурачиться. Он тогда был веселый парень 28 лет – самый молодой из «мушкетеров». Изначально был утвержден Александр Абдулов, но, когда все увидели Мишу, стало понятно, что роль – его. У него горели глаза, он приехал с готовностью репетировать, тренироваться и делал это каждый день – прыжки, верховая езда, удары. В итоге у него все получалось лучше, чем у остальных.
Кстати, в той же сцене на площади женщины пекут пирожки, а потом одна из них начинает бросать тесто в гвардейцев. Ее играет мама Боярского (актриса Екатерина Мелентьева. – Ред.). Она приезжала во Львов в самом начале присмотреть за сыном.
Абдулов в фильме тоже появился. Он часто навещал на съемках Ирину Алферову, много времени проводил на площадке. Раненый гвардеец в финале драки в монастыре Дешо – это он.

Атос как щит

– Атос – мой любимый герой среди мушкетеров. Когда Хилькевич ставил передо мной задачу, он обозначил их образы так: Арамис – иезуит-убийца. Все делает тонко, аккуратно, такой «Подойдите, сударь, я вам проткну грудь». В одной из сцен он бьет меня по лицу ажурной решеткой, в другой – локтем, когда я сзади подкрадываюсь, после чего поет про дуэли. В этом весь Арамис – все незаметно, изящно, но точно.
Д'Артаньян – сумасшедшая машина для рубки. Сначала ввязывается в драку, потом думает. Портос – увалень, который может убить лошадь головой. Атос – мастер своего дела, ему лень связываться с идиотами. Я подбирал движения для каждого, исходя из этих описаний, – очень важно учитывать психофизическую природу актеров и их персонажей.
Вениамин Смехов на съемки приезжал нечасто. В отличие от других театров, Таганка летом работала, и он был занят в спектаклях. Репетировать ему особенно было некогда. Когда увидел его вблизи – как он двигается в жизни, как держится, говорит, – сразу понял, как должен действовать Атос. Высокого роста, Смехов был как колонна, как щит – совсем иной типаж, чем у легких, подвижных Боярского и Старыгина. По драматургии я решил сделать такого бойца, которому достаточно лишь отклониться, чтобы враг пролетел мимо, – скупыми на движения в драке могут быть только большие мастера. Видимо, все удалось, потому что любимым героем Атос стал не только для меня.

Испорченная драка

– Это фото сделано в поселке Грибовка под Одессой, где снимали сцену отъезда Д'Артаньяна в Англию. Идет подготовка к съемкам драки между ним и де Жюссаком. Одежду Владимиру Балону поправляет костюмер Людмила, будущая жена нашего каскадера Геннадия Макоева. Было жарко, поэтому многие из съемочной группы ходили в купальниках и при любой возможности шли на пляж.
Драку, которую я для этого эпизода придумал, Боярский с Балоном испортили. Было задумано, что де Жюссак упадет со склона и попадет в сеть. Параллельно я ставил трюки у Кончаловского в «Сибириаде», и там у меня была похожая драка на берегу, где герой Виталия Соломина запутывался в сетях. Берег в Грибовке я знал. Это крутое песчаное место, неопасное – не поранишься. Сцена на три минуты, поэтому оператор взял одну катушку пленки – на 10 минут съемки. Приехали, а тут Боярский с Балоном, любители импровизации, решили развести масштабную драку. В сети оказался Миша. Нужен был дубль, а пленка кончилась. В следующий день решили ехать в другое место, но там уже были камни – можно было сильно пораниться. В итоге сцену, которая задумывалась простой и короткой, мучили еще целый день на жаре.

Дублерша для Тереховой

– Маргарита Терехова на съемки приезжала редко – она тогда была уже звезда. В 1974 году на экраны вышло «Зеркало» Тарковского. Фильм произвел ошеломляющее впечатление, особенно игра Тереховой. Когда она впервые приехала в Одессу, в аэропорт за ней поехал я. Мы полночи гуляли по городу, я ее терроризировал расспросами про «Зеркало». Она в каком-то интервью вспоминала: мол, я ему рассказываю, как там играла, а он мне потом говорит, ты-то тут при чем, это все Тарковский. Так оно и было.
Терехова приезжала с дочкой Аней. К репетициям относилась серьезно, вообще была очень собранная. Ей все делали комплименты, она их принимала, со всеми была приветлива, хотя держалась как бы в стороне. В седле Терехова сидела прекрасно. Но в трюках ее часто подменяла Лариса Джаркас – наездница из Львова. Это она выпрыгивает в седло из окна таверны. Дальше по сюжету Д'Артаньян гонится за Миледи, а она убивает под ним лошадь. Трюк с завалом лошади Миша сделал сам. На втором фото Боярский и Лариса как раз ждут, когда для этого эпизода установят камеру.
Вообще, самым сложным для «мушкетеров» было усидеть в седле. Поскольку Боярский два месяца занимался верховой ездой, а потом каждый день отгонял лошадей, задействованных в съемках, на конюшню, навык у него появился быстро. К тому же от природы у него была хорошая координация. Остальные специально не занимались и в итоге в седле сидели неважно. В красивых проскачках мушкетеров часто изображали каскадеры.

«Бей первым, Коля!»

– Съемки во Львове заканчивались засадами на Гаврской дороге. Приехал местный гаишник – друг «мушкетеров», который им вино возил. Он поставил мотоцикл, куда-то ушел. Съемка тем временем кончилась, и вдруг все увидели, что Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян сидят на мотоцикле. Те, у кого были фотоаппараты, бросились их снимать – поэтому существует много вариантов этой сцены. Я тоже сделал несколько кадров, а потом в Одессе отпечатал большое фото.
Примерно к 1 августа, когда была отснята сцена в «Красной голубятне» и моя работа в фильме закончилась, я попросил ребят подписать мне снимок. Вот что рассказал об этом Смехов в своем фейсбуке: «Мне 38, я старший – таким и сижу в одолженном у ГАИ мотоцикле. Младшие мои – хороши навсегда: МСБ, самый юный, надписал Коле Ващилину (постановщику трюков, маэстро художественного мордобоя): «Бей первым, Коля!!!» ИВС, наш любимец: «Колюня! В том, что я не сломал шею, виноват ты! Целую!» Возрастная мудрость возросла – от Арамиса к Портосу, и ВГС пишет: «Коленька! Целую и благодарю за то, что жив и здоров!» Ну, и ВБС, скромный автор этих строк: «Убийце и спасителю одновременно!»

Театр для местных

– Где бы мы ни снимали, вокруг всегда собирались зрители. Однажды пробираюсь через толпу и слышу разговор двух женщин. Они увидели Льва Дурова и обсуждают: «Смотри, какой маленький!» – «Но плотный!» Для местных жителей это был театр. Когда репетировали драки, они аплодировали, а иногда кричали «ура». На фото – съемки эпизода, в котором Д'Артаньян приходит играть в шахматы к Ришелье.
Автобусы – для киногруппы. Актеры в них тоже ездили, никто не капризничал. Они же были нищие. Я в институте получал 350 рублей в месяц, а у актеров в театрах был оклад 100 рублей. 20 рублей доплачивали за концерты, если таковые были. На съемках они взбунтовались лишь однажды – когда во Львове их заселили в гостиницу «Колхозная», очень плохую. В итоге съемочную группу, и меня в том числе, переселили в обкомовскую, а мои каскадеры остались на старом месте.
Тогда вообще на всем экономили. Снимали обычно один-два дубля, потому что пленки было очень мало. Она к тому же часто была бракованная. Отсняли, увезли в Москву проявлять, звонят оттуда: брак, царапина на 100 метров. Все, в такой ситуации либо переснимать, либо отказываться от сцены. Американскую пленку «Кодак» давали только Кончаловскому, Бондарчуку – великим.
Те условия сейчас трудно представить, мы давно живем в другом измерении. Но вот пример: чтобы позвонить из Львова в Ленинград, я сидел по три часа на центральной почте и ждал, когда соединят. Об аппаратуре и говорить нечего, особенно на Одесской киностудии. Плюс – пьянки и часто наплевательское отношение к работе. Помню, мне нужен был белый дым для драки. Пиротехник разводит руками: у него только черный. Ну как так? Я же вчера сказал, что надо взять шашку белого. «Забыл», – говорит. И весь разговор. Хилькевич снимал «Мушкетеров» в таких условиях, что не позавидуешь. Но, несмотря на огромное количество погрешностей и откровенных ляпов, фильм, мне кажется, получился.
Как это было
Фильм целый год пролежал на полке
– Сценарий «Трех мушкетеров» был написан Марком Розовским, изначально это был мюзикл в ТЮЗе, и предполагалось, что в итоге выйдет музыкальный фильм, – рассказывает Николай Ващилин. – На «Ленфильме» делали для будущей картины костюмы, поэтому Хилькевич часто наезжал в Ленинград, и в один из его приездов мы встретились в кафе. Он рассказал о замыслах, о том, что Д'Артаньяна будет играть Абдулов, а Атоса – Василий Ливанов, с которым мы были знакомы. Спросил: «А ты мог бы сделать драку, чтобы Д'Артаньян оказался один против десяти? Не представляю, как снимать такую сцену». С ходу я предложил поместить его на строительные леса, чтобы он прыгнул оттуда, подбил их и обрушил вместе с гвардейцами кардинала. Хилькевич заинтересовался. Спросил, сколько будут стоить примерно десять сцен с трюками. Я сказал, что примерно 10 тысяч рублей. Он удивился, что дешево, его зацепило. В итоге он пригласил меня в проект. Впоследствии Хилькевич несколько раз просил Марка Розовского переписать сценарий с учетом трюковых сцен – скачек, драк, погонь, засад. Розовский не соглашался.
А потом случилось следующее. В декабре 1978 года вышла «Кинопанорама», где исполнители главных ролей в рекламных целях рассказывали о фильме – в том числе о драках. И все это дошло до сценариста. Розовский решил, что это уже совсем другое кино, и пошел в суд. Фильм лег на полку и был показан по телевидению только через год – 25 декабря 1979 года.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №11-2019 под заголовком «Пора-пора-порадуемся 40 лет спустя».

Рубрика: Культура и ТВ


Комментариев нет:

Отправить комментарий