четверг, 28 января 2021 г.
Фехтмайстера СССР Константин Т. Булочко и Иван Э. Кох
Мне повезло учиться у этих мастеров фехтования. С Иваном Эдмундовичем Кохом я работал на фильмах "Гамлет" в 1963 и "Король Лир" в 1969 ,когда заканчивал ЛИАП /Ленинградский институт авиаприборостроения/ и получал профессию инженера...Иван Эдмундович Кох и Григорий Михайлович Козинцев рассказали мне о профессии педагога сценического движения и трюка и посоветовали сменить профессию и работать в ЛГИТМиКе /Ленинградский государственный институт театра,музыки и кинематографии/ после чего я направился к заведующему кафедрой единоборств ГДОИФК имени П.Ф.Лесгафта /госу.дважды орденоносный институт физкультуры/ ,профессору Константину Трофимовичу Булочко и стал аспирантом и соискателем ,а потом и кандидатом педагогических наук по специальности 13.00.04 / Теория и методика спортивной тренировки/ и поступил на работу старшим преподавателем и позже был избран на должность доцента кафедры физвоспитания ЛГИТМиК , с целью разработки и преподавания студентам курса "Трюковой подготовки актёра" по разделу Гос.программы по физвоспитанию студентов ВУЗов СССР - пофессионально-прикладная физическая подготовка.
Профессор Иван Эдмундович Кох и Александр Збруев в фильме
Константин Трофимович Булочко с ученицей и соратницей
Заслуженный фехтмейстер СССР К. Т. Булочко
Николай Ник Ващилин
Это интервью с мастером спорта СССР, каскадёром Андреем Савичем взял
автор Михаил Диденко и оно интересно для спецов в кинотрюках и их
истории...Андрей Савич был членом моей 3-й студии каскадёров при
Ленфильме и ЛГИТМиКе и работал со мной на 9 серийном историческом
американском сериале "Пётр Великий" с Максимилианом Шеллом в главной
роли режиссёра Мартина Чёмски в 1984 году в Суздале в эпизоде "Полтавская
битва" и "Урок фехтования Карла XII" с актёром -каскадёром Александром
Кариным и Бибо Кумалоговым....Мне также повезло быть соискателем на
кафедре Единоборвств у профессора К.Т.Булочко и сдавать ему экзамен
кандидатского минимума, а также проходить практические занятия в 1972-1974
годах ,одновреммено работая преподавателем -почасовиком в ЛГИТМиКе на
кафедре сценического движения у профессора И.Э.Коха ,его друга и
соратника /защитил диссертацию в 1 фефраля 1978 по специальности
13.00.04/.....Жаль, что Андрей Савич не упомянул, что постановщиком трюков
на упомянутом им фильме "Д*Артаньян и три мушкетёра" работал я,Николай
Ващилин, а Владимир Балон был актёром-каскадёром в моей группе. Славные
были времена! Николай Ващилин.
Константин Трофимович Булочко является одним из основоположников и
центральных фигур советского рукопашного боя. Вот его официальные регалии:
заслуженный тренер СССР, многократный чемпион СССР, кандидат
педагогических наук, профессор ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, основоположник
ленинградской школы фехтования. Заслуженный мастер спорта, судья
Всесоюзной категории. Мы побеседовали с одним из учеников К. Булочко
Андреем Савичем, попытавшись больше раскрыть методику обучения мастера и
его личность. 1. Представьтесь, пожалуйста. - Я фехтовальщик. Вид оружия –
шпага. Начал, правда, с современного пятиборья, когда оно еще было хорошим
спортом, а не адаптированным под ТВ шоу с массой условностей. Мастер
спорта по пятиборью, мастер спорта по фехтованию. Выполнил в 1974 и в 1979
соответственно. Старшим тренером по пятиборью был человек-легенда –
Александр Алексеевич Тарасов, олимпийский чемпион 1956 года (Мельбурн).
Фехтование у нас вел Леонид Львович Флорин. Рапирист, к тому же левша… А
вот правильно понимать, что такое фехтование, и с чем его кушают, меня
научил Константин Юрьевич Ажицкий. Это уже было во времена моего
студенчества в Лесгафта. Давно. Что касается К.Т. Булочко – он был
заведующим кафедрой и вел нас все 4 года обучения. Курс сабли, потом (по
своему усмотрению, ибо в учебной программе это не предусмотрено) – штык.
Ну, и масса методических занятий по поводу тренерских тонкостей. Ну, и
сейчас потихоньку по ветеранам «подфехтовываю». 2. Обучал ли Булочко вас
своему направлению рукопашного боя? Хотя бы в какой-то мере. Если да,
опишите, пожалуйста, как проходило обучение. - Нет, рукопашному бою он
никого из нас не обучал. По вполне понятным причинам. Это были те времена,
когда каждый, занимающийся боксом, дзюдо или самбо, давал «подписку о
неприменении», нарушение которой стоило очень недешево. Были прецеденты с
вполне реальными сроками. Но это уже другая история. Из всего, что Булочко
знал и умел вне фехтования на сабле и рапире, он на нашей группе почему-то
решил оттянуться по полной, и в течение семестра нас гонял на предмет
штыкового боя. С эластичным штыком, понятное дело. В группе был один
ужасный сноб, чемпион Ленинграда по сабле Захар Иоффе, которого это
страшно раздражало. Правда, после того, как Константин Трофимович ему
наглядно показал, что у него в его тогда 67 лет скорость удара раза в два
повыше будет, предпочитал помалкивать. Обучение, соответственно, проходило
в защитной экипировке (маска, перчатки, нагрудник), но уколы были вполне
реальные. А эластичный штык при всей его эластичности пожестче рапиры
будет. Да и удар прикладом Трофимыч рекомендовал доводить хоть и не до
увечья, но так, чтобы удар это почувствовал и ты, и противник. То есть работа в
контакт, который я назвал бы промежуточным между легким и средним. Да, и
из предохранительных средств - раковина, разумеется, поскольку ответные
удары прикладом в область паха тоже в рационе были. А мне на практике
пришлось потом в армии столкнуться вот с чем. Во время прохождения КМБ у
нас был сержант, закончивший учебку войсковой разведки. Тоже проводил
занятия по штыковому бою. Смешно. Их научили трем приемам: «длинным
коли», «коротким коли», «прикладом бей». Усе. Аллес капут. О таких вещах,
как встречный укол с уклонением или оппозицией, или о защите
отбивом/подстановкой/уступанием он не имел ни малейшего представления.
Был сильно удивлен, когда я его уронил несколько раз. Я видел авторский
экземпляр «Курса подготовки разведчика» у Булочко дома, когда поступал на
работу преподавателем кафедры и приезжал к нему на собеседование. Он тогда
на Кузнецовской улице жил, рядом с Московским парком Победы, и
предпочитал проводить собеседования в, так сказать, неофициальной
обстановке. Почему-то только мне помнится, что эта книга была датирована
1943 годом, и что называлась она «Наставлением по рукопашному бою для
войсковой разведки». Хотя я могу и ошибаться – было-то не вчера, и не
позавчера даже. Трофимыч тогда этой книгой откровенно хвастался, и сказал,
что вообще-то этот экземпляр – единственный из сохранившихся и вообще
полный раритет. Меня поразило насколько там детально было все проработано:
и тебе приемы ведения боя на бруствере, и в траншее, и в блиндаже, и в
кустарнике, и в лесу… Автомат, саперная лопатка, нож. Потом я видел учебник
по рукопашному бою для военного института физкультуры, 1973 года издания,
что ли, – бледность несравнимая. 3. Очень интересно. То есть, это не та книга по
комплексной подготовке разведчика, которая есть в Сети? А именно и только по
рукопашному бою? Кстати, хочу отметить, что штыковой бой является частью
рукопашного боя в полной мере. - Конечно, является. Разновидностью. А вот
насчет книги – да, мне вспоминается нечто другое. Но точно я не могу быть
уверенным – напомню, все же прошло худо-бедно почти 40 лет. 4. Чем вы
занимались помимо фехтования (штыкового боя)? Из единоборств, боевых
искусств и т.д. Что на вас повлияло больше всего? - Немного карате, немного
тайцзицюань. Но это так, хлипкого здоровья поддержки для. По принципу
«…мы все учились понемногу, чему-нибудь, и как-нибудь». Что больше
повлияло? Наверное, все же тайцзи. Но не в смысле боевого применения, а в
смысле восстановления здоровья. Оказалось замечательной штукой и в 1986
году, когда восстанавливался после серьезной травмы, полученной на съемках
(я в свое время покаскадерствовал несколько лет, как раз до той самой травмы),
и когда вылезал из инсульта 3,5 года назад. Персонал больницы очень
удивлялся, когда я начал «24 формы» вспоминать на 2-й день после перевода из
реанимации в палату. Очень поспособствовало, хочу заметить. 5. Складывается
впечатление, что секция К.Т. Булочко была своего рода кузницей кадров для
съемок фильмов на ленинградской киностудии. Один В.Я. Балон чего стоит (де
Жюссак в Трех мушкетерах и Жак в Гардемаринах). В каких фильмах вы
принимали участие? - Ну, скажем так, кузницей каскадеров я бы ее поостерегся
называть. В каскадеры больше шли борцы: самбисты, дзюдоисты. Тот же
родоначальник ленфильмовского каскадерства Массарский – самбист.
Гимнасты и десятиборцы, если требовалась работа на высоте и падения с оной.
Автотрюки, конные трюки – отдельная песня. Но, вот, кстати, насчет того же
Балона: все бы и прекрасно, и фактура отличная, но в его киношном фехтовании
сразу видна спортивная рапирная школа. Кстати, помните фехтовальную сцену
в фильме «Сказ про то, как Петр арапа женил»? Там в этой сцене добрая
половина сборной СССР в качестве статистов резвилась. А самому Высоцкому
фехтование ставил Юрий Чиж, был такой очень сильный рапирист. Кстати, сам
я каскадерствовал тогда под руководством Николая Ващилина, заведующего
кафедрой физвоспитания питерского театрального института. Тоже дзюдоист.
Что касается самого Булочко – все же фехтование в фильмах является
сценическим, а там совсем другие законы. И рукопашный бой тоже. От
реальности все это существенно дальше, чем декабристы от народа. Зритель
должен видеть паузы в бою, иначе происходящее на экране он просто не
воспримет (кстати, по этой же причине на соревнованиях по фехтованию так
мало посторонних – слишком быстро для нетренированного глаза). А в
реальном бою какие могут быть театральные паузы? Можно, конечно,
попробовать, но ведь с архангелами пойдешь здороваться тут же. Поэтому
Трофимыч сценическое фехтование не то, чтобы недолюбливал, но… Хотя
рассказывал о своем участии в постановке массовых фехтовальных сцен в дай
Бог памяти, «Богдане Хмельницком». Говорил, что туда нагнали кучу
профессиональных саблистов, и когда он на репетиции увидел чисто
спортивное фехтование украинских казаков – стойки, передвижения, флешатаки, то долго смеялся, а потом начал все переделывать. На экране такое
спортивное фехтование, действительно, выглядело бы нелепо. Я успел сняться в
трех, что ли фильмах. Телефильм «Тарантул» («Лентелефильм») – там
рукопашка. Но такая, не слишком. И в оч-чень холодную воду пришлось
прыгать. «Петр Великий». Это было серьезно. Американцы, шесть серий,
режиссер М. Чомски, куча звезд. Мы работали на Полтавской битве. Вот там
порезвились с групповым штыковым боем всласть. Кстати, кое-какие штыковые
приемы помогал ставить. Наши руководители в штыке были не очень. Ну, а
закончил я все на казахском фильме «Тройной прыжок «Пантеры». Исходно
драка с участием главного героя происходила на пешеходном мосту через
железную дорогу, и меня с него выбрасывали. Настолько неудачно получилось
(нога проскользнула не вовремя), что в Питер я приехал в состоянии, годном
лишь для разборки на запчасти. И эпизод к тому же, полностью переснимать
пришлось. Год восстанавливался, одних переломов то ли четыре, то ли пять
было. Не считая закрытой ЧМТ и еще пары прелестей с осложнениями. Ну, а
потом пошла уже совсем другая история. Как-то так. 6. Кстати, проводились ли
групповые бои на штыках? - Зал у нас был довольно небольшой, поэтому таких
групповых боев не было. Групповые упражнения по отработке техники в парах
только. Со сменой партнеров, естественно. Они что в спортивном фехтовании,
что в штыке практически одинаковы. 7. Какие снаряды и тренажеры
использовались при обучении штыковому бою? Такие же, как в его книгах? См.
фото - Да ну, откуда в Лесгафта такие тренажеры? Я учился в 1971-76, а
последнее официальное первенство СССР проводилось в 1956 году, что ли…
Нет, использовались только обычные фехтовальные чучела. 8. Рассказывал ли
К.Т. что-нибудь интересное о войне, о рукопашных схватках? Наверняка его
ученики делились с ним впечатлениями после войны. По крайней мере, точно
известно, что собиралась информация. - О войне – нет, и о рукопашных боях
тоже. Как-то больше все про фехтование. Единственное – был у него любимый
рассказ, как он ездил штрафной батальон усмирять. Я его сейчас дословно не
вспомню, конечно, но суть там в том, что где-то в окрестностях Москвы в
формирующемся штрафбате начались беспорядки, и его туда послали наводить
порядок. На него накатил по приезде какой-то блатной амбал из «основных»,
которого Булочко, не вдаваясь в долгие дискуссии, уложил с одного удара.
Выглядел он при этом раза в два меньше этого бугра. После чего беспорядки
как-то быстро сошли на нет, а его всерьез зауважали. По его собственному
выражению (это финальная фраза): «Уезжал – отцом называли!» 9. Каким был
К.Т.? Опишите его, его характер, его педагогические методики. - Он был
Аристократом. Именно с большой буквы. И не в смысле внешних манер, хотя со
всеми студентами он разговаривал строго на «вы», а в смысле высочайшей
ответственности за все, что он делал. Голоса он не повышал практически
никогда, любил пошутить. На первых же занятиях по специализации он четко
сформулировал: «Вы поступили сюда не учиться фехтованию. Для этого у вас
тренеры есть, да и умеете вы уже многое. Вы пришли сюда, чтобы
НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬ фехтованию. А это – искусство куда как более сложное».
Терпение у него, с одной стороны было воистину титаническое. С другой – ряд
вещей он не переносил на дух, и умел сделать так, чтобы о рецидивах и мысли
не возникало. Простой пример: Булочко на дух не терпел, когда для
рукопожатия подавали руку вялой «лодочкой». Сам он всегда подавал
открытую ладонь, и рукопожатие у него было отнюдь не слабеньким. Кстати,
при всем общении на «вы» он всегда здоровался со студентами за руку. А уже
упоминавшийся Захар Иоффе как раз имел именно ту самую ненавидимую
Булочко манеру. Как-то в коридоре Булочко встречает Иоффе, тот подает руку
«лодочкой», Булочко недоуменно смотрит на него: «Иоффе, вы уже не
фехтовальщик, что ли? Фехтовальщик обязан подавать руку вот так!»
Истошный вопль Иоффе был слышен на следующем этаже. Булочко с первых
же занятий вколотил в башку еще одну важную вещь – если вы получили
красивый укол от противника, от которого у вас даже не было шансов
защититься, снимите маску и поблагодарите его душевно: лучше, чем такой
противник, вас ни один тренер не научит. Он гонял нас до седьмого пота и
остановки дыхания над техникой и манерой действий тренера в
индивидуальном уроке, который, как известно, является в фехтовании основной
формой обучения. Причем все ошибки замечал, по-моему, даже находясь к тебе
спиной. И все на его занятиях очень органично наслаивалось друг на друга: «О,
вот тут у вас ошибочка… давайте еще раз. Отлично. А вот теперь смотрите –
оружие лучше по отношению к ученику держать градусов на пять ниже.
Прекрасно. А теперь…» И так 90 минут без перерыва. Бывало, выползали.
Круче, чем на самых интенсивных собственных тренировках. Но зато влезало
все аж в подкорку. Недаром еще в 1950-х годах многие именитые зарубежные
фехтовальщики считали за честь получить урок у Трофимыча. 10. Сколько
примерно техдействий в штыковом бою? Как учили держать ружье? Как весло
байдарки, или по-другому? - Ну, точно сказать сложно. Все еще зависит и от
собственных интуитивных импровизаций. Мне как-то попадался
дореволюционный учебник по штыковому бою – там, как мне помнится, этих
технических действий десятка три-четыре было точно, если не больше. Как
весло? Да нет. Весло же обычно держат двумя руками сверху, если не
ошибаюсь… Винтовку – одна рука примерно на середине цевья снизу, вторая –
между казенником и прикладом – сверху. 11. Согласны ли вы с утверждением,
что бой без оружия происходит от боя с оружием? Грубо говоря, прямой удар от
укола. Или удар "ребром кулака" от удара булавой/топором? И относится ли к
направлению РБ Булочко? Т.е., разработал ли он свое направление рукопашного
боя на основе фехтования по вашему мнению? - Вполне согласен. Строго
говоря, первым холодным оружием была элементарная дубина, или палка. Все
удары типа свинга, крюка, или удар «молотом» – они все идут от ударов,
которые лучше отнести к разряду рубящих. То же самое и с защитами. Простая
параллель: возьмем каратэ. Блок «гедан-барай» - по траектории типичная 2-я
защита в фехтовании. Агэ-укэ – 5-я сабельная защита. Удэ-укэ и учи-укэ – 3-я
сабельная защита. И так далее, параллелей множество. Да, я полагаю, что
фехтовальная школа сильно способствовала тому направлению РБ, которое
разрабатывал Булочко. Причем, скорее, фехтование именно сабельное, не
рапирное и не шпажное, хотя в последних двух видах параллелей со штыком
более чем достаточно. Однако есть существенный нюанс: фехтование, которым
занимался Булочко, все-таки было спортивным. То есть, действия удара/укола
выполняются ТОЛЬКО одной вооруженной рукой (о передвижениях сейчас не
говорим). В рукопашном бою участвует все – обе руки, обе ноги, и даже зубы,
которыми можно укусить. Поэтому я поостерегся бы говорить, что Булочко
разрабатывал свою систему подготовки по РБ только на основе фехтования. Оно
способствовало – да, несомненно. Но вряд ли было основой основ.
***
Список основных публикаций К.Т. Булочко: Диссертация (на соискание степени
кандидата педагогических наук): • Физическая подготовка разведчика [текст] :
Дис. … канд. пед. наук (по физической культуре) / ГДОИФК им. П. Ф.
Лесгафта. — Л, 1945. — 327 с. Труды • «Подготовка бойца к рукопашному бою»
/ Булочко К. Т. // Теория и практика физ. культуры. — 1940. — Т. VI. — N 8. —
С. 27-30. • «Рукопашный бой и фехтование» / Булочко К. Т., Лукичев М. В. —
М.; Л.: ФиС, 1940. — 186 с.: ил. • «Фехтование и рукопашный бой в детской
спортивной школе» / Булочко К. Т. // Теория и практика физ. культуры. — 1940.
— Т. VI. — N 2-3. — С. 34-41. • «Сборник конспектов занятий по подготовке к
рукопашному бою» / Сост. лейтен. К. Т. Булочко. — Кронштадт: Б. И., б. г. —
20 с. • «Фехтование и рукопашный бой» : [Учебн. для ин-тов физической
культуры] / [Под ред. К. Т. Булочко и др.]. — М.; Л.: ФиС, 1940. — 354 с.: ил. •
«Рукопашный бой и фехтование» / Булочко К. Т., Лукичев М. В. — М.; Л.: ФиС,
1940. — 186 с.: ил. • «Обучение рукопашному бою» /К. Т. Булочко М.:
Физкультура и спорт, 1942 (изд. 2-е), 86 стр. • «Физическая подготовка
разведчика». /К. Т. Булочко Военное издательство НКО. Москва (1945) •
«Обучение юношей рукопашному бою» /К. Т. Булочко пособие для
преподавателей — М.: ФиС, 1945. — 79 с.: ил. • «Советы тренеру по методике
волевой подготовки фехтовальщика» / Булочко К. Т. // Теория и практика физ.
культуры. — 1964. — N 11. — С. 70-72. • «Фехтование» : Учебник для ин-тов
физ.культуры / Под ред. К. Т. Булочко. — М. : Физкультура и спорт, 1967. —
431с. : ил. • «Средства и методы проведения упражнений для развития
физических качеств и двигательных умений» : Метод. указания студентам
специализации / Булочко К. Т., Булочко Д. К.; ГДОИФК. — Л.: Б. И., 1979. — 85
с. • «Преграды старению» / Булочко Константин Трофимович, Булочко
Людмила Константиновна. — Минск : Полымя, 1987. — 60, [3] с. — (За
здоровьем и долголетием). — Библиогр.: с. 62.
Фото Николая Ващилина. "Пётр Великий",Суздаль,октябрь ,1984
На фото каскадёры 3-й студии Николая Ващилина ....слева направо
Б.Кумалогов,Р.Романов,Н.Ващилин,В.Шлыков /присел/ А.Савич,А.Ковалёв
после штыкового боя в Полтавской битве фильма "Пётр Великий" в Суздале в
октябре 1984 года...
Комментариев нет:
Отправить комментарий