пятница, 7 января 2022 г.
Смертельный трюк Андрея Миронова
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО — ТРЮК
На арене всё — как на ладони. Особенно, если это учебная арена, где нет пока сверкающих блёстками костюмов, где грим и улыбка через силу не скрывают огорчения из-за промаха, где даже лонжа — не тонкий, почти невидимый тросик, а верёвка в палец толщиной…
Я сижу возле манежа Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Жду Фирса Петровича Земцева, преподавателя училища, с которым нам предстоит разговаривать вовсе не о манеже.
«Дядя Фирс», как зовут его за кулисами всех цирков страны, известнейший человек в нашем кинематографе. Не хочется употреблять слово «трюкач» — есть в нём некое пренебрежение к профессии, требующей бесстрашия, ловкости, тонкого расчёта, — но Земцев занимается в кино именно трюковыми съёмками. Люди этой специальности именуются ещё каскадёрами, наверное, потому, что им приходится выполнять иногда целые каскады, водопады трюков.
— В кино я пришёл из цирка, а в цирк попал по чистой случайности, — рассказывает глуховатым, негромким голосом Фирс Петрович. — В детстве я жил в одном дворе с акробатом Николаем Иголкиным. Прекрасный был артист, выступал в лучших труппах того времени. И человек добрый. Водил он нас, пацанов, в цирк. Ну, понятно, я влюбился в это искусство на всю жизнь.
Потом цирковое училище. А с 1937 года, не бросая манеж, я стал участвовать в съёмках. В 1941 г. ушёл на фронт. Прошёл от Москвы до Берлина, от солдата до комбата. После победы вернулся в цирк. Снова съёмки — «Борец и клоун», затем «Сказка о царе Салтане», «Гиперболоид инженере Гарина» и так далее. В общей сложности картин 50.
— Фирс Петрович, расскажите о вашей последней работе.
— Эта лента ещё не вышла на экраны. «Ленфильм» совместно со студией ДЕФА (ГДР) заканчивает картину «Чёрные сухари» по известной книге Елизаветы Драбкиной. Мне пришлось поставить в фильме любопытную сцену. В день первой годовщины революции на Красной площади происходило необычное театрализованное действо: инсценировка казни Степана Разина на Лобном месте. Завершилась она иначе, чем в истории, — взбунтовавшийся люд вступил в рукопашную со стрельцами и освободил Разина.
— Это работа режиссёрская?
— Да, сам я не снимался.
— С кем из кинорежиссёров вам интереснее всего работать?
— Пожалуй, с Эдмондом Кеосаяном. Уже в литературном сценарии каждого из трёх его фильмов о неуловимых были предусмотрены десятки различных трюков, которые мы придумывали и разрабатывали вместе с постановщиком.
— Что значит «разрабатывали»?
— Видите ли, всякий опасный момент в съемках заранее тщательно продумывается. Нужно, чтобы у зрителя сложилось впечатление удивительной смелости и ловкости героя, но вместе с тем предусмотреть минимальный риск для актёров и их дублёров в трюках. Приходится сидеть над чертежами, расчётами, выкладками. В нашем деле ошибаться не рекомендуется. Вот, к примеру, вы помните, как Валерка перелетает с крыши здания контрразведки на крышу соседнего дома, стоя на верхней ступеньке длинной лестницы. Юные актёры, игравшие мстителей, вообще-то были лучше подготовлены к съёмкам, чем большинство их коллег, но такую сложную вещь Миша Метёлкин сделать, конечно, не мог. Даже его дублёру Володе Черкасову, прыгуну на батуте из спортшколы Стадиона юных пионеров, пришлось несколько месяцев тренироваться. Мы начали репетировать с ним на трё1хметровой лестнице, постепенно увеличивая её длину до 15 метров. Но и специальная подготовка тоже не даёт достаточных гарантий — безопасность прыгуна обеспечивало особое страховочное устройство, скрытое от зрителей.
— А как вы добиваетесь, что публика не замечает подмены исполнителей. Искать дублёров похожих на исполнителей, как близнецы, наверное, хлопотно.
— Естественно, мы стараемся, чтобы исполнитель трюка был похож на актёра. Но, кроме того, есть ещё много хитростей. Постановщик фильма применяет в таких случаях широчайшие возможности монтажа. Ведь если расположить рядом кадры: крупно — выразительное лицо актёра, собирающегося прыгнуть с крыши, средний план — спина летящего человека, крупно — актёр, уже стоящий на земле, — то зрителю, скорее всего, даже не придёт в голову усомниться в
чём-нибудь.
Кроме того, мы стараемся делить трюки на несколько этапов, и то, что полегче, исполняют сами актёры. Скажем, в фильме «Адъютант его превосходительства» Юрий Соломин выпрыгивает из поезда на большой скорости. А сделали это так. Под вагоном соорудили специальный лоток, нечто вроде широкой подножки. Актёр прыгнул сначала на лоток, а потом уж под откос. В два этапа это не очень сложно.
— А как сделан побег из тюрьмы Яшки-цыгана и одесского вора в «Короне Российской империи»? Помните, когда они из окна тюрьмы выпрыгивают в движущийся воз с сеном?
— Вот видите, вы запомнили, что сразу из окна — и в стог! А на самом деле мы с педагогом ГУЦЗЭИ Алексеем Пузановым (он подменял Васю Васильева, а я — Владислава Стржельчака, игравшего вора), держась за электропровод, перелетали по воздуху на одну крышу, затем — на другую. И только потом прыгали в сено. Вместо проводы мы использовали особо прочный нейлоновый трос. Пузанов зацеплялся за петлю на конце троса специальным крючком, который был намертво прикреплён к его руке. Ну, а остальное — цирковая подготовка…
— А часто ли вы, Фирс Петрович, участвуете в съёмках?
— Вот уж года два, как я только постановщик трюков. Разбился я на съёмках фильма «Достояние республики».
Комментариев нет:
Отправить комментарий