https://www.chitalnya.ru/work/2262558/ по этой ссылке дополнительные материалы о Школе фантазёров и разводил....
https://www.ntv.ru/video/1978892/
Как Массарский гробил людей на съёмочной площадке
https://www.youtube.com/watch?v=3fKqvBryviU
О принципиальности В.Путина можно судить хотя бы по тому факту, что он плакал о гибели своего друга Владимира Чёрёмушкина на соревнованиях на первенстве ВУЗов г.Ленинграда и искал виновного...Но не нашёл. А виновным был тренер ,плохо подготовивиший спортсмена и заведующий кафедрой физвоспитания ЛГУ М.М.Бобров,подписавший заявку и допустивший к соревнованиям больного и не подготовленного Чернушенко....
В 1964 году на первенстве г.Ленинграда по юношам при таких же обстоятельствах погиб на ковре мой одноклубник Юрий Жиров и..виноват был А.С.Массарский, плохо подготовивший его и допустившего к соревнования больным.....И тогда А.С.Массарскому ничего не было за это преступление, а ныне президент Путин наградил его государственной нагардой....
В очередном репортаже на Первом журналист Мамонтов раскрыл жуткую вещь - львиная доля товаров у нас в стране продаётся по поддельным сертификатам качества , а поддельный сертификат можно купить за любым углом. А вы ,Мамонтов, проверте и объясните гражданам про этого гения нашей эпохи Александра Самуиловича Массарского /он же Александр Самойлович Массарский/ и на какое имя ему В.Путин выдал награду? И, вааще, за каие заслуги он получал звания?
Фантазировать на тему своих способностей КАСКАДЁРА А.С. Массарский начал в 1973 году. Это его первая статья в газете 1973 года. Задайте вопрос-почему он не делал этого раньше? да он ничего не знал об этом. Он занимался ХАЛТУРОЙ....Работая на стдуии Ленфильм инструктором физкультуры и ГТО он собирал спортсменов и был бригадиром спортивной массовки.
После знакомства на съёмках фильма "Король ЛИР" с профессором иваном Кохом, я услышал от режиссёра Григория Козинцева о его работе в 1920-х годах в его студии ФЭКС /фабрика эксцентрического актёра/ , о работах Льва Кулешова,Чарли Чаплина, Бестера Китона,Гарольда Ллойда........О значении трюков в кино. Я решил сменить свою профессию инженера и начал читать литературу в поисках фактов. Нашёл статью м.Беленького в журнале ВОКРУГ СВЕТА №7,1971 года о французских каскадёрах под названием "КАСКАДЁР". Показал статью А.Массарскому и сказал , что поступаю на работу на кафедру физвоспитания в Ленинградский институт театра , музыки и кинематографиии для организации курса трюковой подготовки актёров по рекомендации профессора Г.М.Козинцева и профессора кафедры сценического движения Ивана Эдмундовича КОХа. От Массарского я ушёл. Я принёс ему в 1972 году статью в журнале "Вокруг света" №7,1971 о французском каскадёре Жильбере Деламаре "КАСКАДЁР" сказал, что хочу в театральном институте заниматься трюковой подготовкой актёров. Вот тут А.С.Массарский открылся, как "основоположник советской школы трюкового искусства" и начал поток публикаций о своих гипотетических подвигах и достижениях....
Никто не задавал себе вопрос - почему первая статья о каскадёре/ и сам этот термин-каскадёр/ Александре Массарском появилась в газете "Вечерний Ленинград" только в 1973 году.....Ведь по его рассказам в кино он начал подрабатывать с 1949 года в фильме "Звезда". Мало кто догадается, что именно в 1973 году я променял свою профессию инженера и спортсмена на профессию каскадёра и по совету Ивана Эдмундовича Коха и Григория Михайловича Козинцева поступил на работу в Ленинградский государственный институт театра,музыки и кинематографии и открыл свою первую студию каскадёров / из спортсменов, подхалтуривающих в бригаде А.С.Массарского на фильмах "Сломанная подкова",1972 и "Блокада",1974-76 /.....тут то А.С.Массасркий встрепенулся - как это я из его халтуры тренера по самбо слепил такую красивую "конфетку" - профессию каскадёра.
Да ещё и статью ему я показал Михаила Беленького в журнале "Вокруг света" №7,1971 года про французского каскадёра Жильбера Деламара. Вот тут А.С.Массарский и начал врать в газетах , как ошпаренный, что он основоположник советской школы каскадёрского искусства....Даже не удосужился прочитать, что основоположниками этого искусства в СССР стали Григорий Козинцев /в то время Козинцов/ и Лев Кулешов в 1920-х годах.Задумайтесь также о тоом, почему разносторонний гений и изобретатель А.С.Массарский не изобрёл ни одного приспособления для падений каскадёров с высоты, горений каскадёров на съёмочной площадке и прочих трюков, а изобрёл только "баню в чемодане", которую увидел в моём каталоге западногерманских товаров OTTO за 1969 и содрав, нигде не смог использовать по назначению, пока не услышал , что на станции МИР космонавты парятся с веничком в бане конструкции космонавта Александра Сереброва и после смерти оного начал увязывать свою баню со станцией МИР посредством туманных высказываний его друга космонавта Г. Гречко о бане Сереброва и её похожести на идею Массарского про баню в чемоданчике.
Вот статья "КАСКАДЁР" из журнала ВОКРУГ СВЕТА №7,1971 года журналиста М.Беленького
Журнал "Вокруг света" № 7 , 1971
Каскадёр
У Жиля Деламара висели дома, прикнопленные к стене, несколько изречений. Ссылок на источники не было, так что вполне можно предположить собственное авторство. Вот эти изречения:
«День начинается: пора жить».
«Счастлив тот, кто ощущает время, — значит, он жив».
Когда я стал смотреть статьи о Деламаре в иностранных журналах, в глаза бросилось поразительное согласие заголовков — тем более поразительное, что мысль о заимствовании надо отмести. Видимо, дело было в общем впечатлении. Вот эти заголовки:
«Играющий со смертью», «Жить — это... умирать». «Самый мертвый человек», «Мое ремесло — умирать».
Были еще; «Господин Опасность» и «Заглянуть за краешек жизни», что, как говорится, в той же струе.
В чем же дело? Почему человека, настаивавшего, что его призвание — жизнь, упорно зачисляли в смертники?
Формальные основания для такого вывода как будто были. Профессия Деламара — каскадёр. По-русски есть термин «кинодублер», но понятие «каскадёр» точнее. Эта профессия молодая; она ровесница кинематографа. И так же, как кино не появилось «из ничего», так и у каскадёров можно найти предшественников. Это и уличные канатоходцы — те самые, о которых Шатобриан сказал, что по впечатлению, оказываемому на публику, у них нет равных. Это циркачи, исполнители «каскадных номеров» — отсюда и термин.
Деламар действительно дублировал кинозвезд в рискованных сценах десятков и десятков кинофильмов. Заключенные со страховыми фирмами соглашения не позволяют знаменитым актерам подвергать себя опасности. В тех кадрах, где герой скользит по крыше или переворачивается в автомашине, его место занимает каскадёр. Так, Деламар побывал Жераром Филипом и Жаном Маре, Габеном и Грегори Пеком, Бельмондо и Аленом Делоном. А однажды даже Джиной Лоллобриджидой.
Если вы помните сцену погони из «Фанфан-Тюльпана», то там Фанфан (Жерар Филип) нагоняет верхом карету, увозящую его возлюбленную (Джину), сбивает кнутом кучера с козел под копыта лошадей, открывает — по-прежнему на полном скаку — дверцу кареты, и храбрая возлюбленная прыгает к нему в седло. Так вот, в этой сцене всех упомянутых персонажей (кроме лошадей) играл молодой Жиль Деламар.
Вначале в камзоле и парике Жерара Филипа он нагонял карету (камера следила за ним со спины). В следующем кадре, уже в образе кучера, он слетал с козел. Для этого между лошадьми крепили прочный стальной трос. Сбитый Жиль скатывался вниз и повисал почти у самой земли, держась руками и ногами за трос. И наконец заключительный кадр: в платье и парике Лоллобриджиды он прыгал со ступеньки кареты в седло Жерару Филипу (которого в это время подменял другой каскадёр).
Мне не хотелось бы разочаровывать поклонников таланта Жерара Филипа, но в картине «Фанфан-Тюльпан» во всех рискованных сценах он был заменен Жилем Деламаром.
Деламар умирал на экране бессчетное число раз. Так что повод усмотреть в нем «играющего со смертью», «господина Опасность» и «самого мертвого человека» был. Звучит хлестко, как всякий парадокс: «Жить — это... умирать». Однако действительности это не соответствует.
Деламар был не только дублером. Он был изобретателем, постановщиком и исполнителем трюков. Про него говорили, что это человек особого призвания; человек, принявший «причастие риска». Но риск был частью работы.
Верно, для такого ремесла нужно призвание. Ему нельзя обучиться в школе. Чужой опыт даст здесь немного. Каждый каскадёр начинает с себя. А общие положения — они разве что подытоживают чужие неудачи, говорят, чего наверняка не следует делать.
Увидев нечто поражающее воображение, мы восклицаем: «Ну прямо как в кино!»
— Публика ошибается, — говорил Деламар, — полагая, что мы делаем свои трюки «как в кино». Мы их делаем по-настоящему, как в жизни. Разве только степень подлинности чуть меньше. Мы ведь добиваемся эффекта результата, а не самого результата. Тем не менее, когда я падаю, я падаю по-настоящему. Только мой персонаж разбивается, а я остаюсь цел.
Умение падать — альфа и омега ремесла каскадёра. С падений начинается подъем престижа трюкача. Не сочтите это за каламбур. Свидетельство тому — шкала оплаты их труда. За падение со второго этажа — сто франков, с третьего этажа — двести, и так далее; падение с балкона отличается от падения с моста; падение с мотоцикла — от падения (вернее, выпадения) из автомобиля. Самые высокие ставки — у участников серьезных автомобильных катастроф и за падение вместе с лошадью (никогда не знаешь, на какой бок она упадет).
Именно на падениях с лошади дебютировал Жиль Деламар. Сообщу кстати, что полное имя его куда длиннее: Жильбер-Ив Деламар де ля Вильнез де Шенварен. Обилие дворянских частичек «де» свидетельствует о древности рода, но в семье Жиля других атрибутов аристократизма давно уже не было — ни родового поместья, ни фамильного состояния. Единственное, чему по традиции научил Жиля отец в детстве, — это умению хорошо держаться в седле.
Деламар заканчивал школу, когда началась война. Юношей он участвовал в Сопротивлении, во время августовского восстания в Париже в 44-м году был в уличных боях, вступил затем в дивизию Леклерка и кончил войну капралом в Германии. В 46-м он вернулся на родину; специальности никакой. Перепробовав несколько занятий, он устроился коммивояжером и начал рекламировать в провинции косметику. Проезжая однажды мимо съемочной группы, крутившей какой-то фильм из жизни рыцарей, Жиль предложил себя в качестве статиста. Вот и все.
— В начале пятидесятых годов, — вспоминает Деламар, — конные трюки были главным аттракционом всех «фильмов действия», как их тогда называли. Падение с лошадью делали таким способом: к передней ноге привязывали шлею, выкрашенную под масть, чтобы не бросалась в глаза. В нужный момент — его возвещал в рупор режиссер — надо было резко дернуть шлею на себя, нога у лошади подгибалась, она падала, а всадник летел через голову на землю. Во время первой картины мне пришлось все это проделывать в рыцарских доспехах. Моя страховка в случае увечья была пять тысяч старых франков. Страховка лошади — пятнадцать тысяч.
Падение в доспехах, оказывается, опасней, чем в обычной одежде. Казалось бы, панцирь позволяет поддеть всякие прокладки. Верно, но зато он не дает возможности «сгруппироваться» в момент падения, а это чревато тяжкими последствиями. Приходится полагаться на удачу, а уж ей, хотя она и занимает в словаре каскадёров почетное место, люди типа Деламара не доверяют. Не правы те, кто считает, что они «играют с опасностью». Они работают на грани опасности, но делают все, чтобы за эту близкую грань не перейти. Сегодняшние каскадёры сделали риск продуктом потребления, но у них не больше, чем у кого-либо другого, желания «заглянуть за краешек жизни»,.
Да, у Жиля Деламара открылось призвание к этому ремеслу. Тщательная подготовка позволяла ему достигать легкости, той самой естественности, какую дает человеку талант.
Уже на стадии подготовительной работы, на стадии «задумки» трюка он находил оригинальные решения. Одним из них была находка с коробками.
Долгое время каскадёры искали надежной «подкладки» для приземлений. Прыгнуть со второго этажа или даже с крыши — дело нехитрое. Как и на что приземлиться — вот в чем загвоздка. Перепробовав маты, матрасы и сетки, Деламар остановился на пустых картонных коробках, уложенных в несколько слоев.
Вот как снимался один из эпизодов «Фантомаса». В этом фильме все трюки придумал, рассчитал и поставил Деламар. Эпизод в сценарии выглядел так: за «кадиллаком», в котором едет Фантомас, увязался мотоциклист-полицейский. На большой скорости он мчит сзади. Вот-вот нагонит, уже совсем близко! Но тут из специального приспособления в машине (о, эти дьявольские козни Фантомаса!) на асфальт выливается лужа масла. Мотоциклиста заносит юзом, он врезается в бруствер; мотоцикл подбрасывает вверх, и полицейский летит в овраг... заполненный пустыми картонными коробками. Любая другая «подкладка» не позволила бы Деламару выйти из такой передряги лишь с незначительными синяками.
Жиль говорил, что в коробки можно смело прыгать хоть с восьмого этажа. Для непосвященного это звучит безумием, но среди коллег Деламара есть специалисты и по таким пируэтам.
Как уже говорилось, идея всех трюков в «Фантомасе» принадлежала Деламару. Дело в том, что сначала в США, а потом и в Западной Европе продюсеры кино перешли от системы «сценарий — для каскадёра» к обратному методу: «каскадёр — для сценария». Иными словами, если раньше сценарист ставил перед исполнителем какую-то задачу, часто невыполнимую, то сейчас сам каскадёр предлагает, что можно сделать. А сделать можно многое. Ключевые сцены в американском боевике «Бен-Гур» — состязание колесниц — придумал и поставил не режиссер Уайлер, а американский каскадёр Эндрю Мортон.
Когда Дарил Занук начал снимать во Франции свой фильм «Самый длинный день» — о высадке союзников в Нормандии 6 июня 1944 года, — он доверил Жилю Деламару постановку всех боевых эпизодов. Не станем останавливаться здесь на общей характеристике этой ложной в исторической достоверности картины. Скажем одно: батальные сцены в ней впечатляющи. В особенности ночная атака парашютистов (имевшая место в действительности) на занятую немцами деревушку Сент-Мер-Эглиз.
Здесь Деламар столкнулся с существенными трудностями. Дело в том, что каскадёры не массовая профессия, а для съемок нужно было много людей. С помощью объявлений в газетах Деламар отобрал из 450 кандидатов 20 парашютистов и приступил к интенсивным тренировкам. Они продолжались три недели. Главной задачей было — приземляться в точно заданном месте перед камерами.
Деламар тщательно проверил местность — съемки велись на натуре, в деревне Сент-Мер-Эглиз. Все торчащие предметы — ограды, решетки и даже церковный крест — закрыли пластмассовыми колпаками. Прыгать с самолетов было рискованно, поэтому выброску парашютистов производили с вертолета. Нацелили прожектора... «Мотор! Начали!»
Результаты вышли самые плачевные — никому не удалось попасть в поле зрения кинокамеры. Новый заход. Результат тот же... Шестьдесят четыре раза репетировала группа Деламара этот эпизод, и все напрасно. Люди изнервничались, затея была на грани срыва. Для Деламара, кроме потери контракта, это означало еще и «потерю лица».
Было такое впечатление, что над картиной тяготеет проклятие. Куда более сложные вещи прекрасно удавались, а тут, как назло, ничего. Причем самое загадочное было то, что днем прыжки получались, а ночью выходила какая-то каша. Полное фиаско.
— Лишь десять дней спустя до меня дошло, в чем дело, — рассказывал Деламар. — Мы ведь репетировали днем при погашенных прожекторах. А ночью, когда зажигали полный свет, лампы настолько перегревали воздух, что парашюты тепловой волной сносило в сторону!
Выявив причину, следовало искать способ ее устранения. Тем более что задолго до конца съемок «Самого длинного дня» продюсеры начали грандиозную рекламную кампанию будущей картины. Участие Деламара должно было гарантировать зрителям головокружительные эффекты. (Что же, когда коммерция заменяет искусство, без трюков не обойтись, а это значит — пробил час каскадёров.)
И он придумал. Парашютистов стали сбрасывать в освещенный круг со специально построенной вышки. При этом куполам парашютов не давал опасть проволочный каркас.
Трудности нахлынули на Деламара еще и потому, что ему пришлось специально готовить для съемок парашютистов-каскадёров. Во Франции дублеры не имеют возможности специализироваться в одной узкой области. Сравнительно низкая оплата труда вынуждает их все время осваивать новые и новые амплуа. В Голливуде актер, работающий с лошадьми, ничем больше не занимается, и это гарантия того, что он всегда на высоте. Дублер постоянно дрессирует лошадей, изучает их повадки, особенности нрава. Он может неделями и даже месяцами отрабатывать придуманный им трюк. То же верно и в отношении других каскадёрских специальностей. Результат? Джин Санни настолько хорошо освоил автомобильную езду «на боку», что, когда машина становится на два колеса, он чувствует себя уверенней, чем многие водители на четырех. Джон Салливен придумал и осуществил свой фантастический трюк: в фильме «Викинги» он с разбегу прыгал в шестиметровый ров, в прыжке вонзал в подвесной мост две секиры и повисал на них!
Жилю Деламару хорошо удавались и конные трюки, и автомобильные перевороты, и воздушная акробатика.
В фильме «Человек из Рио» Жан Поль Бельмондо борется с врагом (которого играет Деламар) на краю бездны. Схватка долгая и яростная. Наконец Бельмондо сталкивает противника в пропасть, и тот — мы видим это собственными глазами — падает вниз. Вот он судорожно цепляется за камни, траву, скатывается все быстрее — мы по-прежнему неотрывно следим за ним, — быстрее, пока бешеный поток на дне пропасти не накрывает его.
Для справки сообщу, что снималось шесть дублей этой сцены, а до этого она четырежды репетировалась. Итого десять падений в пропасть. Как построил падение Жиль Деламар?
На крутом склоне обрыва опытные альпинисты проложили будущую трассу падения — убрали ненужные камни, обложили скальные выступы поролоном. Затем Деламар соответственным образом экипировался, надел фибровые щитки под одежду, наколенники, налокотники, наспинник и нагрудник. После этого прочной нейлоновой веревкой он привязал себя к автомобилю (тот, разумеется, оставался за кадром). Во время «падения» машина ехала вперед к краю пропасти. Таким образом она не только страховала дублера, но и задавала ему определенную скорость падения. А когда Деламар скрывался под водой, в потоке, та же машина, дав задний ход, вытягивала его на берег.
Почти одновременно Жиль был занят в съемках другого фильма, где герой, прыгая с парашютом, по ошибке дергал не за «то» кольцо и, вместо того чтобы раскрыть купол, выпадал из снаряжения. Пролетая мимо товарища, он хватал у него запасной парашют, надевал его (по-прежнему в свободном полете!) и благополучно приземлялся.
Последний трюк, пожалуй, был под силу одному только Деламару, экс-чемпиону мира по затяжному прыжку. Но и в этом трюке, разумеется, были свои хитрости. Публика видела, что Жиль вывалился из парашюта, но не знала, что под тонкой рубашкой у него надет нагрудный экстраплоский парашют, который он мог раскрыть в случае реальной опасности.
Да, но вот задача — какова степень реальной опасности в каждом номере? Риск можно уменьшить тщательной отработкой номера, но устранить окончательно нельзя.
Коллега Деламара Ги Анри специализируется на трюках со взрывами. В одном из кинофильмов он по сценарию должен был взорваться вместе с автомашиной. Анри построил трюк таким образом, чтобы незаметно для зрителя вывалиться из машины, включив перед этим подрывное устройство. Автомобиль, проехав еще метров пятнадцать, должен был взлететь на воздух. Каскадёр рассчитал, что лучше всего выскакивать на скорости 65 километров в час. Если скорость меньше — машина не успеет отъехать, и взрыв окажется опасным. Если скорость больше — опасным станет прыжок.
В тот раз каскадёр благополучно покинул заминированную машину, вывалившись, как положено, на обочину, но автомобиль вдруг замедлил ход — налетевший ветер дул «в лоб»! Что было делать? Бежать? Анри знал, что взрыв все равно настигнет его. Он вжался в землю, зарыв лицо в ладони. Это спасло его — кусок разлетевшегося кузова впился в руку...
Ришар Закар во время съемки сцены уличного боя свалился с крыши на растянутую между третьим и четвертым этажами сетку, та спружинила и выбросила Ришара на асфальт...
Парашютистка Клодет Брийон, одна из первых женщин-каскадёров, дублируя Брижит Бардо в картине «Бабетта идет на войну», приземлилась на осветительный прибор. В картине «Отверженные» по Гюго каскадёр Бернье падал в канал Сен-Мартен. Режиссеру показалось, что всплеск недостаточно эффектен. Тогда одежду Бернье утяжелили грузом в десять килограммов. В результате он едва-едва не захлебнулся.
Да, случайности делают профессию рискованной. Но так ли уж случайны эти «случайности»?
Процитирую фрагмент из очерка шведского журналиста Ларса Эрикссона, встретившегося во Франции с Роланом Тутеном, старейшиной каскадёров, начавшим работать еще в тридцатые годы.
«Я гляжу на его дрожащие руки. Он замечает мой взгляд, пытается совладать с собой, но сдается и произносит с кривой усмешкой: «Вы думаете, наверное, Тутен спился? Нет, таким меня сделала работа, которой я отдал тридцать лет жизни».
Ролану Тутену сейчас пятьдесят. Публике неизвестно его имя, и ей невдомек, что, желая потрафить ее вкусам, он превратил свою жизнь в трагедию. Гляжу на него — и не верится, что передо мной лихой герой, похождения которого приводили в трепет миллионы зрителей до войны; бесшабашный храбрец, отмахивавшийся от мысли, что в один прекрасный день это может случиться...
Не забуду я и разговора с человеком по имени Клод Карльес. Его имя мало что говорит публике. Но в кинокругах его знают как тренера французских каскадёров, лучших в Европе. Когда, скажем, шведскому режиссеру нужно отснять опасную сцену, он приглашает Карльеса. О Ролане Тутене Клод рассказывает лучше, чем о себе. По его словам, Ролан играл с жизнью как мальчишка с дырявым мячом.
— У каскадёра много общего с боксером-профессионалом, — говорит Карльес. — И для того, и для другого важно вовремя остановиться и покончить со своим ремеслом. Начисто. Они находятся в зените и зарабатывают много денег лишь короткий срок. Стоит боксеру на мгновение расслабиться, пренебречь защитой — и для него все кончено. Так и каскадёр. Ролан был лучше, способнее нас. Продюсеры обожали его. Он по первому требованию бросался с лестницы, факелом вылетал из горящего автомобиля. Он торопился, соглашался сниматься в нескольких картинах одновременно. В результате пропал сон. Появились таблетки. Он продолжал работать в том же ритме. Началось нервное расстройство.
— Вам не кажется, что здесь вина не только самих каскадёров? Ведь спрос на них по-прежнему превышает предложение.
— Продюсеры жмут на нас все сильней, толкая на риск, увеличивая плату за страх... Нужна большая воля, чтобы отказываться».
Перегрузка риском оказывается не под силу нервной системе, и та не выдерживает напряжения. Поэтому «случайности» как закон происходят с каскадёром тогда, когда предстоящий трюк не кажется ему серьезным. Или же «случайности» всплывают при многократном повторении одного и того же трюка. Успех притупляет бдительность. Знаменитый воздушный гимнаст Голливуда Поль Манц, умевший сажать самолет на крохотную площадку среди скал, разбился в пустыне (!), где его самолет перевернулся на слежавшемся песке. Другой американец, акробат Билл Уильямс, сотни раз прыгавший с крыши дилижанса на мчащуюся лошадь и обратно, погиб во время съемок, едучи на осле по тропинке в горах Нью-Мексико.
Не удивительно, что страховые общества, за редким исключением, отказываются страховать жизнь каскадёров. В Голливуде тем пришлось создать свою собственную фирму «Индепендент лайф иншуренс».
От Жиля Деламара судьба отводила руку. И тут дело не в том, что он был подлинным «инженером риска».
— Для занятия моим ремеслом, — говорил он, — не нужно быть храбрецом. Я настаиваю: составная часть профессии каскадёра, если хотите, залог его мастерства — это скромность. Люди, которым сам черт не брат, должны уходить из нашего ремесла, пока не поздно. Мы обязаны гасить в себе вдохновение. Куда важнее тщательность, методичность, отработка. Если угодно — я бюрократ риска. А те два серьезных инцидента, что произошли со мной, случились именно из-за небрежения.
Первый несчастный случай произошел с Деламаром во время съемок во Франции американской картины, где он дублировал актера Глена Форда. Фильм был на историческую тему. Жиль придумал и поставил очень эффектное падение с крепостной стены — он пролетал семь-восемь метров и проламывал внизу спиной черепичную крышу сарая. Крыша была ненастоящая; ее заменяли несколько рядов лески, на которых свободно лежала черепица. Сарай же был набит доверху картонными коробками. Перед самой съемкой Деламар вопреки обыкновению не проверил еще раз всех деталей, а ограничился лишь поверхностным осмотром. Результат? Подсобный рабочий, которому показалось, что черепица плохо держится, подбил под нее крепкую деревянную балку — так надежней...
Когда Деламар после съемки пришел в себя в больнице, врач сказал, что ему просто повезло: Жиль неминуемо должен был разбиться.
Второй раз он в буквальном смысле играл с огнем. Съемки велись в Африке. Сцена должна была развиваться следующим образом: грузовик, за рулем которого сидел Деламар, охватывало пламя; машина теряла управление и врезалась в дерево, а водитель выскакивал в объятой пламенем одежде. Уже за пределами кадра Жиль предполагал броситься на обильно политую водой траву и быстро погасить пламя. Памятуя о прошлых случаях, Деламар тщательно проследил за тем, чтобы ассистент вылил канистру воды точно на то место, куда он должен будет упасть. Наконец все было готово, можно начинать съемку.
Грузовик загорается, выписывает несколько зигзагов и врезается в дерево. Деламар в горящей куртке выскакивает из машины и плюхается на траву. А-а-ах! Вокруг столбом поднимается пламя. Оказывается, ассистент ошибся канистрой и вылил на траву бензин!
Объятый огнем Деламар помчался к камерам, а на пути у него горела саванна — поливка была произведена добросовестно. Сбив пламя, Деламар вскочил в «джип» и крикнул шоферу, чтобы тот мчал в деревню — до нее было восемнадцать километров.
— Мне было очень больно, — вспоминает Жиль, — но сквозь боль просачивался страх, что мы вот-вот перевернемся, так гнал машину перепуганный шофер... Но в двух километрах от деревни машина остановилась — кончился бензин. Это уже было слишком! Пришлось добираться пешком.
По счастью, в деревне врачевал шведский доктор, специалист по ожогам. Он оказал Жилю необходимую помощь.
Как правило, личность каскадёра остается за кадром. Каскадёр безымянен. Это Неизвестный солдат кинематографа. Только смерть на короткое время вырывает его из безызвестности. В этом тоже одна из особенностей профессии. И еще: редко когда случается, чтобы последняя минута жизни каскадёра не была запечатлена на кинопленке. С пленки печатают иллюстрации для журналов. Перелистывая страницы, читатель удивится: «Подумать только, это был он!» И все.
Жиль Деламар и здесь исключение. Его имя широко известно на Западе. Для публики он был долгое время символом Мужчины, укрощающего Опасности. Это его образ пытался воссоздать режиссер Клод Лелуш в своей картине «Мужчина и женщина». Правда, отчасти известность он приобрел вне стен киностудий.
Парашютист, автогонщик, журналист, фоторепортер — во всем этом проявился талант Жиля Деламара. И во всем проявилось его каскадёрство. Я не оговорился — и в журналистике тоже.
В январе 1961 года информационные агентства всего мира сообщили, что капитан Гальвао и его друзья захватили португальский пассажирский лайнер «Санта-Мария». Они передали в эфир сообщение о том, что не собираются возвращаться в страну Салазара. После этого «Санта-Мария» замолкла. Никто не знал, куда она направляется — в Африку, в Южную Америку, в Австралию. Оставалось только догадываться. Огромный корабль затерялся где-то в Атлантике.
Взять интервью у капитана Гальвао на борту «Санта-Марии»! Ни больше ни меньше. Это была идея как раз для Деламара. Загоревшись идеей, он стал тщательно готовить ее. Он был убежден, что скорее всего лайнер пойдет в Бразилию, где у власти стояло в ту пору либеральное правительство. Прибыв в Ресифи, на берегу океана, Деламар оповестил о своем намерении бразильских друзей и своего коллегу — французского журналиста, аккредитованного в Бразилии. К этому времени след «Санта-Марии» окончательно потерялся.
Зайдя на местную почту в Ресифи, чтобы позвонить в Париж, Жиль спросил — просто так спросил, больше ради шутки, — нельзя ли послать радиограмму на пароход, совершающий рейс в Атлантике.
— Разумеется, сеньор, — ответил седенький конторщик. — У вас есть координаты корабля?
— К сожалению, нет.
— Но хотя бы название?
— «Санта-Мария».
Не выказав ни малейшего удивления, старичок порылся в бумагах и ответил:
— Так, у меня есть их волна... Возьмите лист бумаги и напишите свой текст — я передам его на борт.
Все еще не веря в происходящее, Деламар составил телеграмму, адресованную капитану Гальвао, с просьбой принять его для интервью. Средство доставки — парашют.
Вечером, выслушав в очередном выпуске последних известий, что американские ВВС все еще не нашли «Санта-Марию», Деламар в большом сомнении лег спать. Но в три часа ночи его разбудил гостиничный коридорный — он барабанил в дверь с криком:
— Для вас телеграмма с «Санта-Марии»!
Гальвао соглашался принять журналиста посреди океана! «При прыжке дайте о себе знать белым шлейфом. Вот наши координаты на завтра в такое-то время», — уточнял капитан.
Это было невероятно. Весь мир ищет Гальвао, а тут он сам приглашает к себе!
Деламар с другом бросились на аэродром, где стоял частный «пайпер». Он принадлежал одному высокопоставленному бразильскому лицу. Французы вытащили из постели пилота, но тот отказался лететь без разрешения своего хозяина. Путем сложных перипетий удалось преодолеть и эту преграду. Самолет поднялся в воздух. Найдя мятежный корабль и сделав над ним два захода, Деламар взял мешочек с мукой — для «шлейфа» — и, разорвав его, прыгнул вниз, в океан. Лайнер застопорил, интервьюеру бросили конец и подняли на борт. Так Жиль записал на пленку рассказ капитана Гальвао о происшедшем. Кроме того, он попросил рассказать о положении в Португалии (после чего салазаровские власти запретили Деламару въезд в страну). Когда «Санта-Мария» вошла в бразильский порт, «летающий журналист» бросился в аэропорт, чтобы доставить во Францию материал и фотоснимки. Это была сенсация, обошедшая мировую прессу.
Вторично громкая слава пришла к Деламару после знаменитых гонок Париж — Лондон. Гонки были устроены в ознаменование юбилея перелета Блерио через Ла-Манш. Условия гонки, старт которой был на площади у Триумфальной арки в Париже и у Мраморной арки в Лондоне, были следующие: гонщики пользуются любыми видами транспорта. Самолет разрешен только над Ла-Маншем. По Англии и Франции участники обязаны были двигаться как в ралли, то есть дороги не перекрывались для остального транспорта, и ограничения в скорости при езде по городу действовали по-прежнему. Деламар оказался по времени вторым и... единственным французом из первых пятидесяти участников! Фотографии Жиля Деламара, «не посрамившего Франции», были во всех газетах.
В третий раз его портреты запестрели 1 июня 1966 года. Накануне, в последний день мая, он погиб.
Жиль Деламар умер, как обычно умирают каскадёры — исполняя банальный, сотню раз (точнее, 123 раза) до этого исполнявшийся трюк. Так бывает всегда. Казалось бы, на пустом месте случается что-то непредвиденное, что-то обычное и непоправимо страшное.
Хотя сейчас, задним числом, вспоминают, что он просил изменить диспозицию... Но расскажем о том дне по порядку.
Режиссер Кристиан-Жак снимал фильм с Жаном Маре в главной роли. Маре давно уже, не один десяток лет дружил с Деламаром. Во многих сценах Жиль подменял его, но чаще он показывал знаменитому актеру, что надлежит делать, и тот удачно справлялся. Маре в тот день на съемке не было — он поехал в Амьен, где выступал с эстрадной программой его сын. Поэтому он попросил Деламара подменить его в несложной сцене. Вот она, эта сцена.
Открытая легковая машина-кабриолет мчится по Северной автостраде. Навстречу ей движется грузовик. По сценарию, герой (Маре), сидя в кабриолете, узнает за рулем грузовика того самого человека, за которым он гонится. Герой должен круто развернуть машину — так, чтобы ее разок занесло на повороте, — и помчаться вдогонку за грузовиком.
Жиль Деламар облачился в костюм Жана Маре, надел его парик. Рядом с ним в машину села девушка-каскадёр, его ученица, Одиль Астье и еще один статист.
Съемочная группа рассказывала, что Деламар буркнул: «Терпеть не могу открытых машин». К тому же новые шины сильно цепляли за бетон. Деламар попросил насыпать на шоссе гравия, чтобы легче было скользить боком на повороте. Ему ответили, что гравий белый и будет выделяться на остальной дороге. Деламар спросил, нельзя ли залить участок гудроном. Ему сказали, что время поджимает — того и гляди уйдет солнце.
— Мотор!.. Начали!
Машины помчались навстречу друг другу. Разворот, визг тормозов — и кабриолет мчится вдогонку грузовику. Сцена прошла хорошо. Они отсняли ее один раз, второй, третий. Сделали небольшой перерыв. Отсняли четвертый раз, пятый и шестой!
Было половина шестого вечера, когда они стали снимать седьмой дубль. Тут мнения очевидцев разделились. Одни говорили потом, что Деламар сам предложил отснять этот дубль, «для очистки совести». Другие, наоборот, утверждали, что слышали, как он воскликнул: «Ну, это уж слишком! На них не угодишь!»
Истину вряд ли можно установить. Да и надо ли?..
Деламар пересадил Одиль на заднее сиденье, а статиста попросил занять место рядом с ним.
— Уберите локоть с дверцы, — сказал он ему. — Вдруг эта колымага ляжет, тогда вам несдобровать.
В седьмой раз хлопушка мелькнула перед камерой. Вдали показался грузовик, кабриолет Деламара рванулся вперед, в нужном месте Жиль резко рванул на себя рукоять ручного тормоза — все как обычно. Но машину не только занесло; она вдруг встала на два колеса и, поколебавшись долю секунды, опрокинулась. Одиль Астье и статиста выбросило на шоссе. Они отделались ушибами. Жиль остался лежать на шоссе. Камера продолжала стрекотать.
Фильм, на съемках которого он погиб, успеха у зрителей не имел.
Уже после смерти Деламара вышла книга, наговоренная им на магнитофон. Она называется «Риск — мое ремесло». Там он писал:
«Вкус к риску в большей или меньшей степени испытывают все люди. Самый робкий конторский служащий хоть раз в жизни ощущал неодолимое желание самому распорядиться своей судьбой. Эта власть над собой еще больше даже, чем смех, олицетворяет для меня отличие человека от животного...
Меня часто спрашивают, а многие подростки пишут мне, прося ответить, — что толкает меня заниматься моим ремеслом. Жажда денег? Это было бы слишком просто. Жажда славы? Тоже не совсем верно. Скорее стремление доказать — и прежде всего себе, — что я это могу. Меня также спрашивают, боюсь ли я. Глупый вопрос. Не боится лишь тот, кому нечего терять, а у меня есть многое...
Глупо смотреть на автогонщиков, на тореро или на каскадёров как на каких-то особых людей. Это обычные люди со всем, что в них есть хорошего и плохого. Но в момент прыжка, перед выходом на арену или стоя на вершине покоренной скалы они чувствуют неизъяснимое счастье: ты смог, говорят они себе. И это заставляет их вновь и вновь возвращаться к старому, ибо более острого наслаждения для них нет...
Про меня часто говорят, что я ищу смерти. Это глупо. Я обожаю жизнь, и опасность
для меня — это лишь способ придать смысл своей жизни».
В смерти Жиля Деламара этого смысла не было.
М. Беленький
Кстати в своей книге "За кадром и в кадре" Александр Самуилович Массарский смело признаётся, что спортом сам не занимался и в армии не служил из за болезни желудка. Инструктором по спорту и ГТО стал после Школы тренеров.Трюка /на моих глазах/ сам он тоже не делал, а все его постановки трюков заканчивались несчастными случаями / ожёг кожи лица и рук его друга Димы Шулькина на "Десант на Орингу" в 1984 году,перелом позвоночника у жены Эллы при прыжке с трамплина с каскадёром Сашей Пестовым в 1986../ Но позиционировать себя основателем,первооткрывателем и...современным Леонардо да Винчи у него непреодолимая тяга....Вот и президент России Владимир Владимирович Путин / иногда из уст подчинённых Вламирвламирович/ наградил Александра Самуиловича Массарского почётным званием "Заслуженный работник физкультуры и спорта России", почему то указав в документе его прежнее,до принятия гражданства Германии, имя как Александр Самойлович Массарский. Иои ОТЕЧЕСТВО не имеет значения? Если это не так важно - то я - Николай Первый......
В последних интервью А.С.Массарский стал придумывать, что он закончил институт с военной кафедрой, но военного билета офицера запаса не сохранил.../никому не показыват и договоров на работу в кино, документов на воспитание спортсменов-чемпионов, а тем более на их уголовные преступления в последующей жизни , таких как Владимир Момот ,Пётр Иванов, Сергей Суслин, Леонид Ионович Усвяцов....
А вот статья А.С.Массарского о своих подвигах каскадёра, борьба с коброй, прыжки из горящего поезда самбистов по его команде, падения В.Высоцкого,В.Афанасьева,В.Момота в "Интервенции" и "Даурии" с балконов второго этажа на пол без страховочных приспособлений, но уже 1973 года... Постановщиком трюков и фехтования на фильме Григория Козинцева "Гамлет" ," Дон Кихот" и "Король ЛИР" был Иван Эдмундович Кох, профессор, заведующий кафедрой сценического движения в Ленинградском государственном институте театра,музыки и кинематографии, сам мастер фехтования и рукопашного боя и он ставил все бои и тот бой Глостера и Освальда с использованием трости и приёма удушения ....Мы были там статистами, а Массарский приписал всю постановку себе...Так же и на фильме Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" постановщиком трюков был артист цирка из группы Али Бека Кантемирова - Пётр Диомидович Тимофеев и Владимир Токменин, которые указаны в титрах /в статье Массарский путает Петра Тимофеева и его группу каскадёров с 11 отдельным кавалерийским полком Вооружённых сил СССР,приписанном к Мосфильму для проведения массовых трюковых съёмок ....Слышал звон,но не знает - где он!
Массарский указан в титрах, как актёр эпизода...И ,действительно, он на три секунды появился в кадре на крыше рубки баркаса и бросил через плечо актёра массовкив образе бандита Абдуллы...Всю драку в итоге Павел луспекаев поставил и исполнил сам ..Схему драки он повторил ту, которую поставил для него ,разведчика в фильме "Тайна двух океанов" - Павла Луспекаева - старший тренер по самбо ДИНАМО Иван Васильев . Эту сцену снмали уже в Красноводске после возобновления съёмок, которые начались в Махачкале и были закрыты. Там на баркасе драка была совсем другой, комичной....Сухов/Кузнецов/ выбрасывал за борт жён из гарема Абдуллы.....
Все свои стенания по поводу отсутсвия школы каскадёров Массарский опровергнет в последующих своих статьях в 1971,1976,1977 годах, где будет рисоваться организатором школы каскадёров с пятью разными направлениями трюков....Время у него "хватало" на всё..Вот что действительно он сделал - пробил в 1975 году тарифную сетку оплаты исполнителям трюков /до 50 рублей/ и постановщику трюков от 100 рублей до 900 рублей за сценку....Тут он оказался магом ...
Самбисты В.Шаварин,О.Василюк их тренер А.С.Массарский , мастер спорта СССР по самбо Николай Ващилин, работник конного проката в парке А.Ходюшин участвуют в спортивно трюковых съёмках киностудии Ленфильм от Актёрского отдела как спортивная массовка ....
Чемпион г.Ленинграда и вице-чемпион СССР /1966/ по самбо ,мастер спорта СССР из "ДИНАМО" Игорь Андроников в фильме "Гамлет, 1964
Легендарный русский каскадёр Александр Массарский: Во всем дойти до совершенства
Рипсиме Bryk
Легендарный русский каскадёр Александр Массарский: Во всем дойти до совершенства.
Во всем дойти до совершенства
Александр Самойлович Массарский родился 5 мая 1928 года в городе Городке (Белоруссия).
Заслуженный тренер России по борьбе самбо и дзюдо, Заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук, доцент, член Союза кинематографистов России, изобретатель СССР, академик Международной академии информатизации, почетный доктор СПб БГТУ («Военмеха»).
Принял участие в создании более 300 отечественных и зарубежных фильмов в качестве режиссера трюковых эпизодов, актера, каскадера и оператора подводных съемок. Считается основателем отечественной школы каскадерского искусства. Созданный им отряд каскадеров «Ленфильма» многие годы обслуживал все киностудии страны. Поставленные им трюковые эпизоды широко известны по фильмам «Белое солнце пустыни», «Транссибирский экспресс», «Мертвый сезон», «Блокада», «Стрелы Робин Гуда» и др.
За годы работы тренером Александр Самойлович подготовил более 100 мастеров спорта по самбо и дзюдо, плеяду выдающихся спортсменов.
Каскадер
– Вы известны как человек, который ввел в русский язык слово «каскадер»…
– Я сам об этом в свое время с удивлением узнал. Оказалось, что слово французское, и у него много значений, например, в старофранцузском языке оно означает «гуляка, волокита». Позже французы стали этим словом называть трюкачей в кино. Оттуда я его и взял. Впервые на русском языке слово «каскадер» появилось в моем рассказе «Держись за облака», который в 1973 году опубликовал ленинградский журнал «Нева».
– А о чем был рассказ?
– Про трюкачей. В кино я пришел в 1948 году. Снимался фильм «Звезда», и нас, группу ленинградских самбистов, пригласили туда. Мы «повоевали» там и за своих, и за фашистов. На «Ленфильме» я занялся именно трюками: уже был тренером и своих учеников привлекал к съемкам. В 50–60-е годы снималось много фильмов о войне, в каждом были какие-то рукопашные бои, схватки. Постепенно появились автомобильные, фехтовальные сцены, и пришлось нашему небольшому отряду обзаводиться спортсменами других «специальностей». А потом ребята друг у друга учились, и получился такой отряд каскадеров-универсалов. Он был первым и единственным в СССР – нас приглашали на все студии страны. Было нас не очень много, и мы привлекали местных спортсменов. Они у нас учились, а когда заканчивались съемки, обычно создавали свои группы каскадеров.
Так произошло на Свердловской, Таллиннской, Одесской киностудиях, и постепенно сложилось сообщество. Даже когда страна распалась, каскадеры остались в том же объединении. Мы по-прежнему дружим и приглашаем друг друга, если требуется помощь…
– Значит, вас учили автовождению профессиональные каскадеры? А собственная машина у вас когда появилась?
– В 1971-м. Хотя стаж водительский у меня с 53-го года. Через Министерство оборонной промышленности мне выделили «Москвич», собранный в Ижевске.
– Каскадерские навыки при вождении помогали?
– Да. На этом «Москвиче» я однажды здорово разбился. Ехал по загородной дороге. И вдруг вижу: навстречу мне с горы, виляя, летит грузовик, и у его водителя голова из стороны в сторону мотается, – то ли он спит, то ли еще что-то. Дорожка узкая, но я как-то умудрился с ним разминуться. Все было бы хорошо, но я побоялся, что вслед за ним, в пыли, едет еще кто-то. Я резко отвернул обратно вправо, слетел под уклон, потом начался слалом среди деревьев. В общем, «Москвич» не подвел!
Каскадерское мышление все-таки въелось в мозг. Меня после той аварии спросили в ГАИ, о чем я думал? И я вдруг сообразил, что все время беспокоился, не придется ли повторять дубль, смог ли оператор снять как надо.
– А сейчас вы водите?
– Да, у меня «Citroen C5». Мне «ситроены» вообще нравятся. Но если все свои прежние машины я чинил сам, то с современными – уже не получается.
–У вас были оригинальные кинороли, например в фильме «Интервенция».
– Да, Нестор-летописец. Такой большой, бородатый. Хранитель банка «Ксидиас». Когда бандиты пришли грабить банк, он их всех разбросал, но потом вышла налетчица мадам Токарчук (ее играла Руфина Нифонтова) и скрутила Нестора. Суровая оказалась женщина. А вообще, я снимался во многих фильмах, но в основном в эпизодах.
Я как каскадер участвовал за год в 15–20 фильмах, поэтому ни в одном не мог задержаться надолго. К тому же я одновременно работал тренером, инженером. Обычно выезжал на съемки на два-три дня, заранее все продумав, и быстро ставил трюки. Хотя бывали и более длительные экспедиции.
– В качестве каскадера вам приходилось подменять очень многих знаменитых артистов. Кого, например?
– Ефима Копеляна в «Интервенции», Павла Луспекаева в «Белом солнце пустыни» – помните знаменитую сцену драки на баркасе? Кирилла Лаврова в совместной с финнами картине «Доверие». Лавров играл Ленина. Финны тогда сказали, что на политический фильм у них никто не пойдет, поэтому надо придумать что-нибудь завлекательное. Придумали: Ленин на полном ходу спрыгивает с поезда и проваливается под лед Финского залива. Хотя из истории мы помним, что Ленин просто шел из Белоострова в Финляндию по льду, который трещал под ним.
Получить полный текст
Этот трюк Лавров хотел сделать сам, но незадолго до съемок сломал руку. Так что вместо него прыгал и проваливался под лед я. Но потом Кирилл поправился и все сделал сам. Так тоже бывает…
– В общем, так жизнь свела вас с самыми знаменитыми в истории российского кино артистами-мужчинами. А с всенародно любимыми актрисами встречи были?
– Смешнее всего было, пожалуй, в фильме «Блокада», в первой части – «Лужский рубеж». Помните, там два студента, парень и девушка, в начале войны добираются в Ленинград и попадают в занятую немцами деревню. Прекрасную девушку Веру играла любимица страны актриса Ирина Акулова. А я там играл фашиста-насильника. Ребята прячутся на чердаке, но я их нахожу, избиваю жениха, насилую невесту. В конце фильма лейтенант, которого играл Иван Краско, в рукопашном бою этого фашиста задушил…
Ну так вот, пикантность ситуации заключалась в том, что актриса тогда была беременна, но никому об этом не говорила. И когда мы сняли несколько дублей, звукорежиссер дала нам послушать запись. Оказывается, Ирина в каждом дубле мне шептала: «Осторожно, живот! Я на шестом месяце!» Она родила мальчика, и мы встретились через несколько лет. Она пошутила, что я, как честный человек, теперь должен на ней жениться, потому что она и сына назвала моим именем!
– А какие самые знаменитые трюки в истории нашего кино разрабатывали и ставили именно вы?
– Например, в картине «Звезда пленительного счастья» я вешал декабристов. Каскадеров подвесили на специальных лямках вроде парашютной обвязки. Кстати, за подготовкой казни с Петропавловки наблюдало довольно много народу. Люди хихикали, комментировали. Но когда декабристов «повесили», люди замерли, а потом по толпе прокатились возгласы, в которых звучал неподдельный ужас.
– Насколько драки в кино похожи на реальные?
– В кино все-таки действуют свои законы. Покажи драку профессионалов – и на экране будет один-два удара. Зритель и сообразить не успеет, что произошло. Поэтому кинодраки растягиваются. Сколько раз герои бьют друг друга! Ногами, руками. Но только морщатся и продолжают.
– Вы не боитесь, что все это может нанести вред психике зрителей?
– Да! Я об этом говорю уже много лет! Есть много приемов, позволяющих показать драку, но при этом скрыть, как, к примеру, нож входит в тело, брызжет кровь. Пропагандировать насилие нельзя! И показывать технологию преступления тоже нельзя!
– А вы согласны с тем, что служба в армии – это школа мужества?
– Согласен. Только особая школа: самая главная опасность службы исходит от самой армии.
Но сам я не служил, у меня в институте была военная кафедра. А потом меня даже на сборы не привлекали.
– В ваших трюках участвовала ваша жена…
– Да. Я ее и «вешал», и «сжигал». В «Звезде пленительного счастья» на княжне Волконской в исполнении Эллы загоралось подвенечное платье. В «34-м скором» во время пожара гибнет проводница. Ее играла Елена Майорова, которую дублировала моя жена. В другой картине моя жена заменила Ольгу Вардашеву, игравшею практически саму себя – артистку Мюзик-холла. Элла должна была сесть в автомобиль, который прыгает с трамплина на скорости 60 километров в час. Но водитель дал девяносто. Трамплин нагрузки не выдержал, сломался. Машина сильно ударилась о землю. У жены сломались два позвонка. Потом ей пришлось восемь месяцев пролежать.
– И тем не менее, в одном из ваших интервью я прочитал, как вы уверенно заявляли: жена никогда не откажется помочь вам в съемках… Как же вы могли привлекать ее к таким опасным занятиям?
– Ну так это не единственная опасность в жизни. У меня и сын каскадер. Тоже окончил наш «Военмех», инженер. Народу же мало, надо где-то брать! А если серьезно, то у меня в более чем 220 художественных фильмах ни один каскадер не погиб.
Инженер
– А как ваши начальники и коллеги относились к тому, что вы постоянно куда-то уезжали, отвлекались на съемки? Тем более при советской-то дисциплине, на оборонном предприятии…
– Я человек увлекающийся. Даже не могу сказать, кто я по основному виду деятельности. Если я на что-то, как сейчас говорят, западаю, то хочу дойти в этом до конца. А как все успеть. Знаете, я тут недавно копался в своих старых чертежах и обратил внимание, какими датами они подписаны: 1 и 2 мая, 1 и 2 января, 7 и 8 ноября и прочие выходные дни. Пока все люди гуляли и отдыхали, я сидел дома и работал.
– И результатами этой работы стали…
– Если самые известные, то три. Это уникальный спектральный телескоп для изучения орбиты Земли с борта космической станции, созданный по идее космонавта Гречко. Благодаря этому фотометру впервые были получены данные, подтвердившие гипотезу Гречко о неизвестных свойствах строения атмосферы. Потом этот прибор затопили вместе со станцией «Мир». На станции был еще один мой прибор: баня для космонавтов. Я ее придумал в 1959 году специально для борцов – сгонять вес. Спортсмены возили его с собой и называли «баня в чемодане». Космонавтам она тоже пригодилась.
Ну а еще я придумал фотоаппараты для подводной съемки. Я ведь занимался подводным спортом и конструировал аппаратуру для подводной фото-, кино - и видеосъемки. На Ленинградском оптико-механическом объединении были изготовлены опытные образцы, а сейчас ЛОМО практически не занимается фотоаппаратурой. Очень жаль, потому что мой «Аквакон» гораздо дешевле западных аналогов. Я сам пользуюсь им для подводных съемок.
Получить полный текст
Однажды врачи попросили меня сделать какой-то винтик, я заинтересовался, а через несколько лет оказалось, что я сделал первую отечественную систему зубной имплантации. Потом она была запатентована.
Размышления о жизни
– И я подвожу к разговору о рецептах семейного счастья.
– С Эллой мы встретились много лет назад на ЛОМО. Она тогда официально считалась лучшим патентоведом Министерства оборонной промышленности. Оформляла заявки на серьезнейшие и секретные изобретения. А потом и на мои, не очень серьезные (смеется). Так мы и познакомились. И вот уже столько лет вместе. Она сейчас, уйдя с работы, стала частным патентным поверенным, и я ей помогаю в этом. А еще у нас очень много общих интересов: кино, путешествия. Но по части быта главный командир – она.
– Ваше поколение – родившиеся в конце 20-х – начале 30-х – дало стране на редкость много интереснейших людей: талантливых и даже гениальных, разносторонне образованных, да и просто каких-то прочных, крепких. Почему так получилось, как вам кажется?
– Спасибо. Знаете, когда приходится преодолевать какие-то трудности, люди всегда добиваются чего-то бóльшего. Если взять истории многих известных людей, с которыми я знаком, то окажется, что все они прошли через испытания, бедность, утраты. Наше поколение пережило войну, а потом тяжелейшее послевоенное время. Были потеряны годы учебы, потом их наверстывали – и все это послужило хорошим стимулом. Многие стремились к знаниям, причем во всех сферах. Помню, попав впервые в Ленинград, я изучил архитектуру города настолько, что мог бы стать неплохим экскурсоводом: мне просто было интересно.
– Такое ощущение, что с каждым последующим поколением таких людей становилось меньше…
– Позже, скажем в 70-е, когда людям с детства многое давалось более-менее легко, им становилось не так интересно. Знаете, когда я учил детей борьбе самбо, секции были бесплатными. И бывало, что дети бросали занятия. А потом провели эксперимент: секцию сделали платной. И посещаемость в платной секции было стопроцентной. А когда все доступно, то теряет ценность.
Вот вы спрашивали, когда у меня появился первый автомобиль. Мне было 43 года. А сейчас у меня довольно много студентов на лекции приезжают на автомобилях. Они им достались просто так. А дети, которых с охранником возят в элитные школы, а они не хотят учиться, потому что неинтересно! Сбегают.
Вот в этом и заключается трагизм сегодняшнего времени.
– И что теперь делать?
– В свое время у нас было принято говорить: вот, такой-то народ шагнул прямо из феодализма в социализм. Так ведь и Россия после распада СССР тоже попала в неизвестное болото. И никто не знает, как себя вести.
– А любимое место у вас какое?
– Медный всадник. Когда я проезжаю мимо него, всегда вспоминаю строчки:
Чернея сквозь ночной туман,
С подъятой гордо головою,
Надменно выпрямив свой стан,
Куда-то кажет вдаль рукою
С коня могучий великан;
А конь, притянутый уздою,
Поднялся вверх с передних ног,
Чтоб всадник дальше видеть мог.
В СССР тренер занимался только подготовкой спортсменов и отчитывался количеством разрядников и чемпионов /за занятия постороними делами вроде трюков ст.тренера А.С.Массарского должны были строго наказать.
Я,Николай Ващилин, нашёл только единственный легальный путь тренировать каскадёров - работать в Театральном институте на кафедре физвоспитание, гос.программа вузов включала в себя профессионально прикладную физическую подготовку. И я пошёл туда работать, закончив обучение в очной аспирантуре института физкультуры после окончания ЛИАПа и диплома инженера. И я бы л единственным. Массарский тут отдыхает, освобождаясь от работы тренера на съёмки посредством обмана администрации...
А вот цитаты о Массарском в книге "Анатолий Рахлин. Тренер" с высказываниями сына Михаила Рахлина и жены Анатолия Рахлина о том, что Массарский не был тренером Рахлина...Рахлин, как и я и многие другие на Массарского просто работали.....
Поскольку сверх занятый А.С.Массарский не читал, то и знать не мог о том, что в мире давно пишут о каскадёрах....с 1910 года, когда все кино и были трюковыми, а актёры - трюкачами и каскадёрами...
Джон Бакстер. "Трюки"
Первый каскадёр СССР из ФЭКСа в "Приключения Октябрины" ,1925 года режиссёра Григория Козинцева - актёр Сергей Мартинсон /справа/ и Павел кадочников в фильме "Подвиг разведчика"
Первый каскадёр СССР из Лаборатории Льва Кулешова в фильме "невероятные приключения мистера Веста в стране большевиков", 1925 - актёр Всеволод Пудовкин /прыжок с 4 этажа в брезент в фильме "Луч смерти" .1925
Гарольд Ллойд
Сергей Бондарчук ставит задачу постановщикам трюков Ленфильма Сергею Шульге и Николаю Ващилину на сцену штурма Зимнего дворца в фильме "Красные колокола"..1981
Каскадёр Николай Ващилин,актриса Сидней Ром и Франко Неро /Джон Рид/ ,"Красные колокола" Сергея Бондарчука, 1982
На договорах каскадёров - обязательна подпись консультанта по трюкам Ленфильма- Мих.Мих.Боброва / с 1983по 1984 -Юрий Верёвкин, с 1984 -Олег Корытин/ Массарский такой визы никогда не ставил на договра
Консультантами по трюкам на Ленфильме работали М.Бобров,Ю.Верёвкин и О.Корытин. и их подписи вы видите на моих документах ....А.С.Массасркий фантазирует о том, что он тоже работал консультантом по трюкам киностудии Ленфильм....Он был бригадиром спортивной массовки и спортсмены писали жалобы на его некомпетентность и травмоопасную организацию трюковой работы спортсменов на съёмочной площадке....Он чуь не сжёг Дмитрия Шулькина на съёмках "Десант на Орингу",1984 и во время его трюковых съёмок его вторая жена Элла с каскадёром Александром Пестовым грохнулась с трамплина на Жигулях и сломала себе позвоночник..../ книга а,Массарского "За кадром и в кадре"/
Студия каскадёров Николая Ващилина...с 1973 по 1989
Как Массарский выдумал историю о том, как он на ходу из операторской машины стрелял точно в грудь скачущим всадникам......На самом деле у нас просто торчали стрелы в спине или груди и при панораме оператор подавал через помошников знак голосом и мы отыгрывали попадание стрелы и падали с коня. на галопе..
А.С.Массарский со своим учеником В.Момот , осуждённым за грабежи на 5 лет и убитым в 1994 году одновременно с другом Леонидом Ионовичес Усвяцовым
Фонд «Артист» наградил деятелей театра и кино за вклад в развитие культуры
Евгений Миронов, Мария Миронова, Наталья Шагинян-Нидэм и Леонид ЯрмольникВ Театре наций наградили лауреатов премии «Признание», учрежденной благотворительным фондом «Артист». Награду получили деятели театра и кино из разных регионов России за многолетний вклад в развитие культуры страны. Среди них: художник-гример МХАТа и театра Et Cetera Николай Максимов, историк театра и балетовед Вадим Гаевский, основатель отечественной школы каскадерского киноискусства Александр Массарский.....
https://www.kommersant.ru/doc/3493911 Ахтунг! ОСНОВА́ТЕЛЬ, -я, м. Тот, кто основал, учредил что-л., положил начало чему-л. памятника Юрию Долгорукому, основателю Москвы-матушки.
Основатель отечественной школы каскадерского киноискусства Александр Массарский, гражданини Германии и России, не имеющий спортивного разряда,.....Александр Самуилович Массарский в своей книге с гордостью описывает десятки несчастных случаев, устроенных им на съёмочной площадке .../Артиста Романа Громадского ударил падающим бревном по голове и был изгнан за это режиссёром Андреем Кончаловским со съёмок фильма "Романс о влюблённых", сжёг своего друга Диму Шулькина на съёмках фильма "Десант на Орингу", поджёг волосы свое жене Элле на фильме "Звезда пленительного счастья" и и там же повесил спортсменов-дублёров до несчастного случая с удушением , сломал позвоночник своей жене Элле во время случайного переворота "Жигулей" с гнилого трамплина каскадёром Александром Пестовым, чуть не сжёг заживо актёра Льва Дурова ,заперев его в горящем вагоне по халатности, но тот выбил ногой стекло и выскочил в фильме "34 скорый" , а сломанная ключица /хорошо не шея/ Владимира Высоцкого ,прыгнувшего со второго этажа в "Интервенции" ,оперевшигося на сломавшиеся перила,едва не убитый Ихтиандр /Владимир Кренев/ якорной цепью, уроненной А.Массарским на съёмках "Человек-амфибия" и там же, сломавшего ноги самбиста,прыгавшего с крыши на крышу дома...
Награда нашла героя....Это ложь, что Александр Массарский /Александр Самуилович Массарский,гражданин России и Германии/ - основатель отечественной школы каскадёрского киноискусства. Докажите это фактами работы этой школы,её учебным процессом. На Ленфильме школой руководил Михаил Михайлович Бобров , Юрий Верёвкин,Олег Корытин на законных основаниях...Массарский в штате Ленфильма никогда не числился и тренировал только ОПГ Сергея Суслина в ВИФКе...осуждённых за грабежи и убийства.Пис али на Массарского А.С. жалобы в отдел техники безопасности Ленфильма и в Городской комитет партии коммунистов в Смольный,после чего и появилась должность консультантата по трюкам и Михаил Бобров, Ю.Верёвкин, а в 1984 году Олег Корытин...
И вспомните о школах Григория Козинцева /ФЭКС,1920 / Льва Кулешова ,Всеволода Мейерхольда, Всеволода Пудовкина, Сергея Эйзенштейна, Глеба Рождественского, Али Бека Кантемирова,старшего тренера по самбо московского "Динамо" Валерия Фраера и многих других...Мою школу ,Николая Ващилина, доцента кафедры физвоспитания ЛГИТМиКа ...Школу автогонщиков ленинграадского тренера Рабиновича, чьи мастера спорта по ралли выполнили тюки в фильме "Гонщики" в 1970 у Игоря Масленникова . Куда деть награду за трюки в фильме "Великий воин Албании Скандербек" Сергея Юткевича в Каннах в 1953, фильмы "Смелые люди","Кочубей" Кантемировых", "Звезда" 1949 с самбистами старшего тренера по самбо Ивана Васильева из ленинградского Динамо,после которой Массарский и "прилип" или "присох" к кино?!
Комментариев нет:
Отправить комментарий