пятница, 9 апреля 2021 г.

Массарский - простой советский супер-мент, академик и банщик

Александр МАССАРСКИЙ. Простой советский супермен 25 декабря 2020 года На минуточку: это он стоял у истоков советской школы каскадеров, это он пробивал создание гильдии каскадеров, это он ввел в русский язык само слово «каскадер». Это человек-легенда. Простой советский супермен. Михаил Веллер, писатель Текст Алёна Королева Фото из личного архива Александра Массарского Справка Александр Самойлович Массарский - Заслуженный тренер России, Заслуженный работник культуры, академик Всемирной Академии наук, искусств и культуры. Родился в 1928-м в Белоруссии. В войну жил на Урале, в Туринске. Затем обосновался в Санкт-Петербурге. Окончил Плановый институт и Институт физкультуры им. Лесгафта. Боролся сам, тренировал. Среди воспитанников – 6 докторов и 11 кандидатов наук, 2 заслуженных тренера России. Самый выдающийся ученик – Анатолий Рахлин, тренер Владимира Путина. В 1948 году создал на «Ленфильме» первый в стране отряд профессиональных каскадеров. Участвовал более чем в 300 фильмах, среди которых «Белое солнце пустыни», «Человек-амфибия», «Блокада», «Мертвый сезон». Человек легендарно широкого кругозора: изобрел подводную кинокамеру, зубные имплантанты, баню для орбитальной космической станции. Имеет множество патентов на изобретения. Живет в Санкт-Петербурге с красавицей женой Эллой. Я быстро нашла его дом. Большой, красивый, на набережной Фонтанки. Поднявшись по широкой лестнице, позвонила в дверь. Мне открыл импозантный мужчина средних лет. Я, конечно, знала, что ему 88, но в это, действительно, было сложно поверить. Брюки со стрелками, черный пуловер и, представьте, - стильные лакированные туфли! Красавец-мужчина. Чтобы наладить контакт, я искренне восхитилась этой деталью. Александр Самойлович улыбнулся: «Ну, что вы, я же ждал вас» Помог раздеться, тонкий аромат хорошего парфюма работал на образ. Разговор завязался сразу. Точнее, не разговор, а круговорот фактов, историй, журнальных статей, баек. Много спорта. Много кино. Кабинет, в котором мы говорили, похож на музей. На стене - коллекция холодного оружия, картины, огромные полки с книгами. И посреди всего этого - ультрасовременный, энергичный хозяин, который мастерски отвечая на вопросы (было понятно, что это далеко не первое и даже не сто первое его интервью), лихо копировал мне на флэшку необходимые снимки. «Здесь я дублирую Лаврова в роли Ленина», «здесь вешаю декабристов в «Звезде пленительного счастья», «это в танке горю». Потрясающе интересная жизнь. Спустя пару часов, решили выпить кофе. Огромная кухня. Сам смолол зёрна, сварил. Эстет. И абсолютно питерский герой – немного франт, немного философ. … У меня ещё оставались вопросы. Хотелось поподробнее расспросить о Высоцком, о Жоресе Алферове, с которыми он дружил и много общался, но внезапно выяснилось, что вечером они с женой приглашены в театр на «Дон Кихота», и времени уже совсем нет. * Ученики тренера А. Массарского На прощание Александр Самойлович подарил мне свою книгу мемуаров. В самолете, возвращаясь домой, я открыла её и на первой же странице увидела слова Веллера - «Есть люди, знакомство с которыми расширяет твои представления о собственных возможностях». Это точно про Массарского! Секрет молодости А. Массарский: - Меня часто спрашивают про старость. Что я о ней думаю, как я к ней отношусь. Однажды подумал и написал статью. Начиналась она так: «Никакой старости нет. Ее придумали лентяи!» В самом деле. Многие люди ждут не дождутся, когда выйдут на пенсию: «Ну, вот теперь я отдохну». А это - самое страшное. Ни в коем случае нельзя сбавлять обороты, надо работать в том же режиме, как и до пенсии. Для меня пенсионный возраст наступил довольно давно, тем не менее, я продолжаю жить в прежнем темпе. Я как каскадер участвовал за год в 15–20 фильмах, одновременно работал тренером, инженером. Что касается того, что старость - это увядание, дряхлость, угасание всех сил, скажу так: всё зависит от человека. Человек молод или стар настолько, насколько себя ощущает молодым или старым, насколько внушил себе тот или иной возраст. Внушить себе можно всё, что угодно, вечную молодость, к примеру. В основе моей зарядки - упражнения с резиновыми эспандерами. Много лет, даже десятилетий, я выполняю упражнения с эспандерами на растягивание мышц и тем самым на увеличение подвижности суставов. Один конец резины, согнутой вдвое, цепляю за крюк и произвожу подвороты, сгибания, разгибания. Ну и, само собой, приседаю, отжимаюсь. Всё, что входит в обычную утреннюю зарядку. Никакими особыми диетами я не пользуюсь. Правда, время от времени моя жена, заставляет вместе с ней воздерживаться от какой-то еды и даже вводит дни голодания. Я говорю, что в такие дни живу, как Ленин в мавзолее: и не кормят, и не хоронят. Это, конечно, шутка, но, естественно, пожилым людям надо следить за своим питанием: поменьше есть мяса, побольше овощей, фруктов, варить разные каши. Ну и самое главное – это… (Из кухни доносится голос Эллы) - Самое главное – это хорошая жена! * С Жоресом Алферовым Александр Самойлович Массарский. 15 вопросов о главном 1. С какого возраста вы себя помните? Лет с трех помню отчетливо. Я родился в небольшом белорусском городе под Витебском, который так и называется Городок. Оттуда же родом мой друг, знаменитый физик Жорес Алфёров. Учился я в русской школе. Директором у нас был учитель-белорус по фамилии Вожик (по-русски значит «ёжик»). Он привил мне любовь к литературе. В 1941 году его лично повесил бывший ученик, полицай Костя Дудак. Когда началась война, мне было 13 лет. На третий же день налетели «юнкерсы». Что впереди было непонятно, и мы решили бежать. Шли вперед по 15-16 часов в день. За 16 дней под бомбежками и обстрелами прошли 400 километров! Мирное гражданское население! Правда, наша отступающая армия пробежала перед нами этот путь ещё быстрее. 2. Ваша война – это… … армада «юнкерсов», летящих бомбить Москву. Я видел, как в ясном синем небе они выстроились аккуратными тройками. 72 самолета. … огромные стада ревущих коров. Был приказ правительства угонять скот. Несчастных коров никто не доил, они громко мычали, страдали. Во время бомбежек обезумевшие от страха коровы метались среди лежащих людей, топча несчастных. … 24 дня на жестких нарах товарного вагона. Когда кто-то умирал, становилось просторнее. … тихий, молчаливый мальчик. Он был сиротой и ехал один. У него на глазах бомба убила всех родных. А потом погиб и он. Стоя над его окровавленным телом, я почувствовал, что повзрослел. 3. Чем запомнились годы эвакуации? Мы провели их в маленьком уральском Туринске. В классе было довольно много ребят, эвакуированных из разных городов. Многие имели «боевой» опыт – могли рассказать о бомбежках и смертях. Не было теплой одежды, из дома выходили по очереди. Помню, как в 43 году пришли подарки от населения Америки – это была поношенная, рваная одежда. Всем раздавали. Чтобы поднять моральный дух населения, организовали клуб. Отец был назначен его директором. Недавно в одной компании меня спросили, где я был во время войны. Когда я назвал Туринск, одна дама, жена современного бизнесмена, проявила свою «эрудицию». Она сказала: «Я знаю про этот город. Это у вас нашли ту туринскую тряпку, в которую завернули Иисуса, когда хоронили». Блондинка никак не могла понять, что Туринск - это уральский город, а Турин - итальянский. 4. Кем были ваши родители? Мама работала в городской библиотеке. Все книжные новинки мы читали первыми в городе. Читала вся семья. Мама прожила 94 года. Я всегда удивлялся тому, как она внутренним чутьем узнавала, что я в опасности. Однажды она спросила, что со мной было в понедельник в 2 часа 13 минут. Именно в это время у меня была опасная ситуация на съемочной площадке! Отец участвовал в Первой мировой войне, с которой вернулся с двумя Георгиевскими крестами и ранением в голову. Он художник-оформитель, учился живописи вместе с Марком Шагалом! В Городке его рукой были написаны все вывески учреждений и магазинов. Позднее, уже в Ленинграде он был привлечен к работам по восстановлению дворцов и исторических памятников. 5. Как вы оказались в Ленинграде? В 1945 году я поступал в Ленинградский театральный институт. Был огромный конкурс! Читал прозу, басню и всем давали этюды. Мне досталось крикнуть: «Мама, принеси чая!». Я кричал на все лады, а потом вывесили эту – «Отчислен из-за недостаточной громкости голоса». Но судьбу ведь не проведешь. Через некоторое время я пошел работать в общество «Искра» и меня назначили ответственным за спортработу, в театрах, музеях и на «Ленфильме!» Рука судьбы замкнула круг. Я познакомился с коллективами ленинградских театров. В каждом был совет физкультуры, которым руководил один из актеров. Так многие артисты и режиссеры стали моими друзьями. * Всесоюзный сбор тренеро,1957 г. 6. С чего началась ваша самбистская история? Во время учебы в институте я увидел показательное выступление самбистов и понял, что должен заниматься только самбо. Позднее мне помогли организовать заводскую секцию борьбы (при Ленинградском оптико-механическом объединении). Тренировались мы в тесном боксерском зале. Перед каждой тренировкой выносили штанги, заносили ковры. Условий никаких. Тем не менее, через несколько лет у нас уже было 36 мастеров спорта СССР! Многие мои ученики стали докторами и кандидатами наук. Они - предмет моей особой гордости. 7. С Президентом России Вы знакомы? Да, конечно. И могу сказать одно - Россия в надежных руках. 8. В вашей жизни было много побед. Удалось избежать звездной болезни? Я всегда старался оценивать себя объективно. Но приведу один пример. Однажды Маяковского, выступавшего со своими стихами, кто-то из публики спросил: «Почему вы себя всё время хвалите?» И поэт с иронией ответил: «Всё хорошее о себе должен успеть сказать я сам, потому что всё плохое обо мне расскажут мои лучшие друзья» 9. Как Вы всё успеваете? Я и сам удивляюсь, как мог совмещать тренерскую, научную, конструкторскую работу и параллельно сниматься в 15-20 фильмах! Я и сейчас могу параллельно делать несколько дел. Например, сидя в театре, «писать» в уме научную статью. Вот сегодня про Конюхова была передача. Он один пересек океан, побывал в Антарктиде, сейчас хочет лететь на воздушном шаре вокруг Земли, спуститься на дно Марианской впадины в батискафе. Это 11 км! Кто его заставляет так рисковать? Никто. Просто он без этого не может. Так же и я. Я не мог безо всего этого. 10. С женой где познакомились? Элла официально считалась лучшим патентоведом Министерства оборонной промышленности. Она оформляла заявки на серьезнейшие и секретные изобретения. А потом и на мои, не очень серьезные (смеется). У нас много общих интересов: путешествия, кино. Я её тоже - и «вешал», и «сжигал». Как-то она сидела в автомобиле, который должен был прыгнуть с трамплина на скорости 60 км/час. Но водитель дал 90. Трамплин нагрузки не выдержал, сломался. Машина сильно ударилась о землю. У жены сломались два позвонка. Потом ей пришлось восемь месяцев пролежать. Иногда она шутила, что, привлекая её к съемкам, я хочу от нее «избавиться». У меня и сын каскадер. Тоже окончил наш «Военмех», инженер. 11. Правда, что именно вам принадлежит авторство самого термина «каскадер»? Однажды журнал «Русская речь» посвятил этому слову целое исследование. И – да! - я с удивлением узнал, что в русском языке оно впервые появилось в моем рассказе «Держись за облака». Так называют себя французские трюкачи. 12. Сколько человек поздравляет вас с днем рождения? Человек сто, наверное. Я к возрасту отношусь очень философски. На самом деле все эти числа – условность. Единственное, о чем говорят прожитые годы, - это сколько раз мы вместе с нашей планетой Земля облетели вокруг Солнца. Гораздо важнее психологический возраст…на сколько мы себя ощущаем внутри. 13. Картинки. На что можете смотреть бесконечно, а что вызывает отрицание? Я могу очень долго смотреть на играющих детей и на животных. А вот вид курящей женщины меня отталкивает. 14. Вы автомобилист? За рулем? У меня водительский стаж с 53-го года. Медленной езды не терплю. Аварий вроде не совершаю. Сейчас у меня BMW Х3. Средний танк. 15. О чем сейчас мечтаете? Умереть стоя! Чтобы не было этого лежания, чтобы не быть в тягость себе и всем остальным. Из книги мемуаров Александра Массарского. Последний лист Одно время в комнате жил Володя Верняев. Трагическая фигура. Он рассказал нам, что в семье был пятым ребенком, и что четверо его братьев и сестер умерли от разных причин в возрасте 23 лет, в день своего рождения. Последней в семье погибла его сестра. Она попала под поезд. Володя шутил, говоря, что и его ожидает та же участь. Но через два года, когда ему должно было исполниться 23 года, с ним произошла разительная перемена. Он ожила смерть! Парень рвал наши души, рассказывая, как чувствует, что она приближается. За месяц до предстоящего рокового дня рождения он слег в постель, ни с кем не разговаривал и отрешенно смотрел в стену. Я вспомнил новеллу О Генри «Последний лист», где больная девушка внушила себе, что умрет, когда с дерева за окном упадает последний лист. Этот единственный лист под порывами осеннего ветра всё не опадал. Миновал кризис болезни, девушка выздоровела. Только тогда она узнала, что старый художник, друг семьи, нарисовал этот «последний лист» и приставил картину к окну спальни бедной девушки. Нечто подобное произошло с нашим Володей. День рождения миновал и он начал поправляться. Он окончил институт и прожил долгую жизнь. Я на всю жизнь сделал для себя вывод о колоссальной силе самовнушения и понял, что человек может настроить себя как на безысходность, так и на любые свершения. В дальнейшем это помогало мне в спорте и в работе в кино. Народы Севера Одно время я тренировал самбистов в Педагогическом институте им. А.И. Герценаю Там был факультет народов Севера. Среди этих студентов оказалось много способных спортсменов. Они окончили институт, разъехались по своим автономным округам и там организовали секции и тренировали самбистов. Мастер спорта Фёдор Дункан, сын потомственного охотника из народности удэге, работает в Дальневосточном крае, Семен Окотетто – в Салехарде, Дмитрий Гындышев – на Командорских островах. Интересна судьба Дмитрия Гындышева. Он «воскрес из мертвых». А произошло вот что. Он жил на Командорах и, сидя у своего дома, почувствовал, как у него «раскололась пополам голова». Дальше он ничего не помнил. Установили его смерть и подготовили к похоронам. Случайно приехал ветеринарный врач обследовать оленье стадо. «Труп» Димы показался ему странным, и врач не озволил его хоронить. Оказалось, что это летаргический сон и Дима пребывал в нем 24 дня! Потом он «проснулся», поступил и окончил пединститут и стал хорошим математиком. Из журнала «Время самбо. Выпуск №3», Екатеринбург, 2016.
Самбист-дзюдоист Михаил Семененко: «Раньше девушки любили сильных» Воспоминания самого музыкального самбиста ПОДЕЛИТЬСЯ Михаил Семененко — возможно, единственный в своем роде самбист-дзюдоист. Поющий! Мастер спорта по этим двум видам борьбы, чемпион Ленинграда, призер чемпионатов страны — он еще и известный питерский бард, который и в свои почти 70 лет профессионально выступает на сцене. Воспоминания самого музыкального самбиста ФОТО: ЗАМИР УСМАНОВ Кроме того, Семененко входил в каскадерскую группу знаменитого Александра Массарского, работавшую на многих советских фильмах. Неудивительно, что, когда Петербург боролся за право проведения Олимпиады-2000, именно ему заказали написать олимпийский гимн. Семененко его сочинил, но Олимпиаду нам не дали. Зато другая его придумка, новый вид спорта бадфайт — смесь карате с бадминтоном (в нем соперники лупят руками и ногами по летящему через сетку волану) — вполне успешно реализуется. Тренер высшей категории Михаил Семененко работает в СПбГУ уже 45 лет, долго возглавлял отделение борьбы на кафедре физкультуры. И, конечно, помнит студента-борца Володю Путина. Более того, своим наметанным глазом Семененко постоянно замечает, как президент Путин в своей политике руководствуется принципами и приемами дзюдо. Нет ли лишнего билетика на самбо? Михаил Семененко пришел в борьбу в 1962 году. Дзюдо еще не было. Только самбо. И интерес к нему в стране был огромный. Чтобы попасть на чемпионат города на Зимний стадион, лишний билет спрашивали. Все мальчишки тогда хотели быть сильными. Это еще было связано и с подростковыми войнами. Например, Михаил жил в военно-морском городке в Песочном, где выходили биться квартал на квартал. Но дрались благородно: заточки никто с собой не брал, если кому-то разбили нос — он выходил из драки. А на следующий день после нее уже в футбол друг против друга играли. — Раньше и девочки были другие. Сегодня они любят умных мальчиков, а тогда любили сильных. Так что хотелось быть сильным. А я еще маленький — рост 162. Поэтому пошел в самбо в 14 лет (это считалось очень рано — обычно брали с 16!). Попал к Александру Массарскому, который потом спустя годы станет знаменит и как тренер, и как создатель советской каскадерской школы. Тогда он был главным инженером на Ленинградском металлическом заводе и одновременно взялся вести 2–3 группы самбистов. — Сам Массарский имел только 2-й разряд. Но педагог был хороший, умел разбудить что-то в человеке. Наше спортивное общество называлось «Зенит», главным противником у нас было «Динамо», но там делали упор на силу, а Массарский — на гибкость и ловкость. Он нас заставлял думать. Например, велел вести дневники — своеобразные досье на всех соперников, с которыми боролись, заносить туда их слабые и сильные стороны. Динамовцы, конечно, были грозными самбистами, но «Зенит» Массарского никогда им не уступал. И не случайно в нашей группе из 20 человек 15 стали мастерами спорта. И еще Массарский ненавязчиво прививал подопечным философию — культ доброты и клубной спортивной спайки. В этой группе вместе с Семененко занимался и Анатолий Рахлин, будущий тренер Путина. Так что Массарский через него повлиял и на манеру борьбы, а возможно, и на жизненные установки будущего президента. Но об этом чуть позже... Хулиганы с гитарами А у Михаила Семененко в те годы, помимо самбо, была еще одна страсть — песня. Он даже на соревнования всегда ездил с гитарой. Бардовская песня вошла в его жизнь в 15 лет — вместе с борьбой. «Пить, курить и говорить я начал одновременно», — шутит Михаил Алексеевич. — Тогда были в моде правильные песни советских композиторов. Было и то, что сейчас называют шансоном. И я, как и все пацаны, пел в подворотне эти уличные, приблатненные песни на три аккорда: «Жил в Одессе славный паренек. Ездил он в Херсон за голубями. И вдали мелькал его челнок с белыми большими парусами». И вдруг как гром среди ясного неба для меня прозвучал тихий голос Окуджавы. А сначала одноклассник напел его песню: «Во дворе, где каждый вечер все играла радиола, и пары танцевали, пыля, все ребята уважали очень Леньку Королева и присвоили ему званье короля...». Авторская песня вспыхнула, как костер. Умные нестандартные слова. Они сразу забирали слушателя. Сначала был Окуджава, потом в 1965 году в Ленинграде в кафе «Восток» на первом этаже ДК Пищевиков вечерами стали собираться Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Александр Генкин, Борис Полоскин. Попеть, поиграть на гитаре. Народ ломился на них. Так возник клуб авторской песни «Восток». Потом появился Высоцкий. — Я забросил блатняк и самозабвенно стал петь эти новые песни, — рассказывает Михаил Семененко. — Даже пробовал вступить в клуб «Меридиан». Но меня не взяли. Мы с лучшим другом Владимиром Кюллененом (знаменитый самбист, чемпион мира. Владимир Путин гордился, что боролся с ним, хотя и проиграл. — Ред.) спели песню Высоцкого: «Выучи, вызубри, не забывай и повторяй, как заклинание. Не потеряй веры в тумане, да и себя не потеряй». Спели громко в два голоса. А в «Меридиане» был культ Дольского — тихих, мелодичных песен. Нам на прослушивании сказали: «Хватит хулиганить! Слишком громко поете. Еще цыганщину нам тут устройте». Мы обиделись. И с тех пор Семененко в клубы больше не ходил (вступил в клуб «Восток» всего 10 лет назад). Но петь продолжал. И бардовское творчество, оказало прямое влияние на его судьбу. Тогда оно были тесно завязано на геологов и туристов. Эти песни были очень популярны, но считались полуподпольными и не имели выхода на концертные площадки — им самое место было в лесу у костра. Неудивительно, что и сами барды воспевали, романтизировали такой походный образ жизни и творчества. Так что Семененко совершенно логично расстался с кораблестроительным институтом, где в то время учился, и перевелся на геологический факультет университета — его, как и многих, тогда потянуло «за туманом и за запахом тайги». Драться было весело Интересная жизнь началась и в секции Массарского. Свою борцовскую группу тот превратил в каскадерскую. — Мы вечно участвовали в киношных драках. «Объяснение в любви», «Интервенция», «Виринея», «Республика ШКИД» — всего у меня 12 фильмов. Нас гримировали. Массарский всех расставлял. Давал свисток — и понеслась… В фильме «Белый флюгер» я дублировал мальчишку-беспризорника, которого вытолкнули из поезда и он летел под косогор. Были реальные косогор и поезд. Правда, скорость небольшая — километров 30 в час. Потом уже в фильме посмотрел сцену своего падения и сам себе не понравился: уж больно красиво падал, сгруппировался — переиграл. А в «Республике ШКИД» в сцене драки в столовой Михаила скидывали за какую-то веревку с деревянных козел. И он падал с трехметровой высоты. Сначала на маты, потом и их убрали. Чем сильнее падал, тем больше нравилось режиссеру. И так пять раз. Массарский говорил: «Если хорошего самбиста выбросить с 3-го этажа, ему ничего не будет». И, по словам Семененко, это правда. — Мы были еще пацаны, — вспоминает он. — Все делали лихо. Нам было весело и не трудно. И, например, даже когда съемка драки заканчивалась, мы еще минут пять не могли остановиться — мутузили друг друга. Потому что кто-то кого-то в драке уже обидел, за кем-то погнался. В «Виринее» одному из парней в потасовке на голову надели кастрюлю. У него из носа пошла кровь. Он разозлился. Массарский свистит, а драка продолжается... А в «Объяснении в любви» каскадеры должны были бежать как бы по минному полю — взрывы вокруг. — Мы пробежали, нас отсняли, а следом — массовка. И все, что взлетело в воздух от взрывов во время нашего пробега, на них упало. Мы чистые, а они грязные как черти. Массовка бастует — мол, каскадерам платят больше, а настоящие каскадеры — мы. Об одном только жалею. Все наши снимались в «Белом солнце пустыни», а я не поехал с ними — поступал в тот год в институт. Хитрюга Аркаша Ротенберг Путин на пять лет младше Семененко. Но они иногда вместе выступали за одну команду — Ленинградского университета, где Михаил уже работал, а Владимир учился. Когда дзюдо в СССР только начиналось, Семененко и другие ребята из группы Массарского уже были кандидатами в мастера по самбо. Кто-то из них тогда перешел в дзюдо, кто-то совмещал эти два вида борьбы. Разница между ними раньше была небольшая. — Путин тренировался у Рахлина в секции завода ВТУЗ. Он хороший борец. Ловкий, техничный. Мастера спорта не на халяву получил. Я с Путиным не боролся. А вот против его друга Аркаши Ротенберга, который за СКА выступал, пришлось выходить. Он очень хитрый. Оригинально неожиданно действовал. Обычно ты сначала выполняешь руками захват и потом начинаешь бороться, а он даже без ручного захвата ногами делал зацепы — так оплетет тебе ногу, что не устоишь. Чем труднее жизнь, тем больше бардов Семененко работает в университете уже 45 лет. Он все-таки стал бардом. В свои почти 70 лет (исполнится 31 октября) выступает с концертами — поет Окуджаву, Вертинского и свои песни — они у него в основном о спорте. С 60-х годов многое изменилось — и в музыке, и в дзюдо. Бардовской песни сегодня не слышно и не видно. Кажется, что ее больше нет. Но это не так. — С ней ничего не случилось. Вы, возможно, будете удивлены, но, наоборот, сейчас пик авторской песни, — говорит Михаил Семененко. — Она всегда была на подъеме в трудные времена. В одном только Петербурге сегодня 22 клуба — в каждом не меньше 100 человек. Никогда столько не было — мы живем клубной жизнью, из одного клуба в другой кочуем. В среднем в Питере ежедневно проводится 5 бардовских концертов! Просто этой песни нет в телевизоре и на радио. Она всегда была немножко элитной. Негромкая музыка для неглупых людей. Может, поэтому еще ее сегодня не пускают на ТВ. Бардовская песня ушла в Интернет. Правда, теперь она стала другой — в ней больше музыки, но меньше философского смысла. Приходят в клубы авторской песни и люди из рок-культуры. Но у нас с ними не получается — они пока 12 аккордов не сыграют, слова не споют. Или споют два-три слова и повторят их десять раз. В отличие от современных бардов Семененко до сих пор играет на семиструнной гитаре. Словно в память об авторской песне 60-х так и не перестроился на шестиструнку. Борьба тоже меняется. Как и отношение к ней. Лишний билетик на соревнования уже не спрашивают. — В последнее время в дзюдо почему-то стало много искусственных ограничений, например, отменили захваты за ноги. Ни так ни сяк соперника не возьми. Один может все время атаковать и из-за этого проигрывать. А другой — ходить, ничего не делать и выиграть. В самбо такое не прокатит. Там по-прежнему можно все. Оно сегодня даже больше может дать в плане самообороны. Правда, многие юноши выбирают не классическое самбо, а спортивно-боевое, где разрешены удары руками и ногами. Думают, они суперменами станут. Но этот вид борьбы — суррогат. И в итоге те, кто боевым самбо занимается, ни бросать, ни бить не умеют. Зато они жестокие — потому что там разрешено бить коленом, бить лежачего. А я это не люблю. ЧИТАЙТЕ «МК В ПИТЕРЕ» НА GOOGLE NEWS ПОДПИСАТЬСЯ Владлен Чертинов Авторы: ВЛАДЛЕН ЧЕРТИНОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий