пятница, 18 ноября 2016 г.

Как инвалиду от фашизма стать каскадёром

Кают-компания: Александр Массарский, академик и Дмитрий Шулькин, постановщик трюковых сцен в гостях у Игоря Курдина в передаче "Кают-кампания". 12 мая 2008

Прилипалы к кинотрюкам Массарский и Шулькин ,выехав в Германию и офрмив пенсию по болезни , замученных фашизмом, не стыдясь рассказывают простолюдинам, как сжигали заживо людей на съёмочной площадке, ломали кости своим жёнам и освобождались на основной работе ,взяв липовый больничный лист и сгоняв на денёк на съёмки......Куда смотрел начальник отдела по технике безопасности Ленфильма - Бергер?

http://www.proza.ru/2016/03/30/1296

Интервью с экстремалом Димой Шулькиным






вторник, 20 сентября 2011 г.

Улыбнитесь каскадеpы, пусть неведом будет нашим душам страх

Высокие технологии в кино сегодня творят чудеса. Индустрия визуальных эффектов поднята на уровень, когда любой трюк можно создать, не отходя от компьютера. Означает ли это, что профессию каскадера пора отправлять на склад устаревших ремесел? «Нет, -утверждает известный российский постановщик трюков, а в прошлом каскадер Дмитрий Шулькин. -Работа вживую еще долго будет обходиться дешевле цифровых технологий». Так что молодые и здоровые, спортивные и рисковые по-прежнему готовы прыгать с небоскребов, переворачивать автомобили и гореть синим пламенем, обеспечивая себе хлеб, а нам - зрелище.
- Есть ряд актеров, которые отвергают дублеров и стремятся исполнять трюки сами. Как вы к этому относитесь, Дмитрий Лазаревич?
- Отрицательно. Да, некоторые актеры обладают великолепными физическими данными. Таким был Саша Абдулов, с которым я работал в ряде фильмов. Но для актеров характерно одно качество: они вживаются в роль и совершенно теряют связь с реальностью. Это замечательно для игры - и очень плохо для трюка, требующего холодного ума, абсолютного самообладания и трезвого расчета. Помню, работал я на фильме «Интерны» - отношения к современному сериалу не имеет, речь шла об интернате для умственно отсталых детей. Роль директрисы исполняла актриса старой закалки, при Сталине еще сидела. По сценарию ей надо было лезть на крышу, ловить интернатовцев. Ассистенты раздобыли какую-то жуткую лестницу. Я должен был страховать. Мы с ней забрались метров на шесть - запросто убиться можно. Звучит команда «мотор!». Актриса начинает резко двигаться, лестница угрожающе трещит. Уклоняясь, чтобы не попасть в кадр, пытаюсь женщину придержать. А она давай отбиваться! Шепчу: «Прекратите, мы же сейчас грохнемся...» И вижу по отсутствующему взгляду, что она не слышит - она в образе.
Абдулов в аналогичном состоянии получил серьезную травму. 1993 год, шли съемки картины «Над темной водой». По роли он должен был бежать по коридору, из-за двери выскакивал человек, и Саша наносил ему удар. Не знаю, почему Володя Севастинихин, выскочив, выставил колено. Возможно, это получилось рефлекторно. Будь на месте Абдулова профессиональный каскадер, уверен, он бы успел среагировать. А Саша, войдя в образ, пребывал уже в состоянии одержимости. Ничего не соображая, он продолжал мчаться и со всего размаха ударился о колено солнечным сплетением. Мы его долго откачивали. Через месяц я Сашу встретил: «Как ты?» «Плохо, говорит, - в полости скопилась жидкость, пришлось делать операцию». После этого Абдулов начал болеть. Хотя трюки по-прежнему предпочитал выполнять сам. Мое мнение: эта травма в конце концов его и доконала. Очень жаль: и актером он был великим, и человеком - замечательным.
- Первый свой трюк в кино помните?
- В кино меня привел Борис Довлатов, сводный брат писателя Сергея Довлатова. Снимался фильм «Даурия» - о первых годах революции, и Боря был там вторым режиссером. Для съемок потребовался старинный автомобиль. На «Ленфильме» такой имелся - открытый «торпеда-митчелл» с откидным верхом и деревянным каркасом, но не на ходу и в ужасном состоянии. Боря попросил меня восстановить машину. Так что мой первый «трюк» был сугубо технического свойства. Вскоре мы уже делали пробные поездки по городу. В одну из них Борис захватил брата. Огромный Сергей сел в машину, и та жалобно заскрипела. Старинное авто на ленинградских дорогах в 1971 году вводило народ в ступор. Люди останавливались на улицах, высовывались в форточки троллейбусов, кричали почему-то: «Это машина Ленина!» Слегка поддатый Сергей Довлатов раздраженно рявкал: «Какого на хрен Ленина!»... «Даурию» Борис не завершил - его посадили. В экспедиции в Иркутске выпивали, и как всегда не хватило. Борис сел за руль, погнал в магазин, по дороге сбил пьяного военного насмерть. Несчастье усугублялось тем, что это был сын командующего округом. Сергей Довлатов описал потом все подробно в повести «Наши»... Кино - такая зараза, затягивает страшно. И я как-то незаметно перебрался в следующую картину, «Гонщики», где на съемках чуть не погиб Олег Янковский. Я там всех их учил водить - и Олега, и Ларису Лужину, отвечал за механику и уже выполнял кое-какие автомобильные трюки. Но ситуацию, которая едва не завершилась фатально, предусмотреть было невозможно. Снимался простой эпизод: Янковский и актер Николай Ферапонтов едут в машине, ведут диалог. Чтобы съемка была возможной, я снял в «москвиче» заднее стекло. В багажник сели трое: оператор и два ассистента. А на заднее сиденье мы поставили огромный аккумулятор от танка, чтобы отсвечивал, потому что пленка в те времена была очень плохая. Милиция по нашей просьбе перекрыла дорогу. Ну так это же Гудаута! Откуда-то просочился автобус, выскочил внезапно на дорогу и поехал, как все в Абхазии ездят - с огромной скоростью, по встречной полосе. Коля резко вывернул руль, «москвич» подбросило, и он перевернулся. Три человека из багажника вылетели, как тряпичные куклы, и шлепнулись на асфальт. Машина ушла в кювет вверх колесами. И - молчание. Мы подъезжаем и с ужасом слышим, как стрекочут кузнечики, а от людей - ни звука. И в этой зловещей тишине кто-то говорит: «Все. Янковский погиб. Придется переснимать картину». Тут раздается мат-перемат, из оконного проема вываливается Олег и тащит за собой Колю. Просто чудо, что танковый аккумулятор их не раздавил! Но зато облил кислотой - спортивные костюмы на обоих расползлись в клочья.
- Хорошо, что машина не загорелась и не взорвалась!
- Это киношное заблуждение, что загоревшаяся машина непременно взрывается. Фикция на экране для максимальной зрелищности. Машины крайне редко взрываются при пожаре: ну разве только если бензобак совсем пустой или в нем бензина на донышке. Тогда пары могут накопиться и рвануть. Ну а если бензобак полный, взрыва не будет. Это я вам как автоинженер гарантирую. Но расслабляться не надо: машина сгорает за считанные минуты. Так что средства пожаротушения должны быть всегда наготове. После этого эпизода Янковский категорически отказался сесть за руль и затребовал обязательного дублера на все проезды. Что было невозможно. Следовало переломить как-то его испуг. И я пошел на хитрость: посадил его в машину рядом, доехал до аэропорта. Там неожиданно сообщил, что уезжаю на три дня в Ленинград, так что машину к гостинице придется отогнать ему. Разъяренный Янковский орал и ругался, но я уже зашагал к самолету. Он просто вынужден был сесть за руль. И что же? Страх улетучился. А с ним и просьбы о дублере.
- Самый опасный ваш трюк - какой?
- В 1979 году снимался фильм «Десант на Орингу». И там была сцена, где из пылающего строительного вагона выпрыгивает горящий герой. При этом он почему-то спасает радиоприемник «Спидола». Подготовили строительный вагончик длиной в 10 метров. Пиротехники обмазали его изнутри «напалмом». На самом деле это, конечно, никакой не напалм, а смесь костной муки и бензина. Горит долго, эффектно и с высокой температурой. Но дальше случился конфликт между постановщиками трюков и пиротехниками. Пиротехники жаждали сами проделать этот трюк. Однако это было бы грубым нарушением техники безопасности, и им не позволили. Гореть назначили меня: обрядили в костюм, его тоже обмазали «напалмом». Надувшиеся пиротехники подожгли вагон, а меня - отказались: мол, своего поджигайте сами. Меня поджег страхующий - другой каскадер. На это ушли драгоценные секунды, и вагон успел разгореться не на шутку. Вбегаю в вагон, бегу десять метров до двери. Температура внутри уже зашкаливала. Как потом выяснилось, у меня за эти мгновения расплавились все ногти! Не дышу, ведь один вдох - и все. Глаза зажмурил, чтобы роговицу не опалить. И вот уже торец вагона, но где же дверь? Пытаюсь ее нашарить вслепую, страшно мешает дурацкий приемник в руках. Наконец отыскиваю выход. А пиротехники - мерзавцы! - перед дверью специально оставили ведро с бензином. Естественно, я его опрокидываю, бензин разливается. Взрыв - и меня выносит из вагона в столбе огня. К счастью, при падении я головой воткнулся прямо в полутораметровый снежный сугроб, который предусмотрительно подготовил сам. Поэтому лицо удалось сохранить. А вот руки все в шрамах. Вагон сгорел дотла ровно за 4 минуты. Режиссер получил впечатляющие кадры. Меня отправили в реанимацию. А пиротехников выгнали с работы.
- Странно, что не посадили!
- Это не вся история. Я еще не выздоровел, руки в бинтах, и тут предлагают участвовать в съемках фильма «Старшина». А он начинается с того, что с поля боя выходит горящий советский танк и оттуда выскакивает человек. Вот эта роль мне и досталась. Знаете, как горит танк для кино? Сверху на моторный отсек ставят большие поддоны, наливают туда «напалм», кладут тряпки и поджигают. Танк движется, сзади шлейф пламени, чад. Эффект, что он и вправду пылает, - полный. Внутри T-34 стоит огромный вентилятор. Такова его конструкция. Чтобы, когда танк стреляет, пороховые газы моментально вытягивало из кабины машины, иначе экипаж задохнется. Я завел танк и поехал. А надо мной два каскадера: один в левое плечо ногой упирается, другой в правое. Толчками показывают, левее или правее надо брать, потому что рации нет и очень плохо видна точка остановки в кадре. Еду - вдруг в кабине блики. Что это? А это щедрые пиротехники налили «напалма» гораздо больше, чем надо. Полигон - местность пересеченная. Танк переваливается то через окоп, то через канаву, горящий «напалм» разливается. Так он проник в моторный отсек. Загорелась система охлаждения, которую заправили соляркой, потому что антифриза не было. Пока вентилятор все высасывал, в кабине ничего - просто за нами густой столб дыма. Но потом последовал тычок в спину - стоп! Глушу двигатель. Естественно, сразу смолкает и вентилятор. И на уровне лица сразу полыхнули языки пламени. Дальше не помню. Очевидцы рассказывают, что двадцатипятикилограммовый люк откинулся как перышко и я вылетел из танка, словно получил пинок. Парни с моих плеч слетели детскими игрушками. Танк сгорел и превратился в кусок металла.
- Слушайте, а нормальные пиротехники вам встречались? Ведь интересное кино получается: с кем из каскадеров ни поговоришь - у каждого своя история про «добрых пиротехников».
- Причина проста: пиротехники никогда не могут гарантировать результат. Допустим, недавно мы снимали взрыв машины. Зарядили автомобиль. От него должны были отбегать и лететь от взрыва три человека, один с ребенком на руках. Сначала настоящий младенец фигурировал. Но потом я заменил его куклой из поролона. И ведь не зря! Пиротехник пообещал: «Сделаю так, что весь взрыв уйдет вверх». Мы поверили, подпилили крышу автомобиля, чтобы ее эффектно откинуло, когда бабахнет. Однако все произошло иначе. Взрыв пошел не вверх, а в сторону. У машины оторвалась не крыша, а капот. Он просвистел прямо над головой директора картины, пролетел 50 метров и ударился о стоящий грузовик. Чистая случайность, что никого не задело. Как пиротехник это не предусмотрел? И таких случаев полно. Вот Сережа Шульга, постановщик трюков студии «Панорама». У него пиротехники намазали изнутри вагон «напалмом». А было жарко. Напалм парит. Что-то замкнуло, возникла искра - случился взрыв. Образовался горящий шар, который носился по вагону. Пострадало много народу, больше всех
- Сережа, ему сильно обожгло лицо. Кто виноват? Пиротехник. Почему он не подумал, что такой трюк нельзя проводить в замкнутом пространстве?
Или вот работал я в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Снимали сцену эвакуации. Собрали массовку человек триста. Самолеты летят, бомбят, повсюду взрывы. Для этого пиротехники заранее вырыли множество ямок, заложили туда заряды и засыпали все просеянной землей или торфом. Первый дубль сняли -режиссеру не понравилось. Стали готовить второй дубль. Когда приготовления кончились, свет уже ушел. Это и спасло. Съемки свернули, народ отправили в автобусы. Ну а поскольку в земле заряды оставлять нельзя, дали указание их взорвать. И вот когда команду стали выполнять, мы вздрогнули. Вверх полетели тонны земли, вывороченные корни, камни градом. Все это обрушилось на пространство, где минуты назад бежали в кадре люди. Да если б мы делали второй дубль, то имели бы не киношные, а самые настоящие трупы! А все почему? Пиротехникам лень было рыть землю дважды, и они положили вторые заряды туда, где раньше лежали первые - не беря в расчет, что взорванные ямки стали намного глубже. Спрашивается, где мозги были?! Ну а в целом я против пиротехников ничего не имею. Есть среди них знающие специалисты - безусловно, есть!
- Существуют люди, у которых физиологически отсутствует чувство страха. Это полезное для каскадера свойство?
- Ни в коем случае. В 80-х годах на «Ленфильме» провели аттестацию каскадеров: физическая подготовка и психологические тесты. Вопросы, кстати, были те же, что и для летчиков-испытателей -направленные на выявление всех эмоций и специфических для профессии качеств. И обнаружилось, что у одного из наших каскадеров абсолютно отсутствует чувство страха. Значит, он опасен для себя и окружающих. Таких из профессии надо сразу удалять. Мне симпатичны люди, которые перед трюком сомневаются. Если сам идет проверять место, если предлагает подстраховочные варианты - это не трусость, это в человеке работает здоровый инстинкт самосохранения. Каскадеры же не самоубийцы! Саша Баранов в Каунасе исполнял трюк - падение с высоты 26 метров на узкой улице. Страховка - картонные коробки - казалась сверху размером с книгу. Нужны стальные нервы, чтобы такое исполнить. Но, правда, и страховку эту Саша никому не доверил, готовил ее сам. К сожалению, не все режиссеры учитывают степень каскадерского риска. Сегодня пленку жалеть не надо, технологии иные и режиссеры злоупотребляют дублями, делают десятки там, где можно обойтись одним-двумя. Из-за этого на продолжении «Д′ Артаньяна и трех мушкетеров» чуть не погиб Боярский. Устал от бесчисленных повторений, оступился и упал вниз головой с высоты. Работавший на тех же съемках постановщик трюков Толя Ходюшин поставил условие - два дубля, и все. Режиссер во внимание не принял. И Толя со вторых «Мушкетеров» со скандалом ушел, хотя в первых - участвовал. Знаете Ходюшина? Питерский каскадер-конник, из потомственных казаков. На съемках «Звезды пленительного счастья» чуть с жизнью не распрощался. Снималась сцена: казнь декабристов. Казнили, разумеется, не актеров, а нас - каскадеров. На берегу Невы поставили настоящую виселицу, вырыли под ней яму, привязали петли. Надели всем на головы мешки. И повесили. Не на петле, а на парашютных стропах. Однако они тоже сильно пережимали грудь, мы еле дышали. А под ногами пустота -не встать, не передохнуть. Висим, терпим. Ждем, когда снимать начнут. А режиссер с оператором без конца точку для съемки меняют: давайте здесь поставим камеру, нет - здесь, а может, лучше - здесь?.. Постановщик трюков периодически делает перекличку: имя называет, и ты должен ответить. В очередной раз все каскадеры ответили, а Толя Ходюшин молчит. Пока к нему кинулись, пока над ямой доску установили, пока мешок сняли - он уже без сознания и не дышит. Чуть было и вправду не повесили человека! Ну почему нельзя было оговорить точку для съемки заранее?!
Недавно мы снимали сцену: девушку сбивает машина, она падает на крышу, оттуда о соскальзывает на багажник, с него - на землю. Был отснят 21 дубль! Я говорю режиссеру - это же преступление. Тебе просто повезло, что работает девчонка молоденькая. Опытный каскадер на такое не пошел бы: три дубля от силы, и все. Спрашиваю: чего добиваешься? «Она слишком спортивно падает». Так переставь камеру! Поменяй ракурс! Не доводи ситуацию до греха. Есть азы профессии, и режиссеры должны их знать. Например: не надо репетировать падения. Потому что человек прекрасно упадет на репетиции, но в нем уже поселится ожидание этого падения. И второй раз не будет ни легкости, ни правдивости. Когда-то мы все это придумывали с нуля: как переворачивать машины, как правильно сбивать человека. Но с тех пор почти полвека прошло. Все детали должны были стать хрестоматийными. Однако для многих это по-прежнему откровение. И в вузах этому не обучают.
- А как правильно сбивать человека?
- Автомобиль, изображающий бешеную езду, должен ехать медленно, не выше 30 км/час. Тогда каскадер гарантированно останется жив. Зритель тоже внакладе не останется. Для кино ведь скорость не важна, важен ракурс. Если снимать машину, которая едет на вас или от вас, то на экране не отличить, где она тащится, а где - мчится. Ощущение скорости дают лишь кадры сбоку, за счет мелькания фона. Казалось бы - основы ремесла. И что же? В прошлом году в Выборге в московской группе погиб молодой каскадер. Его сбивали на скорости 60 км/час.
- Каскадеры часто гибнут?
- Случается. Или пожизненными инвалидами остаются. Есть такой каскадер-актер Александр Карин. Вы могли его видеть в фильмах «Эскадрон гусар летучих», «Ярослав Мудрый»... В восьмидесятых годах во Франции, в Тулузе, был фестиваль каскадеров, и поехала группа из Москвы. Надо было падать с высоты 24 метра. Карин обычно не падал - не его специализация. Он слишком крупный, это плохо для такого трюка. Но в этот раз решил поучаствовать. На видеоматериале отчетливо видно: Александр не сумел сгруппироваться в воздухе, полетел вниз не спиной, как требовалось, а головой - и буквально пронзил страховку. Сломал себе шею. Французы тут же дали ему пожизненную пенсию, квартиру. И теперь он сидит в Париже, в инвалидном кресле, пишет книги.
Верхом на ракете.
- Профессия каскадера не вымирает постепенно в связи с развитием цифровых технологий?
- Нет. Спецэффекты и компьютерная графика ведь чрезвычайно дороги и сложны. Конечно, подготовка реального трюка - тоже весьма хлопотное занятие. Допустим, снимается падение человека сквозь строительные леса. Пять этажей он пролетает - и каждое место, которое пробьет телом, надо заранее подпилить, аккуратно и с таким расчетом, чтобы каскадер не ушел в сторону на стальную перемычку и чтобы погасил скорость падения до нужной величины. Тем не менее работа вживую еще долго будет проще и дешевле, чем трюк, сымитированный с помощью компьютерных программ. Вы спрашиваете, умирает ли профессия? Наоборот - на нее сейчас бешеный спрос. Появилось огромное количество молодых и совершенно безбашенных ребят, готовых рисковать там, где опытный каскадер трижды подумает. Конкуренция страшная, за роли, за работу идет жесточайшая борьба.
- Такие сумасшедшие деньги?
- Ну что значит «сумасшедшие»... Расценки примерно таковы: драки простые -175 долларов, драки сложные, с предметами или оружием - 250. Падение с высоты: до пяти метров - 200 долларов, от восьми до десяти метров - 600, еще выше - по договоренности. Конные трюки: падение с коня - не менее 350 долларов, переворот тачанки, кареты, телеги - не менее 1000. Работа с огнем: горение человека до 30 процентов, когда, допустим, только руки горят - 300 долларов, горение человека до 60 процентов - 600 долларов, горение человека до 100 процентов - не менее 1000. Автомобильные трюки: скоростные проезды, развороты - 200 долларов, езда на двух колесах - 250, переворот - не менее 1750, столкновение - не менее 600 долларов... Опять-таки, что-то еще более сложное - по договоренности. На Западе суммы, разумеется, иные, но в России - так.
- И что получается: сгореть до горстки праха дешевле, чем перевернуть машину?! Жанне д′Арк откровенно не повезло. Почему перевороты в такой цене?
- А вы думаете, это просто? Когда я начинал, мне тоже так казалось. На «Гонщиках» « Не надо репетироват падения. Потому что человек прекрасно упаде на репетиции, но в нем поселится ожидание эп падения. И второй раз не будет ни легкости, ни правдивости
Володя Бубнов, отличный водитель, мастер спорта международного класса, пытался перевернуть машину не раз и не два - ничего не вышло. Только тогда я сообразил: чем лучше водитель, тем сильней в нем наработанные рефлексы. А они диктуют - удержать машину в управлении любой ценой. И тогда мы стали делать перевороты не естественным путем, а с помощью трамплина или с помощью пневматической пушки, выбрасывающей в нужное мгновение под колеса что-то вроде упора. Позже я сам стал изобретать подсобную технику, на кое-что даже оформил авторское право. Например, у меня есть патент «Устройство для переворота машин через нос» - это приспособление я использовал в фильме «Скорость». Очень эффектно, кстати, автомобили переворачивает. Да и для съемочной группы гораздо безопасней, когда известно точное место переворота.
Вы «Скорость» Дмитрия Святозарова не видели? Я там впервые проехал на реактивном автомобиле. До нашего фильма он не ездил, так что на съемках мы фактически провели его первые испытания. В фильме автомобиль называется «Игла-09-SR», потому что действительно напоминал формой то ли иглу, то ли стрелу. Но на самом деле это «Хади-9», уникальное детище конструктора Владимира Константиновича Никитина. Никитин работал в Харьковском автодорожном институте в лаборатории скоростных автомобилей и был чемпионом мира по целому ряду рекордов в скорости - на электромобиле, на газотурбинном автомобиле. Одержимый человек - он продал свою «победу» и с помощью студентов построил автомобиль, на котором собирался побить рекорд скорости на Земле. До сих пор помню параметры: длина машины - 12 метров, расстояние между задними колесами - 4,5 метра. На автомобиле стоял реактивный двигатель от Миг-17. Когда Никитин над ним трудился, самой большой проблемой было - где взять колеса. Ведь на скоростях, которые предполагались, не выдержали бы даже те, что используются в авиации. В конце концов он решил и этот вопрос.
- И какую скорость показал автомобиль с движком от истребителя?
- Никто этого так и не узнал. Никитин был убежден, что он легко возьмет потолок в 700-800 км/ч. Но проверить это
оказалось невозможно. Дело в том, что конструктор продумал безумное количество деталей, однако не подумал о главном - где взять дорогу, на которой сможет промчаться самый быстрый на свете автомобиль. Ведь она должна быть идеально гладкой, как стекло.
- А аэродром?
- Не подходит. Знаю точно, поскольку мы снимали на аэродроме в Волгограде. Плиты имели неровную стыковку, что я ощутил на своей шкуре. Подвески в этой бандуре не было - только жесткая рама. На каждом стыке я подпрыгивал - все тело потом было синее, начиная от локтей. Кстати, и спидометра точного тоже не имелось. Нам поставили на съемках цель - обогнать «чайку», и это «Хади-9» делала играючи. «Чайка» набирала максимальную скорость, в этот момент я на реактивном авто давал газ. Ускорение такое, что перед глазами вставала пелена. Больше 300 км/ч машина набирала - это могу сказать точно, а вот насколько... Мы просто не рискнули разогнать ее до максимума на неровной дороге. И потом, ведь существовало ограничение - длина полосы. Позже мы сделали проезды также на соляном озере Баскунчак. Но и там не оказалось пригодной для больших скоростей дороги.
- Как же эта бандура тормозила?
- Очень просто: я нажимал кнопку, выкидывался парашют, только потом я давил на тормоз и машина останавливалась. У меня есть фото, где мы сидим в сопле этого уникума. Сегодня «Хади-9» стоит в харьковском музее. Памятником несостоявшемуся рекорду и замечательному человеку, беззаветно преданному своему делу - Владимиру Константиновичу Никитину.
- Правда, что каскадеры избегают юридического страхования, считая это плохой приметой?
- Страховка - дело, конечно, индивидуальное, но не всегда добровольное. Когда я заключаю с кинокомпанией договор на организацию и постановку трюковых сцен, то там есть пункт, что исполнители трюков обязательно будут застрахованы. Так что суеверен каскадер или нет, меня не волнует - все равно застрахую. Слава богу, за последние четыре года, пока мы снимали 80 серий «Дорожного патруля», серьезных травм не было. Хотя сериал весь на трюках основан.
- Возрастные ограничения для каскадеров есть?
- Ну вот взять, скажем, Сашу Массарского - он был постановщиком трюков на «Белом солнце пустыни», дрался там на баркасе вместо Павла Луспекаева. Сейчас ему 83 года - как огурчик, и продолжает оставаться в строю. Несколько лет назад, в ноябре, снимали сцену в Выборге. Так он сорок минут просидел в холодном море с подводной кинокамерой в ожидании, пока каскадерша сделает трюк. Или взять фехтовальщика Владимира Балона, одного из постановщиков трюков на обоих «Мушкетерах». Ему 80, тоже в полном порядке, фехтует вовсю. Так что возрастных ограничений у каскадеров нет. Если тебя зовут и ты можешь, ты - каскадер.
- Есть сегодня трюки у коллег-постановщиков, которые вы не понимаете, как сделаны?
- Как - понимаю всегда. А вот зачем далеко не всегда. Например, у Егора Кончаловского в фильме «Антикиллер» есть трюк, когда машина летит метров сто и падает. Трюк сделан вживую, и для чего этот безумный риск, я не понимаю. Мой друг режиссер Илья Авербах говорил, что трюк - это микросюжет, и он должен абсолютно соответствовать не только общей идее фильма, но и его тональности, ритму, даже цвету. То есть у каждого прыжка должна быть логика.
- Мы не довершили список ваших травм...
- На съемках фильма «Завещание» Гостева я сидел в шлюпке, куда должен был угодить снаряд. Для этого под судно вешается заряд, вокруг шлюпки оборачивается детонирующий шнур - чтобы шлюпку взрывам подняло на столбе воды. Дальше должен сработать второй заряд, который, как ножом, перережет шлюпку пополам. Ну и одновременно взрывается дымовая шашка. Людей, понятно, выкидывает в воду. Я был озабочен, как в этом хаосе не потерять имущество студии автомат, и не придумал ничего лучше, чем привязать его леской к руке. Когда взрывом нас всех раскидало, эта леска разрезала мне кисть до кости.
В фильме «Приключения принца Флоризеля» надо было инсценировать драку. Один из каскадеров должен был прыгать на меня со сцены. Он и прыгнул. « Вы спрашиваете; умирает ли профессия? Наоборот - на нее сейчас бешеный спрос. Появилось огромное количество молодых и совершенно безбашенных ребят, готовых рисковать там, где опытный каскадер трижды подумает. Конкуренция страшная, за роли, за работу идет жесточайшая борьба» со всеми своими 120 кило веса. Сломал мне копчик. С тех пор там у меня регулярно ноет в плохую погоду. Так что едва небо хмурится, сразу вспоминаю «Принца Флоризеля».
Но в целом судьба меня миловала. Знаете, я ведь родился в непростой день - 22 июня 1941 года, в Семфирополе. Через месяц с небольшим немцы отрезали Крым. Отец, главный инженер, уже эвакуировался вместе с заводом в Казахстан. Нас не взял: никому и в голову не приходило, что немцы будут продвигаться такими темпами. Мама схватила меня под мышку, двенадцатилетнего брата за руку - и побежала в Феодосию. Там нас посадили на баржу, которую тащил буксир. Начался страшный шторм. Народу битком, дышать нечем, через огромные щели вода попадала внутрь, и в трюме ее было выше колена. От качки мама потеряла сознание и уронила меня в воду. Спасибо брату, его не укачало, и он меня вытащил. Это, можно сказать, был первый в моей жизни трюк. Баржа прибыла в Туапсе, мы добрались до какого-то села. Мать поселилась с нами в доме, где уже жило много раскулаченных семей. Ждали немцев. Хозяйка предупредила: сельчане замышляют вас убить. Мать опять схватила нас в охапку и пешком пошла по железнодорожному полотну. Ей удалось сесть в теплушки, направлявшиеся в Куйбышев. В поезде выяснилось, что у меня коклюш. В те годы это было очень опасное заболевание. Я мог заразить других - и женщины с детьми стали требовать, чтобы мать выкинула меня на ходу из вагона. Спас какой-то военный - он достал пистолет и сказал, что это случится только через его труп. Я опять уцелел. Так что каскадером мне было уже не страшно. Ну вот с детства дана такая судьба - жить в экстриме!
Автор: hulligano на 3:58 



31 августа 2004  

Александр Массарский: `Я ЛИЧНО ВЕШАЛ ДЕКАБРИСТОВ`

Наш герой - личность во всех отношениях многогранная. Тренер по борьбе самбо и дзюдо, причем тренер заслуженный, а заодно и заслуженный работник культуры России да еще и академик Всемирной академии науки, искусств, культуры и информатизации. Занимается он разработкой приборов для подводной кино- фотосъемки и приборов для исследования космоса. Но прославила Александра Массарского профессия каскадера. 
Всплыть после трюка 
- Александр Самойлович, считается, что каскадеры постоянно рискуют жизнью и вообще долго не живут. Вам же исполнилось 76. Неужели вы - исключение из правил? 
- Я считаю это своей большой творческой удачей. Ведь каскадер сознательно идет на риск. Но всегда проводится большая подготовительная работа с целью защиты его жизни и здоровья. 
- Часто люди вашей профессии оказываются на грани жизни и смерти? 
- В моей практике более 260 фильмов. Но ни один каскадер не погиб. Травмы, конечно, были. И ситуации `на грани` случались. В картине `Летняя поездка к морю` всплывшая подводная лодка рейха расстреливает корабль с ранеными советскими и американскими моряками и уходит под воду. Вместе с ней под воду должен уйти и человек, вцепившийся в антенну, которая представляет собой стальной трос - он весь в `ершах`. Спрашиваю у командира лодки, что будет с человеком при погружении. А мне в ответ: `Не знаю. Подобные случаи неизвестны`. Говорю каскадеру: `Считаешь до 10 и выныриваешь`. Я нахожусь наверху, в акваланге. Страхую. Сам считаю. Давно уже перебор. Не выныривает! Бросаюсь в воду, погружаюсь и вижу: каскадер мой барахтается, зацепившись водолазным свитером за `ерши`. Ему так и не удалось освободиться. Благо что ума хватило вылезти из свитера. А то утонул бы. 
Или вот на картине `Звезда пленительного счастья` я вешал декабристов... Хорошая фраза, да? Каскадеров подвесили на специально сконструированных лямках, что-то вроде парашютной обвязки. Потом начали ставить свет, определяться с местом для камеры. Процедура довольно долгая. А ребята висят! И один из парней потерял сознание. Хорошо, во время спохватились. Пришел в себя, упрекаем: `Почему молчал, что тебе плохо?!` - `Неудобно. Скажут: тоже, каскадер!` Кстати, за подготовкой казни декабристов с пляжиков Петропавловки наблюдало довольно много зевак. Люди хихикали, посмеивались. Но когда `декабристов повесили`, люди на мгновение замерли, потом по толпе прокатилась волна ужаса. Я попросил психологов прокомментировать ситуацию: `Реальное несчастье не производит такого сильного впечатления, как то, которое человек домысливает`. 
Как тонул Ленин 
- Наверное, не все ваши трюки в конечном итоге выходили на экраны... 
- В одну из картин, помню, не вошла драка на крыше поезда с падением под встречный. Нужно было точно рассчитать, чтобы человек упал в единственное место, где между путями выложены маты. Такую работу жалко. Но бывает, когда даже радуешься, что даром старался. Самый яркий пример - Паша Луспекаев в `Белом солнце пустыни`. Мы договорились, что все драки делаю я, а его проставляем на крупные планы. А когда стали снимать крупные планы, оказалось, что Паша все сам делает. 
То же могу сказать и о совместной с финнами картине `Доверие`. О предоставлении Россией Финляндии независимости. Ленина играл Кирилл Лавров. Финны заявили, что на политический фильм у них никто не пойдет, поэтому надо придумать что-нибудь необычное. Придумали: Ленин на полном ходу с поезда спрыгивает и проваливается под лед Финского залива. Притом из истории мы помним, что лед просто трещал под вождем мирового пролетариата. Так вот, Кирилл, играя в теннис, сломал руку. И прыгал, и под лед проваливался я. А потом Лавров поправился и все сделал сам. 
- Кто еще из актеров задвигал вас на задний план? 
- Миша Боярский. Все, что есть в `Мушкетерах`, он сделал сам. Он прекрасный и фехтовальщик, и наездник. Николай Еременко-младший в одной картине играл дзюдоиста. Боролся на уровне мастера спорта. Я - не новичок в кино - понимаю, что все поставлено, снято отдельными кусочками, но не утерпел, спросил: `Ты занимался дзюдо?` - `Нет, я как обезьяна. Мне показывали - я делал!` А в `Пиратах ХХ века` как он работал! Многие актеры стремились делать все сами, но после гибели Евгения Урбанского на съемках `Директора` было столько издано разных строгих приказов! Хотя там просто не было опытных консультантов. 
Наравне с сапером 
- Но ведь бывают у каскадеров и просчеты? 
- Постановщику трюков постоянно приходится изучать историю, этнографию, оружие, приемы борьбы. Чтобы максимально уберечься от какой-то фальши. Не всегда получается, но обязательно найдется знаток, который заметит ошибку. После картины `Стрелы Робин Гуда` я получил письмо: `Что это у вас в XIII веке скачут лошади буденновской породы?!` Или в картине `Король Лир` крупным планом показана упавшая шпага. Приходит письмо: `Шпага такого образца появилась через 200 лет после описанных Шекспиром событий`. 
- Насколько драки в кино приближены к реальности? 
- В кино существуют свои каноны. Драку нужно показать `настоящую`. А поставь драку профессионалов как в жизни - на экране будет один-два удара. Зритель и сообразить не успеет, что произошло. Драки растягиваются как удовольствие. Возьмите `Крутого Уокера`, сколько раз он бьет каблуком в подбородок? Челюсть была бы раздроблена при первом же ударе. А человек только морщится. 
- Не кажется ли вам, что особо жестокие драки в кино могут нанести вред тем, кто их смотрит? 
- Вот это как раз и ужасно! Я об этом говорю десятилетиями! Есть много кинематографических приемов, чтобы показать драку, но при том скрыть, как, к примеру, нож входит в тело и как брызжет кровь. Пропагандировать насилие нельзя. Равно как и показывать технологию преступления. Кто-то что-то пытался повторить из увиденного на экране. Они же не подозревают, что в кино любая драка ставится как балет и все драки бесконтактные. 
- Бывают универсальные каскадеры? 
- Абсолютной универсальности в нашем деле не бывает. Но большинство каскадеров умеют многое. В картинах `34-й скорый` и `Тревожное воскресенье` действительно были очень серьезные трюковые съемки. В `34-м скором` во время пожара гибнет проводница. Ее дублировала моя жена Элла. 
- Как же вы `толкнули` в огонь любимую женщину?! 
- Если бы только в огонь! В одной из картин Элла дублировала Ольгу Вардашеву, которая играла по сути дела саму себя, актрису Мюзик-холла. Моей супруге предстояло сесть в автомобиль, который должен был прыгнуть с трамплина на скорости 60 километров в час... Я сам все проверил. Но водитель дал 90. Трамплин нагрузки не выдержал, сломался. Машина пошла винтом и сильно ударилась о землю. У Эллы - перелом двух позвонков. Восемь месяцев в койке. 
- И после этого она соглашалась на ваши авантюры? 
- Думаете, нет? 
Владимир ЖЕЛТОВ 
www.smena.ruhttp://nvolgatrade.ru/

Приложение. Стаья режиссёра фильма ГОНЩИКИ   Игоря Масленникова в журнале РАЛЛИ....О Диме Шулькине нет ни слова...Другое видение  жизни...

http://downforeveryoneorjustme.ru/web/http://www.almrally.ru

Игорь Масленников, режиссер, о фильме "Гонщики"

21 Сентября 2009 12:00


По пыльному проселку вдоль поля мчится «Москвич-412». На глаз скорость сто-сто десять...

Пыль тонкими струйками обтекает кузов, вдоль которого тянется надпись «Автоэкспорт». На двери бортовой номер - 17. Колеса упруго и дробно считают выбоины и ямки проселка. Самолетный рев полых глушителей. Через забрызганные грязью стекла видны силуэты двух гонщиков в шлемах... Десять секунд, двадцать, сорок, минуту мы смотрим на этот летящий автомобиль. Он заполняет собой все полотно широкоформатного экрана...

Когда картина «Гонщики» еще только монтировалась на «Ленфильме» и я показывал эпизод «спецучасток ралли» товарищам по работе, некоторые из них недоумевали - зачем такой длинный кадр?

Это скучно, - говорили они, - длинно и скучно, ничего не происходит. Сколько можно смотреть на едущий автомобиль!

Может быть, я и внял бы их настойчивым советам, сократил, подрезал бы этот кадр - режиссер вынужден считаться с мнением зрителей - если бы...

Если бы, во-первых, этот кадр меня не волновал как мальчишку, завороженного одним видом машины, а во- вторых, если бы я не знал, как участники нашей съемочной группы - шоферы, гонщики, автослесари приходили по нескольку раз в монтажную и просили показать эпизод «спецучасток», а потом досадовали: почему так коротко?

- Коротко! - говорили они. И мне тоже казалось, что коротко.

В чем дело? Почему такая разная реакция?

Потому что для одних автомобиль - это лишь средство передвижения, а для других - целый мир, наполненный поэзией, страстью, драматизмом. Как балет. Или волнует или раздражает. Мы делали картину для определенного зрителя - того, который встает в пять утра, чтобы выйти на шоссе и помахать рукой проносящимся мимо участникам ралли, который ходит на мототреки и ипподромы, который испытывает трепет и волнение, лишь только заслышит где-либо треск и выстрелы «поджатого», форсированного двигателя, который читает, наконец, журнал «За рулем».

Игорь Масленников, режиссер, о фильме «Гонщики» - первый советский фильм об автомобильном спорте. Он рассказывает о ярком и необычном мире ралли. В реальной жизни ралли трудно наблюдать - трассу в несколько тысяч километров невозможно охватить глазом. Еще труднее «болеть» в этом виде спорта - лишь на финише, да и то не сразу определяются победители. Победа выковывается по крупицам, по очкам.

Только в кино есть возможность увидеть и охватить этот мир. Так определилась главная задача, которой посвятила себя съемочная группа. Мы хотели воспеть этот мир, широкой панорамой развернуть его перед зрителем. Иногда в ущерб драматизму, минуя подробности человеческих отношений, мы стремились передать поэзию автомобилизма.

Автомобиль - это еще и дорога. Москва, Подмосковье, Армения, Грузия, Черноморское побережье, Таллин, Нарва, Финляндия, Ленинград - вот наш маршрут, проделанный прошлым летом. По 30-40 тысяч километров «намотали» за это время автомобили съемочной группы.

Сценаристы Ю. Клеманов, И. Ольшанский и Н. Руднева в центр внимания фильма поставили проблему экипажа. Несколько суток без сна и отдыха мчатся по трассе два человека - водитель и штурман. Что происходит между ними? Чем они живут? О чем думают? В жизни это узнать невозможно. В кино это стало историей двух характеров, двух отношений к жизни. Два прекрасных актера - Евгений Леонов и Олег Янковский, увлекшись автоспортом и полюбив этот шумный и яркий мир, наполнили сценарный конфликт обаянием своих личностей.

Мы знаем, что советские гонщики в принципе отличаются от гонщиков-гастролеров, которых нанимают зарубежные фирмы, Наши спортсмены - это рабочие автозаводов, для которых автомобиль не просто скоростной аппарат для проверки и показа своей храбрости и мастерства; для них машина - родной механизм, он сделан своими руками. Не в этом ли главная причина наших успехов в крупнейших ралли-марафонах прошлых лет?
Рассмотрением таких характеров мы и занимались в нашей картине.

ГонщикиНам никогда не удалось бы снять этот трудный с технической точки зрения фильм (принципиально отказавшись от кинотрюков и комбинированных кадров), если бы не помощь ЦК ДОСААФ СССР, Центрального автомотоклуба, Автозавода имени Ленинского комсомола. Ижевского автозавода, объединения «Автоэкспорт», если бы не помощь прекрасных людей - советских гонщиков - и советом и, главное, делом.

В съемках фильма активно участвовали известные мастера ралли Владимир Бубнов, Эдуард Сингуринди, Иосиф Гальперин, Анатолий Печенкин, Гуннар Хольм, Виктор Щавелев, Вадим Егоров и их товарищи. Чемпион СССР по шоссейно-кольцевым гонкам ленинградец Юрий Ивин не только выполнил несколько сложных трюков в картине, но и сыграл одну из основных ролей. А главные консультанты заслуженные тренеры СССР Александр Ипатенко и Роман Чертов были просто своими людьми на съемочной площадке.

Советский автоспорт вышел на широкие международные трассы. Думаю, что киноискусство еще не раз обратится к этой прекрасной теме и этим славным людям. Мы лишь начали рассказ...



Игорь Масленников, кинорежиссер

ОПГ каскадёров-убийц  А.С.Массарского и Л.И.Усвяцова - старших тренеров по самбо Владимира Путина


Воскресный гость "Смены"  - и.о.доцента кафедры физического воспитания Ленинградского государственного института театра,музыки и кинематографии, кандидат педагогических наук ,каскадёр Николай Ващилин

ВНИМАНИЕ: СНИМАЕМ  ТРЮК!

Его не узнают на улицах,как порой узнают киноактёров, к нему не подходят за автрографами. И хотя за плечами Ващилина уже 39 фильмов, в которых он принимал участие,широкая популярность ему не знакома. Таков удел каскадёра: выполняя на экране эффектные трюки, тем не менее оставаться в тени.
Каскадёр в кино - профессия чрезвычайно трудная,синтетическая, окрашенная ореолом мужества,романтики. Он должен одинаково мастерски прыгнуть с крыши пятиэтажного дома,правдиво ,чтобы поверил зритель,"утонуть" в ледяной реке, с крутого обрыва вместе с лошадью броситься в бурный поток. Естественно, человеку,физически не подготовленному,не спортсмену, проделать всё это не возможно. Значит, в редкой и интересной профессии - спортвсему основа? С этого вопроса и начался наш разговор с николаем Ващилиным.  Кстати, и проходила беседа в спортивном зале,откуда только что ушли с очередного студенты ЛГИТМиКа. Шведские стенки, гора мягких матов,ринг, очерченный упругими канатами, - здесь одно из рабочих мест Ващилина.

- Спорт? Разумеется.Каскадёры, выполняющие на съёмках тот или иной трюк,обязаны уметь мобилизовать в нужный момент все свои физические и психологические качества.Такая способность воспитывается в человеке прежде всего спортом. Причём не просто занятиями физкультурой, а именно по настоящему большим спортом. Поэтому не случайно в первом официальном документе, определяющим статус "трюкачей" .- положении о каскадёрах,принятом на  "Ленфильме", ставится непременным условием работы человека в этой области высокий спортивный разряд - не ниже кандидата  в мастера спорта.
- Вы ведь мастер спорта по самбо. входили в сборную молодёжную страны, не так ли?
-Так. Правда, с тех пор немало лет прошло...Вот заговорили на эту тему, и своё детство вспомнил. Должен сознаться, мальчишкой я был безнадёжным трусом. Да,да. Бывало ,во дворе затеет ребятня потасовку, кого-то незаслуженно обидят, а у меня духу не хватало вступиться, не мог перешагнуть барьер страха. Поэтому, вероятно. и сам я нередко становился предметом насмешек. Так продолжалось до одиннадцати лет. Именно в этом возрасте начал заниматься самбо,пришёл в секцию ДСО "Труд", где тренером в ту пору был Массарский. Александр Самойлович умел привить нам любовь к этому мужественному виду спорта, собственным примером убеждая, что без изнурительных, всепоглащающих тренировок  успех разминётся со спортсменом.
  По складу своего характера я.видимо, максималист. Наверное,поэтому с первых же занятий поставил перед собой цель - непременно стать чемпионом мира. Вот так - ни больше ни меньше. Чемпионом, правда, не стал,но был включён в состав сборной молодёжной страны для участия в первенстве Европы. Не повезло - накануе соревнований схватил ангину,слёг. После болезни вновь вернулся к тренировкам, ещё дважды становился членом сборной команды страны.
   Так вот, моему тренеру Массарскому и самбо я обязан  не только становлению собственного характера, но и тому, что попал в кино, стал каскадёром. После первых же съёмок выбора передо мной - спорт или кино - уже не стояло. Только кино. Хотя тогда ещё и в самбо я мог добиться успехов. Но это ещё и потому, что в каскадёрском искусстве я увидел многое. что сродни спорту. Ведь исполнение трюков требует немалых физических нагрузок, смелости,решительности, необходимо обладать крепкими нервами, сильным характером, постоянно психологически настраиваться на поединок: если не среальным противником, как в спорте, то с высотой, со скоростью...
  Дебютировал я в фильме Алексея Баталова "Три толстяка". Наша группа отрабатывала падения с крыш, массовые драки. Помню, было очень трудно: сказалось отсутствие специальных, целенаправленных тренировок. Это теперь, когда позади почти сорок картин, я научился многому: падая. скажем, с дома, создавать иллюзию смертельной опасности, отделываясь при этом мелкими ушибами и царапинами, научился управлять инстинктом самосохранения. Это умение.между прочим, составляет специфику работы каскадёра. А тогда опыт был мизерным,точнее его вовсе не имелось. Приходилось искать на ходу,ориентироваться по обстоятельствам.
-Только в этом и заключается сложность исполнения трюков?
-Далеко нет. Я уже говорил, что все каскадёры - отличные спортсмены. Но использовать впрямую одно лишь спортивное мастерство кинематограф не может. Ведь кино - это не только всё пополняющийся и пополняющийся список лент, одни из которых надолго останутся в памяти, а другие забудутся, и не только объект критических исследований, кино - это ещё и часть нашей жизни. Жизни... А значит, и на экране всё должно быть жизненно, правдоподобно, осмысленно. Надо стремиться, чтобы эффектный трюк, драка органично вплетались в канву сюжета, "играли" на него ,несли свою смысловую нагрузку.
Известен такой случай. Снимали схватку на занятой гитлеровцами переправе.По развитию сценария. спортсмены,переодетые в фашистскую форму,должны были прыгать в воду с высокого обрыва. Они и прыгали. Но как же делали это...красиво.чётко - летели вниз , как на соревнованиях. Это была не "кинематографическая" драка, она прямо "резала глаз". Нечто подобное произошло со мной на съёмках одного из фильмов о Шерлоке Холмсе. Помните поединок сыщика с Бейкер стрит с профессором Мориарти? Он вёлся на природе, на краю обрыва. Режиссёр картины Игорь Масленников росил при помощи различных приёмов борьбы покончить с Мориарти.Но был бы до конца точен этот эпизод, если бы Холмс собственноручно расправился со злодеем? Быть может оправданнее выглядел бы финал, когда профессор оказывая яростное сопротивление в жёсткой схватке, был повержен не только противником, но и самой судьбой,роком. Этими сомнениями поделился с Игорем Масленниковым. Режиссёр согласился , и в итоге на экране появилась эфектная сцена падения в пропасть "короля" уголовного мира. Пусть этот трюк потребовал дополнительных усилий,поисков.но зато он стал закономерным финалом фильма, как бы логически завершил поединок добра со злом. Так что каскадёру для успешной работы в кино необходимо ещё обладать и художественным воображением, артистизмом.
- николай, у каждой специальности, вероятно, есть своя этика поведения.В профессии каскадёра она просто необходима. мы уже говорили, что каскадёры - люди особого психологического склада. Они не просто смелы и отважны. Ведь главное в поведении любого смелого человека, попавшего в критическую ,экстремальную, ситуацию -моментально оценить опасность и сделать всё. чтобы её избежать. Приемлем такой выход для каскадёров?
-Чаще всего неприемлем. И вот почему. Зачастую люди, которых приходится изображать каскадёрам,не обладают мужеством,решительностью, смелостью и умением правильно вести себя в опасных обстоятельствах. Оценивая критические ситуации , мы прежде всего думаем категориями своих героев. Мой друг, помошник сопостановщик трюков Олег Василюк снимался в  "34 -м скором". Есть там такой эпизод : из вагона поезда падает девушка и катится вниз под откос. Разумеется, сильный и ловкий мужчина постарался бы сгруппироваться, как то смягчить удар от падения. Но девушка этого сделать не может. Не мог этого сделать и Олег, изображавший её в тот момент.И он катился,беспомощно раскинув руки, безащитно, я бы сказал, по-женски. Такие моменты возникали и у меня в картинах,где принимал участие: в  "Звезде пленительного счастья", "Тиле Уленшпигеле","Блокаде","Романсе о влюблённых","Ярославне,королеве Франции".
  Часто режиссёры требуют, чтобы актёры сами исполняли трюки - эффектные,но небезопасные для специально неподготовленного человека. В этом случае особая ответственность ложится на постановщика трюков: он бязан предусмотреть любую,казалось бы, мелочь, научить актёров, как вести себя в критической ситуации. В одном из эпизодов картины "Сибириада", где я. кстати, выступал уже в роли постановщика трюков, герои ленты - их роли исполняли Александр Потапов, Сергей Шакуров,Виталий Соломин - после драки на берегу реки должны были упасть в тлеющий костёр. Одежда, спустя какое-то время,загорается люди бегут к воде. Так получилось, что костюмы вспыхнули раньше времени -помошники смочили бензином рубашки слишком щедро. Для каскадёра - натренированного,быстрого человека - это не страшно: до воды добежать успеет. А актёры? В той сцене и они  отлично справились с задачей. Хотя я, готовивший этот эпизод, изрядно поволновался...
- Постановщик трюков - это уже следующая ,более высокая ступень в каскадёрском искусстве?
-Что такое трюк или каскад трюков? Это действие . которое должно вызвать максимальный эффект опасности ситуации при при минимальном риске для исполнителя. Каскадёр к трюку готовится долго. Но ещё дольше,ещё тщательнее готовится к трюкам постановщик. Например,массовую драку в "Трёх мушкетёрах"  /"Д*Артаньян и три мушкетёра"   ..примечание  автора/ я готовилдве недели. Помните, там были падения с крыш, гвардейцев выкидывали из окон, Михаил Боярский спрыгивал вниз с высокой балюстрады. Сцены, на мой взгляд, получились достаточно эффектные, и всё обощлось без травм. А за безопасность каскадёров / и актёров..примечание автора/ несёт ответственность постановщик трюков. Вот приходится быть ещё и психологом, кем то вроде тренера, вовремя заметить спад в настроении каскадёра, потерю спортивной формы. Лучший выход в этом случае - запретить участвовать в опасной сцене. Ребята порой обижаются,но потом,правда, всё становится на свои места.
 Вообще каскадёрами становятся только те, кто беспредельно любит кинематограф, кто , я бы сказал, одержим идеей исполнить тот или иной трюк лучше всех,лучше чем это было раньше,до него. Сделать это непросто. Поэтому и остаются среди нас лишь те, кто готов много трудится. Например,для исполнения сцены поединка рыцарей на конях потребутся провести не один десяток тренировок. Представляете, как  всё должно быть отработано,отшлифовано, чтобы на экране появилась такая сцена. На стремительном галопе съезжаются рыцари. В руках острые копья,щиты. Удар! Копьё попадает в копьё,они ломаются. Новая схватка. Один из воинов изловчился , и удар пришёлся прямо в забрало шлема пртивника. Но тот пока не повержен. Удерживаясь в седле,несётся по полю,наконец падает, запутывается  в стремени,лошадь бьёт копытом, оруженосцы пытаются помочь рыцарю...Как всё это сделать достоверно? Пока не знаю, но сцена такая будет - в новом фильме режиссёра Сергея Тарасова -"Айвенго".
  Создание трюка требует специальных знаний, изобретательности, фантазии. Без инженерных знаний здесь не обойтись. Приходится изобретать и защитные костюмы, и горючие смеси с низкой температурой горения, и различные типы страховочных матов для падений с высоты, и многие другие приспособления. К примеру,не так давно работал на съёмках фильма "Красные колокола". Сергей Фёдорович Бондарчук посчитал. что я подхожу не только как каскадёр,но и как актёр: меня одели в матросскую форму, и в одном эпизоде я ехал, стоя на ногах, в кузове переполненной машины. Рядом находился итальянский актёр Франко Неро, американка Сидней Роом, другие исполнители. В мою задачу входило не только играть роль революционного матроса, но и страховать актёров - грузовик заносило на поворотах, можно было ожидать всего. Как осуществить страховку? Пришлось разработать целую систему тросов, концы которых были закреплены у меня. В случае резкого,неожиданного торможения все как бы  "стягивались" тросиком ко мне, к центру кузова. К счастью. всё обошлось благополучно.
- Трюки, которые мы видим на экране, будем говорить - лучшие трюки, всегда несут в себе определённый кинематографический образ. они могут быть смешными,героическими, детективными. В них,вероятно, должен чувствоваться колорит времени, выявляться характер героев.
- Каждый из трюков призван выполнять свою определённую функцию в ряду других образов фильма, он быть эффектным и эстетичным. В этой связи нас с Олегом Василюком в скором времени ждёт очень интересная работа: на "Мосфильме" режиссёр Эмиль Лотяну снимает ленту "Божественная Анна"  о балерине Анне Павловой. Там будет очень эффектный ,но чрезвычайно сложный в исполнении ,эпизод. Тройка горячих рысаков,запряжённая в сани, вылетает на уже непрочный лёд весенней реки. Сани мчатся,лёд позади крошится, кучер в ужасе спрыгивает, кони храпят, несут...Как снять этот эпизод с минимальным риском? Вот сейчас как раз и думаем над этим. Скорее всего, придётся изготавливать инженерные конструкции подо льдом, каркасы...Интересная работа предстоит в телевезионном фильме режиссёра Владимира Вробьёва "остров сокровищ".
- Получается, что к каждому фильму, к каждому трюку  надо искать новые приспособления. Помогает ли здесь опыт предыдущих работ?
_ Помогает ,конечно. Хотя прямых,один к одному, повторений нетю Нет, к сожалению, ни одного учебника, пособия по каскадёрскому делу. Не говоря уже о том, что нет никакой специальной школы. А ведь называть работу каскадёра в кино увлечением или хобби / А.С.Массарский . Советский спорт.  01.01.1977 / уже нельзя. Очень много она требует от человека. Да, школа нужна. Разумеется, осуществить это не просто по многим причинам: нужно определить . в каком учебном заведении и как вести обучение каскадёров нужна гарантия заняости в фильмах, нужно разработать законы и  различные положения. Думаю, эту задачу могли бы решить Ленгорспорткомитет ,Ленфильм и ЛГИТМиК / Ленинградский государственный институт театра,музыки и кинематографии/ .Хотя,повторю, осуществить это непросто. Твёрдо уверен в одном: работа каскадёра не может быть хобби. Потому что слишком много зависит от её качества:  и здоровье людей, и художественный уровень кинопроизведений, да и дальнейшее развитие кинематографа.
-Работа в кино как -то влияет на вашу деятельность в Институте театра,музыки и кинематографии?
-Самым непосредственным образом. Здесь существует органичный синтез практики и теории. Ведь то, чему я учу студентов в спортивном зале , уже не раз опробовано на съёмках. Поэтому выпускники нашего института зачастую уверенно чувствуют себя перед камерой в сложных сценах. Могу  это сказать о Михаиле Боярском, Андрее Толубеве, других актёрах...

Беседу с Николаем Ващилиным вёл Олег Вдовин.  


Гезета  ОК ВЛКСМ "СМЕНА"  от 10.01.1982 года







Комментариев нет:

Отправить комментарий