четверг, 13 августа 2020 г.

Николай Ник Ващилин: Д*Артаньян и три мушкетёра

Николай Ник Ващилин: Д*Артаньян и три мушкетёра: Инженер по приборам космической медицины, кандидат педагогических наук/13.00.04/, доцент кафедры физвоспитания и профессиональной подг...




ОБЩЕСТВО Комсомольская правдв. 22 октября 2019 11:38 Для «Трех мушкетеров» делали шпаги из поварешек, а Боярский хотел выкупить своего коня: неизвестные страницы советского кино Конный каскадер Анатолий Ходюшин раскрыл для «Комсомолки» секреты съемок легендарных фильмов Сергей Волчков ПОДЕЛИТЬСЯ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ "Три мушкетера" даже сейчас, спустя столько лет, хранят в себе множество секретов. Некоторыми из них поделился с нами постановщик трюков и конный каскадер Анатолий Ходюшин. "Три мушкетера" даже сейчас, спустя столько лет, хранят в себе множество секретов. Некоторыми из них поделился с нами постановщик трюков и конный каскадер Анатолий Ходюшин. Фото: кадр из фильма Анатолий Ходюшин – потомственный донской казак со всеми вытекающими. На коня он впервые сел в шесть лет, в четырнадцать поступил в ученики к легендарному спортсмену, двукратному чемпиону Олимпийских игр Ивану Кизимову, который и привел совсем молодого парня в кино. - В ту пору в Ленинграде чуть ли не каждые два-три месяца снимали фильмы о революции, - вспоминает Ходюшин. – И во всех картинах была одна и та же сцена: где-то у Казанского собора собирается митинг, люди кричат «Долой царя!», а потом из-за угла вылетает конный отряд с нагайками и их разгоняет. И вот мы постоянно ездили на съемки. Нас одевали то в казаков, то в жандармов. Иногда, чтобы не тратить время, костюмы и реквизит – шашки, винтовки – привозили прямо на конюшню, на Лермонтовский проспект. Мы облачались и ехали при полном параде через весь город. Пугали народ. Анатолий Ходюшин - потомственный донской казак. Без труда управляться даже с самыми норовистыми лошадьми он умеет еще с детства. Анатолий Ходюшин - потомственный донской казак. Без труда управляться даже с самыми норовистыми лошадьми он умеет еще с детства. Фото: Артем КИЛЬКИН За съемочный день массовке платили до десяти рублей в день. С учетом того, что в те годы – а на дворе стояли шестидесятые – всего на рубль можно было неплохо поесть в ресторане, деньги это были очень неплохие. В восемнадцать Анатолия призвали в армию, и зачислили в 11-й отдельный кавалерийский полк. Считается, что это были специальные «каскадерские войска» при «Мосфильме». Однако, по словам нашего героя, это в корне неверно: официально полк проходил как военная часть № 55605 и, собственно, полценной военной часть и являлся - со своим штабом и знаменем. Было у него даже особое боевое, секретное назначение – в случае войны или массовых беспорядков кавалеристам предписывалось организовать патрулирование на улицах Москвы. "Ватерлоо" - один из самых масштабных фильмов в истории. В некоторых батальных сценах одновременно задействовали до 900 лошадей! "Ватерлоо" - один из самых масштабных фильмов в истории. В некоторых батальных сценах одновременно задействовали до 900 лошадей! Фото: кадр из фильма ПОЛКОВОДЕЦ БОНДАРЧУК Уже через девять дней после зачисления в 11-й кавалерийский полк Ходюшин впервые попал в большое кино. - Это был фильм «Ватерлоо», - рассказывает Ходюшин. – Заказ от Италии! Сумасшедший бюджет! Невероятные масштабы! Достаточно сказать, что наш полк – а служило у нас почти 900 человек – был задействован практически полностью. Мы выходили на площадку – огромное поле – строились, и режиссер, Сергей Бондарчук, принимался командовать в мегафон: «Эскадрон такой-то! Двадцать шагов направо! Пехотная рота такая-то командир такой-то – кругом, тридцать шагов!». Как настоящий полководец. Съемки «Ватерлоо» напоминали настоящие военные действия. - Представьте: дается команда «Мотор!», и 600 лошадей срываются в атаку на орудийные батареи, - вспоминает он. – Грохочут пушки, поле заволакивает дымом, кто-то падает, кто-то машет саблей, над головой стрекочет вертолет с операторами. Побоище, иначе и не скажешь. Стать там инвалидом было проще простого. Чаще всего люди ломали руки и ключицы, когда падали с лошадей. Этого, конечно, всеми силами старались не допускать, но за всем не уследишь. Значительную часть трюков на съемках "Ватерлоо" выполняли кавалеристы 11-го отдельного полка. Но после того, как пара ребят во время съемок повредила спины, всю трюковую часть отдали специально обученным каскадерам. Значительную часть трюков на съемках "Ватерлоо" выполняли кавалеристы 11-го отдельного полка. Но после того, как пара ребят во время съемок повредила спины, всю трюковую часть отдали специально обученным каскадерам. Фото: кадр из фильма Однажды, во время работы над сложной сценой – проскачки через поле боя на полном ходу – упали с коней и получили травмы позвоночника двое молодых ребят. После этого любые мало-мальски сложные трюки в исполнении кавалеристов оказались под запретом. Было объявлено, что отныне ими будут заниматься только специально обученные каскадеры. - Вот тогда-то я впервые и услышал это слово, - смеется Ходюшин. – Подумал еще: «кошкодеры? Кошек, что ли, мучают?..» ШЕДЕВР С БЕДНЫМ БЮДЖЕТОМ После «Ватерлоо» Ходюшин по приглашению каскадера Александра Массарского попал на «Леонфильм» , где работал с режиссером Надеждой Кошеверовой – «заслуженной сказочницей» Советского союза, поставившей «Золушку» с Яниной Жеймо, «Укротительницу тигров» и множество других добрых фильмов. Каскадер стал дублером Валерия Золотухина в сказке «Царевич Проша» - Сказала, что в профиль мы с ним – просто одно лицо, - смеется Анатолий Петрович. – Нас, конечно, познакомили лично. Валерий Сергеевич мне очень понравился. Степенный, строгий. Не сказать, чтобы очень открытый, но это нормально – мы все-таки довольно разными делами на площадке занимались. В "Труффальдино из Бергамо" сложных трюков практически не было. А вот над реквизитом пришлось потрудиться! В "Труффальдино из Бергамо" сложных трюков практически не было. А вот над реквизитом пришлось потрудиться! Фото: кадр из фильма После «Царевича Проши» был «Труффальдино из Бергамо». Трюков там практически не ставили – зато были вещи, сложные с технической точки зрения. Специально для этой картины Ходюшин с друзьями - каскадерами Николаем Сысоевым и Олегом Корытиным - например, научились запрягать в карету шестерку лошадей – восстановил систему упряжи по старинным книгам. Ни до, ни после них никто ничего подобного в отечественном кино не делал. В процессе работы над «Труффальдино из Бергамо» Ходюшина и его команду заметил Георгий Юнгвальд-Хилькевич – он в ту пору как раз работал над «Тремя мушкетерами». - «Три мушкетера» поначалу были на удивление бедным фильмом, - признается постановщик. – Бюджета на съемки выделили не так чтобы очень много, поэтому на площадке были проблемы едва ли не со всем: с лошадьми, упряжью, оружием, костюмами. Реквизиторы выкручивались, как могли. Часть шпаг, например, была самодельной: клинок от спортивной рапиры, гарда – черпак от алюминиевой поварешки, перекрестье тоже как-то кустарно изготовлено. Но в кадре все это смотрелось и до сих пор смотрится на удивление убедительно – вот что значит профессионализм! Михаил Боярский для режиссера "Трех мушкетеров" оказался настоящим подарком: сам скакал верхом, сам фехтовал и сам рвался выполнять все, даже самые сложные трюки. Михаил Боярский для режиссера "Трех мушкетеров" оказался настоящим подарком: сам скакал верхом, сам фехтовал и сам рвался выполнять все, даже самые сложные трюки. Фото: кадр из фильма «НУЖНО, ЧТОБЫ Д’АРТАНЬЯНА ИНОГДА БИЛИ» Когда часть съемок уже была закончена, отснятый материал повезли показывать заказчику – Гостелерадио СССР. Там увиденным, остались, в целом, довольны, но много претензий высказали к дракам – комиссии они показались слишком веселыми и неубедительными. - Меня же дракам учил Кирилл Черноземов - невероятный профессонил, преподаватель по сценическому движению. Я вспомнил его уроки и сказал Георгию Эмильевичу: «Нужно, чтобы Д’Артаньяна иногда били, - вспоминает Хилькевич. – А он на пределе возможностей выкручивался из ситуации. Иначе зритель не поверит». Юнгвальд-Хилькевич проникся и предложил мне помимо конных трюков заняться еще и боевой частью. Шпаги для фильма собирали буквально всем миром. А отдельные экземпляры делали своими руками, из старых спортивных клинков и алюминиевых поварешек. Шпаги для фильма собирали буквально всем миром. А отдельные экземпляры делали своими руками, из старых спортивных клинков и алюминиевых поварешек. Фото: Артем КИЛЬКИН Ходюшин взялся за дело с жаром: во время одного из эпизодов так убедительно «ударил» Михаила Боярского, что даже режиссер пришел в ужас – подумал, что увесистая оплеуха, которую Д’Артаньян получил от одного из гвардейцев кардинала, получилась настоящей. - Боярский вообще был не актер, а подарок, - смеется Анатолий Петрович. – Сам ездил верхом, сам фехтовал, сам выполнял практически все трюки. А если чего-то не умел, то всегда горел желанием научиться. У нас была история: ему по сюжету нужно было на коне перепрыгнуть через забор. Я его спросил: «Миша, прыгнешь?». «Да, - отвечает. – Прыгну». Завел коня на прыжок, прыгнул… и не удержался – вывалился из седла и кубарем покатился по траве. Режиссер схватился за голову, а Миша спокойно встал, отряхнулся, подождал, пока ему подведут коня и прыгнул еще раз – теперь уже успешно. Он железный парень, конечно. Михаил Боярский (крайний справа) после съемок хотел выкупить своего коня Хасхана. Но добро на это студия не дала. Михаил Боярский (крайний справа) после съемок хотел выкупить своего коня Хасхана. Но добро на это студия не дала. Фото: кадр из фильма На съемках Боярский ездил на коне по имени Хасхан – великолепном рыжем донском жеребце, очень спокойном и послушном. К Хасхану актер буквально прикипел душой – сам его кормил, поил и чистил, сам седлал и отводил в конюшню после съемок, хотя все это была вовсе не его работа. И даже хотел выкупить лошадь после окончания съемок, но студия это делать категорически запретила. - С Мишей мы в процессе работы над картиной очень крепко подружились, - признается Ходюшин. – Он не только актером, но и человеком оказался отличным. Помню, мечтали: получим гонорары – купим «Жигули»! Получили в итоге по пять с половиной тысяч рублей. Я купил, а вот он – не знаю. Скорее всего, тоже. Михаил Боярский для режиссера "Трех мушкетеров" оказался настоящим подарком: сам скакал верхом, сам фехтовал и сам рвался выполнять все, даже самые сложные трюки. Михаил Боярский для режиссера "Трех мушкетеров" оказался настоящим подарком: сам скакал верхом, сам фехтовал и сам рвался выполнять все, даже самые сложные трюки. Фото: кадр из фильма «Из процесса ушла жизнь» Сейчас Ходюшину 69 лет. Он прекрасно выглядит и больше 45-ти ему не дать, но в кино каскадер больше не снимается. Просто потому что сейчас масштабные сцены с лошадьми проще нарисовать на компьютере, чем снимать реальных всадников. - Из процесса ушел дух, ушла жизнь, - рассказывает Ходюшин. – У меня есть небольшая конная в Ленобласти. Вот, хочу ее немножко обновить, привести в порядок и обучать там детишек - готовить из них начинающих каскадеров. Времена меняются, а кони – это навсегда. Одной из последних экранных работ для Анатолия Ходюшина стала постановка трюков для сериала "Спецназ". Сейчас знаменитый каскадер растит молодое поколение и возвращаться на съемочную площадку не спешит - говорит, что из процесса ушла жизнь. Одной из последних экранных работ для Анатолия Ходюшина стала постановка трюков для сериала "Спецназ". Сейчас знаменитый каскадер растит молодое поколение и возвращаться на съемочную площадку не спешит - говорит, что из процесса ушла жизнь. Фото: Артем КИЛЬКИН 0 На этом фильме Ходюшин Анатолий получил 5 тысяч рублей !!! Это огромные деньги ! И это результат его интриг и помощи зам.директора Инны Финкель ,гражданской подружки анатолия Ходюшина. А потом он орёт, что на фильме было мало денег !!! Я - единственный постановщик трюков на этом сериале получил 800 рублей за постановку всех трюков. Лошадей готовили на львовской конно-спортивной школе Сергей Жилкин....Боярского к съёмкам тоже готовил я за три месяца до съёмок. Этот Гадюшин всю свою жизнь врёт...Бездельник и зэк. К тому же 8 мая 2020 года устроил драку в Ненимяки и проткнул шашкой мужчину...Идёт следствие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий