воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Мы умирали по воле режиссёров



Как и с чего зарождалась профессия каскадёра? Начать следует со зрелищ тавромахии на Крите,гонок египетских колесниц с лучниками,олимпийских игр в Греции и гладиаторских боёв.Упражнения эти были смертельно опасны и развлекали жестокую публику.Схватить за рога несущегося на тебя разъярённого быка и сделать переворот прогнувшись через его спину - это не со стула упасть.Колесница неслась не по самой ровной дорожке,да и мечи у гладиаторов были не из картона.Нужно отметить ,что люди эти не торопились расстаться со своей опасной профессией и ,скорее всего,наслаждались риском и теми почестями,которые риск им обеспечивал.Потом уличные циркачи-канатоходцы и клоуны.Потом профессиональные игры пастухов – родео.Потом цирк.Когда появилось кино – долгое время использовались циркачи и их номера гимнастов высотников и акробатов. Как во Франции,Англии так и в Америке Дэвидом У.Гриффитом, Чарли Чаплиным,Гарольдом Ллойдом и Бестером Китоном,так и в России А.Ханжонковым в «Обороне Севастополя» 1911,где в батальных съёмках по высочайшему повелению Николая Второго участвовало 5000 солдат царской армии, Сергеем Эйзенштейном в «Броненосец Потёмкин» ,Львом Кулешовым в "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), в его курсе в Госкиношколе при подготовке артистов,где обучали акробатике и боксу/тренер Борис Барнет/.Английский бокс считался буржуазным видом спорта и был очень модным среди интеллигенции. "Мистер Вест" был первым игровым фильмом, в котором не случайно и спорадически, а принципиально и последовательно применены все основные специфически кинематографические средства выразительности: съемка с использованием разнообразных планов и ракурсов, разбивка сцен на короткие монтажные куски, тщательное композиционное построение каждого кадра с учетом быстроты реакции зрителя. Игра молодых актеров подкупала четкостью, отработанностью каждого движения, особенно в трюковых сценах, сценах бокса, во всех эпизодах, требовавших хорошей физической подготовки. Фильм был прекрасно снят оператором А.Левицким – в полном стилевом единстве с режиссурой и актерской игрой: фотография отличалась простотой, прозрачностью, полным отсутствием каких бы то ни было претензий на ‘красивость’. Вместе с тем в фильме широко и талантливо были использованы изобразительные средства операторского искусства – свет, смена тональностей, изменение точек съемки. ‘Мистер Вест’ был блестяще смонтирован: несмотря на краткость и добротность монтажных кусков, действие развивалось внятно, логично, легко воспринималось зрителем. Без освоения этих, сейчас кажущихся элементарными, правил . Стремясь занять в постановке всех членов мастерской, он ввел в сценарий образ ‘телохранителя Веста’ – этакого классического ковбоя в широкополой шляпе и с лассо в руке, роль которого поручил только что вступившему в мастерскую боксеру Борису Барнету. В процессе постановки превосходно нокаутировавший бандитов ковбой стал чуть ли не центральным персонажем фильма. Григорий Козинцев с Леонидом Траубергом основали школу ФЭКС /Фабрика Эксцентрического актёра/,где так же преподавали акробатику и бокс.Тренер -французский боксёр Эрнесто Лустало преподавал английский и французский бокс и фехтование.Акробатику преподавал француз Жорж. Достаточно посмотреть на трюки Н.К.Черкасова в фильме "Дон Кихот" со львом,на мельнице и верхом на лошади,чтобы понять чему их там учили.Всеволод Мейерхольд создавал новый театр на основе актёров с акробатической и спортивной подготовкой,чтобы превзойти старый цирк.Для него строили в Москве супертеатр,но так и не достроили.Зато остались на киноплёнке результаты его труда по подготовке трюковых актёров -феноменальные парады для Сталина на Красной площади.Парады сталину очень нравились,но это ему не помешало погубить В.Э.Мейерхольда и его жену Зиночку Райх.А заодно и её первого мужа Сергея Есенина. Григорий Александров использовал спортсменов акробатов и боксёров во главе с Борисом Барнетом в «Весёлых ребятах» /1934/.Тридцатые годы отмечены такими фильмами как "Чапаев"/1935/ братьев Васильевых с неповторимым Борисом Бабочкиным на белом коне и не превзойдённым шедевром американского кинематогрофа "Дилижанс" /1939/ Джона Форда с прекрасно-порочным Джоном Уэйном и индецами-каскадёрами ,задавшими высоту планки конных трюков на всю оставшуюся жизнь.В кинокартине «Смелые люди» в 1950 году работали артисты конного цирка Алибека Кантемирова/ в том числе молодой Петя Тимофеев,продолживший славную традицию артистов –конников в кино СССР/.Для съёмок своего эпохального фильма «Александр Невский»,1938 Сергей Эйзенштейн организовывает при Мосфильме студию актёров трюкового кино под руководством Глеба Рождественского,ивестого российского боксёра 20-30 х годов начала века,выпускника первой высшей школы тренеров,знатока рукопашного боя по системе Всевобуча.В отборе приняло участие 500 спортсменов.За долго до съёмок спортсмены регулярно репетируют. В "сухом" остатке оказалось сорок артистов-трюкачей,которые снимались до 1960 годов,пока в 1965 году не погиб актёр Е.Урбанский и не завели уголовное дело и следствие.Тюрьмой в те годы можно было напугать кого угодно.Даже смелых спортсменов - трюкачей.Эта же группа приняла участие в фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.
Голливудские каскадёры во главе с Джоном Салливаном на съёмках "ВИКИНГИ"/1956/ во Франции привлекли к съёмкам группу французских каскадёров под руководством Клода Карльеза/фейхтмейстера и боксёра, как и Эртнесто Лустало/ и дали мощный толчок развитию каскадёрского ремесла во Франции и Европе.Именно в эту группу входил Ролан Туттен и молодой Жиль Деламар украсивший своими трюками такие фильмы как "Фан-Фан Тюльпан",1951 Кристиана Жака и "Фантомас",1960 Андрэ Юнибелья. После Великой отечественной войны, а вернеее уже во время оной кинематографисты СССР начали привлекать к съёмкам спортсменов самбистов,имевших в то время ореол загадочности и всесильности своих возможностей. Это ,прежде всего,фильмы о войне и экранизации народных сказок. «Звезда»,1949 , «Василиса Прекрасная» и др.Для съёмок в фильме"ЗВЕЗДА" были приглашены спортсмены самбисты ЛОС ВДСО "ДИНАМО" г.Ленинграда во главе со старшим тренером Иваном Васильевичем Васильевым.Но выполнив свою почётную обязанность самбисты снова увлеклись подготовкой к соревнованиям и коридоры киностудии Ленфильм быстро позабыли.В 1958 Сергей Бондарчук для съёмок своего четырёхсирийного фильма-эпопеи «Война и мир» пробил в Совмине СССР государственную организацию отдельного кавалерийского полка в составе Вооружённых Сил СССР,которые и решили проблему трюковых съёмок с лошадьми на долгие годы.Корифей конных трюков Пётр Деомидович Тимофеев в то время,как и положено, состоял на учёте в актёрском отделе Мосфильма и время от времени приглашался на съёмки для "подсечек".Но всё чаще местные ковбои соглашались навернуться с лошадки за семь рублей и П.Тимофеева не беспокоили и не тратили на его проезд лишних денег.До 1965 года к съмкам привлекались спортсмены разных специализаций ,но координация между ними ложилась на плечи второго режиссёра.Таковыми были Григорий Чухрай и всё таже группа трюковых артистов Глеба Рождественского на фильме «Корабли штурмуют бастионы» Михаила Ромма,Игорь Петров на «Войне и мире».В октябре на съёмках «Директора» Алексея Салтыкова погиб актёр Евгений Урбанский снимавшийся в проезде по бархану со спортсменом автомобилистом Юрием Макаровым.На втором дубле прыжка на бархане Ю.Макаров подложил пару досок,без пробы прыгнули и машина ,клюнув мотором в песок,перевернулась и прибила Евгения Урбанского,крепко держащегося за сидение.Ю.Макаров по инерции вылетел вперёд и остался цел.Уголовное следствие виновных не нашло,но картину прикрыли на два года и Госкино СССР выпустило циркуляр ,регламентирующий трюковые съёмки в кино СССР.На Мосфильме ввели штатную должность консультанта по трюковым съёмкам,которую занял отставной разведчик С.Соколов.Он давал советы режиссёрам,подбирал исполнителей трюков ,а иногда и сам рисковал своей жизнью.Его отчаянные подвиги лучше всего видны в кинокартинах "Неуловимые мстители",1966 Э.Кеосаяна ,"Освобождение",1969 Ю.Озерова и даже в "Сибириаде"1979 А,Кончаловского,где в 1977 под моим руководством он выполнил несколько трюков с огнём.
Вот тут то в конце 1950 -х и появился на Ленфильме Александр Массарский со спортсменами самбистами своей секции ЛОС ДСО «Труд»,где он работал главным тренером и готовил спортсменов для прославления здоровья и силы советского народа.Первым фильмом с участием А.Массарского былл "Под стук колёс".Потом "Каин 18".Среди этих спортсменов в 1963 году появился и я - семнадцатилетний мастер спорта СССР и вице-чемпион страны по самбо и дзю-до среди юниоров 1965,1966,1967 годов - Николай Ващилин.В 1970 году на съёмках «Короля Лира» я познакомился ближе с режиссёром Григорием Михайловичем Козинцевым и под его влиянием свою профессию инженера поменял на профессиональную работу каскадёра.Вернее воспитателя артистов с трюковой подготовкой в Ленинградском государственном институте театра ,музыки и кинематографии .Меня приняли на работу по рекомендации заведующего кафедрой сценического движения и постановщика фехтовальных боёв на "Короле Лире" Ивана Эдмундовича Коха. Сначала в 1973 году преподавателем-почасовиком на курс студентов актёров Чечено-Ингушской республики ,мастером которого был Василий Васильевич Меркурьев.А после окончания очной аспирантуры Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры в 1977,по договорённости с ректором Н.М. Волынкиным я был переведён на должность старшего преподавателя,а потом доцента кафедры физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки ,руководителем курса трюковой подготовки актёров кино и театра.И по сути я стал первым человеком в СССР, профессионально занимающимся вопросами разработки и внедрения программы обучения трюкам. Все остальные достойные герои съёмочной площадки работали на своих работах и зарабатывали на хлеб тем,что им поручали там делать начальники. В 1975 А.С.Массарский работал старшим тренером ЛОС ДСО "ЗЕНИТ" по самбо и дзю-до и воспитывал мастеров спорта и победителей спортивных соревнований,А.П.Ходюшин работал директором конно-спортивной школы в г.Пушкине,Н.П.Сысоев работал токарем на заводе.Отрываться от своих основных обязанностей в советское время было делом не мыслимым.Даже справок на совместительство не давали,а тем более руководящему составу.Нужно было собирать силы трудового коллектива в один кулак для перевыполнения пятилетнего плана.А я учил будующих актёров делать трюки и получал за это свою не маленькую зарплату.А потом повторял это в кино,на съёмочной площадке.На киностудии Мосфильм кроме Петра Тимофеева и Сергея Соколова появились энтузиасты кинотрюка и классные гонщики Александр Микулин / "Берегись автомобиля",1966, ,"Невероятные приключения итальянцев в России",1973/,Валерий Леонтьев и Виктор Иванов/"Ищите женщину"/.Самбисты Валерий Фраер и Олег Савосин,педагоги театральных училищ по сценическому фехтованию Андрей Дрознин и Аркадий Немировский.Сведения о наших зарубежных коллегах в советское время раздобыть было очень трудно,но редкие публикации всё же приоткрывали полог тайны над их смертельно опасным трудом на диком Западе.Из этих публикаций становилось ясно,что они работали как частные предприниматели,подвергая себя ужасному риску.Однако то ,что мы видели во французских и американских фильмах вызывало восхищение и уважение.Моя работа стала вызывать зависть у тех,кто готов был прыгнуть вниз головой за червонец после трудового дня на стройках коммунизма.Уж больно хорошо я всё обстряпал.Не много таких было в стране победившего социализма.


© Copyright: Ник Ващилин, 2011
Свидетельство о публикации №21101180002

1 комментарий:

Нико-Лай комментирует...

Один из моих учеников Слава Бурлачко,который не предал меня за посулы http://www.slavastunt.ru/

Отправить комментарий