воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Школа Массарского


У Александра Массарского я занимался борьбой самбо и уже летом 1963 года в свои 16 лет был допущен к тренировкам взрослых мастеров спорта в качестве манекена для отработки приёмов.Открылось много нового.После тренировок мы часто ходили по Невскому проспекту с красными повязками народных дружинников ловить стиляг и фарцовщиков,ездили на соревнования в Ригу и Таллин,но самым интересным было участие в киносъёмках.Киностудия Ленфильм была наглухо закрыта для простого советского человека.А когда происходили киносъёмки,нам выписывали по паспорту пропуска и переодевшись в игровые костюмы мы болтались по киностудии,ожидая своей очереди подраться на съёмочной площадке.Ребята постарше,уже ставшие мастерами спорта СССР / а по приказу Госкино СССР после гибели Е.Урбанского только мастеров спорта допускали к съёмкам/ относились к переодеванию и к съёмкам ,как к вынужденному и скучному ожиданию выплаты обещанной зарплаты. Мастера спорта СССР,победители всесоюзных и городских чемпионатов Ю.Чистов,И.Смирнов,В.Подситков,В.Кодинцев,В.Малофеевский,Б.Орехов,.В.Афанасьев,А.Рахлин,ВИванов,А.Малыгин,А.Соколов и ,конечно ,душа компании Володя Момот.Переодевание пробуждало во многих из нас детское чувство чуда, по мановению волшебной палочки переносившей нас в мир прошедших исторических событий.По коридорам студии и в кафе запросто ходили знаменитые артисты и их даже можно было потрогать руками и запросто выпить с ними чашечку суррогатного кофе.Потом Александр Самойлович звал нас в съёмочный павильон,где были построены из фанеры декорации какой-нибудь избы или ресторана и придумывал с нами потасовку.В "Трёх толстяках" Алексея Баталова мы изображали взбунтовавщийся народ и Александр Самойлович рубил нас вострой саблей,в "Виринее" мы,изображая кулаков, дрались в избе с пособниками Ленина.После съёмок самым приятным было подойти к кассе и за полученное удовольствие от игры расписаться в ведомостях о зарплате.Старшие товарищи не очень стремились грохнуться на деревянный пол и иногда прятались за игрушечным шкафом.Пропогандируя свой принцип в отношении съёмок среди нас распространился лозунг - "Подальше от камеры ,поближе к кассе!"
Большая часть из нас мечтали только о спортивной карьере,вершиной которой была медаль первенства города или СССР на лацкане пиджака.Заветный квадрат/значок мастера спорта СССР/ уже у многих поблескивал тусклым серебром,как блесна привлекая грудастых девчонок.Поэтому к съёмкам относились с опаской и пренебрежением как к источнику возможных травм.На наших глазах Володя Высоцкий в прыжке с балкона во время драки в фильме Геннадия Полоки "Интервенция" чуть не сломал себе шею.Он сам был отличным гимнастом и напросился лично участвовать в драке.Массарский с радостью ему разрешил,но не догодался проверить этот прыжок с кем-нибудь из нас.Во время прыжка с балкона Высоцкий опёрся рукой о бутафорские перила,они треснули и Володя, потеряв равновесие,грохнулся на каменный пол.Много смешных историй,о том как ударил дубиной по голове один другого,долго пересказывались ребятами в спортивных раздевалках о съёмках в "Каин 18", "Три толстяка","Под стук колёс".После небольшой потасовки в фильме "Гамлет" повезло тяжу из "Буревестника " Вите Щенникову - его взяли изображать тень отца Гамлета. Меня Григорий Михайлович забраковал за мягкую тигриную походку,чем нанёс мне обиду на долгие годы.Я долго ничегоне понимал в пластической выразительности движений. В другом фильме "Даурия" Александр Самойлович попросил грохнуться на каменный пол со второго этажа без страховочных матов Володю Момота и Володю Афанасьева и те, покорно выполнив задание тренера,поковыляли домой с переломанными конечностями,надолго выбыв из тренировочного процесса. Именно поэтому спортсмены из "Динамо" и СКА не рвались на съёмки. Конкуренцию Александру Массарскому тренеры этих спортивных обществ не составляли, считая съёмки делом не серьёзным и не прибыльным и вскоре он стал единоличным авторитетом по привлечению на съёмки ленинградских спортсменов.Не смотря на травмы,желаюющих посниматься и заработать червончик к своей скудной зарплате было много.Только выбирай.Ни мобильных,ни стационарных телефонов в шестидесятых годах ещё не было и оповестить спортсменов о съёмках было не легко.Личный автомобиль "Москвич",на котором можно быстро объехать два три клуба и собрать спортивную массовку для рукопашной атаки в "Ижорском батальоне" или "На пути в Берлин", он ещё не купил. Но и здесь А.С. Массарский проявил незаурядный талант изобретателя.Он оповещал спортсменов о съёмках через вестовых,то есть через тех спортсменов у кого были домашние телефоны.Обладатели таких телефонов,к коим относился и я, становились лицами ближнего круга,доверенными бригадирами. Александр Самойлович среди спортсменов ленинградских спортивных клубов стал добрым волшебником,по неведомым им законам вызывающих их на съёмки.А съёмки для всех нищих спортсменов были всегда желанным аттракционом и источником дополнительных доходов.
Физической подготовки мастеров спорта по борьбе самбо/ а именно эти спортсмены входили в ареол А.С. Массарского/ хватало на многие фантазии режиссёров советского кинематографа.
Но время неумолимо шло вперёд и фантазии режиссёров развивались коммунистическими темпами.В съёмках уже принимали участие мои подросшие сверстники Володя Багиров,Володя Шаварин, Валера Белов ,Олег Василюк,Миша Семененко,Демид Момот,Вася Шестаков,Аркаша Ротенберг,Слава Косенко,Лёша Зелинский и многие другие наши товарищи,к которым на киностудии приклеился профессиональный ярлык "самбисты".Всё чаще приходилось выполнять не только натренированные приёмчики борьбы самбо но и приёмы штыкового боя среди грохочущих танков,падения из окон горящих вагонов и разные другие действия .И всё чаще на съёмочной площадке слышались раздражённые крики режиссёров,выражающих недовольство Александру Самойловичу в привлечение на съёмки плохо подготовленных исполнителей.Не выполнив то или иное задание режиссёра мы смущённо опускали голову и кивали на Александра Самойловича.Он виноват в том,что мы не умели фехтовать на мечах,скакать на лошади,гореть в огне и много разного головоломного ,что придумывали сценаристы и режиссёры и чему нас не учили в борцовских залах.На съёмках драки в "Республике Шкид" и "Виринея" у многих оказались ушибы и сотрясения мозга от ударов по голове не бутафорскими предметами. Толя Рахлин жаловался как Александр Самойлович огрел его прикладом по голове.На съёмке "Белого солнца пустыни" и "В чёрных песках" нам с Аркашей Соколовым и Володей Кодинцевым А.С. Массарский предложил нам гарцевать среди барханов на горячих ахалтекинских жеребцах,которых мы увидели в первый и последний раз в жизни.Первые уроки верховой езды нам преподал,снимавшийся там же со своими учениками Е.Богородским и В.Любомудровым Пётр Тимофеев.После этих съёмок я записался в конно-споривный клуб в Сестрорецке к Юрию Сергеевичу Смыслову,чтобы овладеть мастерством верховой езды.Скачки по берегу залива стали моим любимым воскресным занятием. А.С. Массарский в силу своей занятости давал нам на съёмках много инициативы в придумывании разных сценарных ситуаций.Это будоражило наше воображение и превращало съёмки в забавную игру.В августе 1972 года в Луге на съёмках фильма "Блокада" нам предложили выпрыгнуть на насыпь из вагонов после того,как они загорятся.Но вагоны вспыхнули,как порох и мы чуть не сгорели в них заживо.В сцене повешения декабристов в "Звезде пленительного счастья" привезённые Александром Самойловичем парашютные подвески чуть не задушили нас по настоящему.Когда из под наших ног выдернули помост под ногами братской могилой зазияла пятиметровая яма.Сцена с монологом Олега Янковского тянулась долго и лямки ,врезавшись в пах ,душили нас насмерть.Оказалось,что Александр Самойлович не подумал о том, как будет вынимать нас из петли после съёмки и мы тихо покачивались над пропастью.Толя Ходюшин хрипел и терял сознание.Двое рабочих схватили доску и держа её за концы подвели ему под пятую точку.Толя отдышался.Вызвли пожарников,которые и спасли нас от публичной казни через повешение. В абордажном бою на "Легенде о Тиле" многим спортсменам пришлось в первый раз держать в руках абордажные топоры и крючья и грохаться в ледяную воду. На "Короле Лире" Григорий Михайлович Козинцев,сетуя на нашу не подготовленность, организовал наше обучение фехтованию под руководством профессора И.Э.Коха ,чтобы не допустить "липу" в кадре.Осенью этого же 1970 года я начал посещать занятия И.Э.Коха по сценическому фехтованию и поставил себе целью после окончания ЛИАПа поступить на работу в Театральный институт и посвятить себя воспитанию трюковых актёров.Способствовало этому ознакомление с историей работы в этом направлении Г.М.Козинцева в его студии 1920-х "Фабрика Эксцентрического актёра" /ФЭКС/. Мало по малу назревала потребность в специалистах не знакомой и не понятной квалификации.Эта квалификация могла не только удовлетворить запросы режиссёров ,но и снизить число не обоснованных травм на съёмочной площадке. А.С.Массарский подтягивал к съёмкам спортсменов разных специализаций,но они не задерживались в группе энтузиастов по той причине,что съёмки происходили редко и ждать у моря погоды терпения хватало не у всех. "Даурия" 1969 Виктора Трегубовича и "Сломанная подкова" 1971 Семёна Арановича собрала довольно устойчивую компанию относительно свободных и готовых грохнуться вниз головой молодых спортсменов.Пятиборец и прыгун в воду Лёня Орешкин,техник-автомобилист Юра Верёвкин,самбисты,прошедшие службу в армии Володя Шаварин и Олег Василюк,мастер спорта СССР по конному спорту Витя Романов,Толя Ходюшин,Саша Филатов,Володя Хиенкин,Игорь Лонский составили костяк первой студии каскадёров,проводивших по воскресеньям по моей инициативе специализированные тренировки в парках.К тому времени я уже работал в Театральном институте/ЛГИТМиК/на курсе В.В.Меркурьева и И.В.Мейерхольд/дочери В.Э.Мейерхольда/ и увлечённо разрабатывал программу подготовки трюковых актёров.Ребята помогали мне ,с энтузиазмом придумывая разные упражнения на основе своего опыта и фантазии.В феврале 1974 года Андрей Кончаловский по совету своих ассистенток Наталии Терпсихоровой и Гали Бабичевой ,видевших нашу работу на съёмках "Легенды о Тиле" ,пригласил меня самостоятельно ставить трюки на его картине "Романс о влюблённых". Александр Самойлович Массарский как мудрый педагог не мешал нам играть в эти детские игры, а увидев первые заметные результаты наших тренировок пригласил журналиста журнала "Советский Союз" Мая Начинкина и организовал первую сногсшибательную статью о советских каскадёрах его школы.Рекламный ход был сильный и А.С.Массарский получил контракт на постановку трюков в приключенческом фильме "Стрелы Робин Гуда" и пиар на долгие годы. В съёмках требовалось человек двадцать спортивных ребят,но основную профессиональную работу выполняли мы - члены этой каскадёрской студии. Работать главным тренером ЛОС ДСО "ЗЕНИТ",увлечённо конструировать разные приспособления и участвовать в продолжительных съёмках задача при советской власти была трудная.И Александр Самойлович часто уезжал со съёмочной площадки,оставляя за себя своих способных учеников. Мы увлечённо разрабатывали сцены,набирались опыта и удовлетворяли свои амбиции в самостоятельном творчестве.Часто к приезду А.С.Массарского всё уже было отрепетировано,принято режиссёром и отснято.В одну из таких отлучек Александра Самойловича Олег Василюк узнал от бухгалтера "Стрел Робин Гуда" страшную тайну и предложил поднять восстание "рабов". По полученным конфеденциальным сведениям оказалось,что сумма гонорара А.С.Массарского в десятки раз превышает фонд нашей зарплаты. Восторга у А.С. Массарского такая любознательность Олега Василюка не вызвала.К нему присоединился новобранец кино Коля Сысоев,который в "Стрелах Робин Гуда" первый раз сиганул вниз головой с колокольни и чуть не прорвал страховочную сетку,которую мы, растянув руками, держали по указанию Массарского. Сторонниками раздора стали новобранцы Саша Филатов и Игорь Лонский.Я уговорил Толю Ходюшина не встревать в эту разборку и спокойно доработать до конца картины,тем более что оставалась экспедиция в Польшу.Он согласился и мы доделали свою работу.В Польше мы познакомились с польскими каскадёрами Циней ,Бубой,Сильвестром и узнали много нового о принципах оплаты труда каскадёров на Западе. Но приехав в Ленинград А.С.Массарский объявил нам ,что обойдётся впредь без наших услуг и набирает новых каскадёров, о чём и сообщил громогласно в статье в "Ленинградской правде".Так первый раз появился в кино Дима Шулькин,не имеющий к спорту вообще никакого отношения,но виртуозно организовывал ремонт "Жигулей" ленфильмовских автолюбителей. Группа активистов по борьбе за выживание в кинематографе написали жалобу в ОК КПСС и директору киностудии Ленфильм на А.С.Массарского ,подвергающего актёров и спортсменов самбистов не обоснованному риску.Я очень любил своего тренера,мне нравилось работать с ним в кино.Но часто любовь и дружба бывают не взаимной. Так началась новая эра в каскадёрском ремесле.


© Copyright: Ник Ващилин, 2011
Свидетельство о публикации №21101211208

http://www.sobaka.ru/magazine/portrety/2405


Комментариев нет:

Отправить комментарий