воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Три мушкетёра одесского разлива










Ранней весной 1978 года в кафе Ленфильма меня познакомили с Юрой Хилькевичем.За чашечкой кофе он для проверки задал мне задачку про то ,как один д:Артаньян может одолеть десять гвардейцев в Менге. Но чтобы это было правдиво и смешно.Почесав за ухом я рассказал ему историю ,где он убегает от них по строительным пристройкам из досок, забираясь всё выше и выше и с последнего третьего этажа спустится по верёвке, выбьет у пристроек опору. Доски грохнуться, а гвардейцы,ухватившись за подоконники ,остануться висеть на стене. Г.Юнгвальд-Хилькевич пргласил меня придумать и поставить трюки в телевизионном музыкальном фильме «Д:Артаньян и три мушкетёра».Сценарий Марка Розовского был опереточный ,а Хилькевич хотел украсить фильм скачками,драками и разными вывертами,чтобы всё было, как в заправдашном кино.Но всё это под музыку. И всё весело,без крови.
Надо сказать,что постановка драки это также как постановка танца. И любое реалистическое кино это зрелище, аттракцион. «Правда» в кино своя .Не как в жизни. Скорее в жизни делают всё как в кино.При этом сохраняя историческую правду нужно было учесть ,что мушкетёры это отряд охраны короля . По штатному вооружению это была ездящая пехота / а была ещё и кавалерия /,вооружённая мушкетом с запалами и пороховницей, двумя пистолетами, кинжалом и короткой /75 сантиметров/ обоюдоострой шпагой. Такой шпагой в бою можно рубить и колоть.В отличие от шпаги типа рапира,которая предназначалась только для уколов. Рапирой было легче проткнуть защитные латы и кольчуги противника.Первый отряд в пятьдесят человек подчинялся на прямую его величеству ,королю Франции Людовику Тринадцатому. Такой же отряд охраны был и у кардинала Ришелье с таким же статусом гвардейцев и аналогично вооружённых.
То ли по прихоти Александра Дюма,то ли ещё по каким то причинам военные этих отрядов постоянно конкурировали и ссорились.Говорят виной всему была неприязнь кардинала к капитану королевских мушкетёров.Но одной из основных линий сюжета фильма была вражда гвардейцев кардинала и мушкетёров короля.По доброму.По свойски.До первой кровянки.По этой причине и чтобы подчеркнуть их приверженность разным фехтовальным школам / а в 17 веке фехтовальные школы возглавлялись Мастерами.Общей системы подготовки ещё не было../ я предложил гвардейцам фехтовать,используя приёмы французской фехтовальой школы,с использованием уколов, а мушкетёрам с использованием новомодной итальянской школы,то есть фехтовать преимущественно с рубящими ударами .И те и другие при сближении после первой атаки часто должны использовать захваты оружия и удары гардой.То есть фехтовальные поединки планировались мною короткими,построенными на одном – двух-ударах.Отскоков и передвижений шагами исползовать не хотелось.Во первых это дополнительная трудность для оператора.Во вторых это не практично в групповом бою.Да и все групповые бои носили гротесковый характер/одним ударом – семерых/.В третьих уровень фехтовальной подготовки актёров при такой концепции легко позволял строить энергичные поединки.Кроме того Хилькевич пригласил на роль капитана гвардейцев кардинала де Жюссака мастера спорта СССР по рапире Владимира Балона и фехтовать ему на рапире было логично.Кстати,он был выгоден мне не только мастерством фехтования на рапире,но и своим пристрастием к спиртному. А в Госкино СССР и на Мосфильме в те годы к этому относились очень строго.Поэтому конракт на постановку трюков с ним заключать не хотели, и выбрали меня.Хотя в Москве были известные в киношных кругах мастера клинка Андрей Дрознин и Аркадий Немировский, а в Ленинграде Иван Кох и Владимир Вышпольский.Но удача слепа!
Я написал в сценарий недостающие сцены и со мной заключили договор на подготовку ,репетиции и постановку этих сцен с 1 апреля по 1 августа 1978 года на общую сумму восемьсот «пистолей»/ по советским временам сумма совсем не маленькая/.Директор фильма сказал мне,что при всём уважении к каскадёрскому труду он не может платить мне как Мише Боярскому. Миша ,правда,тогда ещё актёр был начинающий и низкооплачиваемый/ ставка 16 рублей/ и массовый зритель знал его по ролям волка и разных других животных.
Я придумал Хилькевичу следующие эпизоды фильма - «Драка на площади Менга», «Драка в монастыре де Шо», «Драка у дома Бонасье», «Засада на Гаврской дороге на Портоса», «Засада на Гаврской дороге на Арамиса», «Засада в таверне на Атоса», «Драка в таверне Красная голубятня», «Прорыв д’Артаньяна в Лувр», где были драки с оружием, прыжки и падения с высоты, падение с лошадей, горение в одежде и получил аванс в четверть суммы. Под «драками с оружием» подразумевалось фехтование - слова «фехтование» в тогдашних трюковых расценках не было вообще, и звонкие движения рапирой в кадре дополнительно не оплачивались, также как и бег, прыжки, езда верхом, езда стоя на подножке и другие физические действия, не опасные для здоровья. Поэтому то, что теперь В. Балона называют постановщиком трюков неправомерно не только потому, что он трюков и не ставил, но и потому, что фехтование трюками не считалось. А то, что он, поставив три слабых сцены, идет в титрах первой строкой как постановщик фехтования – это следствие его ,как и А.Ходюшина «дружбы» с Хилькевичем,которая в 2009 на «Возвращении мушкетёров» обнажила ,наконец,своё истинное мурло хапуголюбия.
Рекомендации на постановку трюков у меня были солидные – от Андрона Кончаловского за работу на «Романсе о влюблюнных»,Владимира Наумова за работу на «Легенде о Тиле»,Сергея Тарасова за работу на «Стрелах Робин Гуда» и Сергея Бондарчука за работу на «Они сражались за Родину».В кино я на тот момент отработал каскадёром уже пятнадцать лет и опыт имел солидный.Работал я в Ленинградском институте театра ,музыки и кинематографии руководителем курса трюковой подготовки актёров. Сразу после заключения контракта я начал заниматься с Мишей Боярским верховой ездой и фехтованием по системе И.Э.Коха.К слову сказать Владимир Балон, занимаясь спортом, эту систему не признавал со времён своего обучения у И.Э.Коха в ЛГИТМиКе. Хотя сцена фехтования в "Гамлете" Г.М. Козинцева,поставленная И.Кохом с В.Ждановичем, К.Чернозёмовым и А.Олевановым, не могла не вызывать уважения.
Мы с Мишей выезжали по утрам перед его репетицией в театре Ленсовета на базу нашего института в Сестрорецк в конную школу Вали Зубановой и там тренировались два часа.Миша работал усидчиво и делал заметные успехи.
В мае,когда во Львове начались съёмки,он выглядел самым подготовленным.По началу, правда, и добронравный мерин Хасхан увозил его куда хотел.Но это быстро кончилось и Миша нашёл с ним общий язык.Московские артисты Валя Смирнитский,Игорь Старыгин и Вениамин Смехов подготовились гораздо хуже.Заниматься с ними должен был Владимир Балон спортсмен фехтовальщик и актёр ,игравший в фильме роль гвардейца кардинала де Жюссака.Но,как он жаловался,вытащить актёров на тренировки у него не получилось по причине их занятости и лени.К тому же Одесская киностудия,телевизионный фильм.Второй сорт.Если не третий.Надо честно признаться,что кроме Миши ни каких лавров от этой картины актёры не ждали и относились ко всему «спустя рукава».
Я взялся за работу вместе со своими товарищами по студии каскадёров Толей Ходюшиным,Серёжей Васильевым,Колей Павлюком,Геной Макоевым,Осей Кринским,Олегом Василюком и Колей Сысоевым. Толя Ходюшин заключил договор по подготовке лошадей к работе в упряже и конным трюкам. Мастер рапиры Володя Балон имея актёрский договор обещал помочь в фехтовальных сценах с д:Артаньяном. Но юридическую ответственность за травмы при трюках оставалась только на мне.В Госкино СССР я пробил разрешение на исполнение актёрами трюков после моей специальной подготовки и под мою ответственность.А это предполагало и дополнительную оплату им трюковой работы.Я тогда был одержим идеей стимулирования трюковых актёров.Иначе мой курс в ЛГИТМиКе потерял бы привлекательность.
По началу всё складывалось очень удачно.Начали снимать двор де Тревиля. Балон привёл спортсменов фехтовальщиков и они с Хилом придумали фехтовальный танец под музыку Максима Дунаевского.Я чтобы не терять времени отрепетировал на той же площадке бой Д:Артаньяна на прорыве в Лувр, повторив отрепетированные ещё в Сестрорецке связки с обоюдоострой шпагой. Поочерёдное нападение троих гвардейцев,один из которых рубит его по голове и ногам,а Миша ловко уклоняется и прыгает.Хилу сценка понравилась и он решил её снять.Он её вставил в фильм не смотря на то,что когда потом в августе снимали сцены прорыва в Лувр шпага у Миши была другая - четырёхгранная рапира. Вообще шпаги у д:Артаньяна меняются как перчатки,хотя реквизит этот очень важен для фильма. Но Балон отнёсся к этому не серьёзно.А именно его слово в выборе оружия было для Хилькевича последним.Пахан всё таки!
Между игровыми актёрскими сценами мы дружно репетировали предстоящие бои,проверяли придуманные в сценарии сцены,оттачивали конное и фехтовальное ремесло.Весна бушевала сиренью во Львовских скверах и наших мушкетёрских сердцах.Восторженные львицы от привалившей радости не находили себе места. И Хилькевич,и я по началу строили из себя строгих начальников и держали гвардейцев и мушкетёров в строгой узде.После дневных съёмок быстренько на обед,между переменой блюд разбор фехтовальных поединков на ножах и вилках, и… на вечернюю репетицию на конную базу. Потом спать без задних ног под сладкое щебетание птиц и львовских девчонок. График съёмок не позволял расслабиться.За два месяца нужно было снять три серии музыкального фильма со скачками и стычками.
Первая трюковая съёмка – приезд Д:Артаньяна в Менг и стычка с гвардейцами кардинала.Две недели репетиций погони гврдейцев за Д:Артаньяном по площади Менга,тренировка прыжка Боярского и падение вниз головой Толи Ходюшина с высоты третьего этажа.Массовка, актёры и карета ,запряжённая шестёркой лошадей.Толя её довольно быстро съездил по львовским предместьям.Начали с массовки,вкатились ,сняли первые метры плёнки.Сняли песни и танцы уличных актёров.Сняли Мишин прыжок, как бы в седло лошади,которую за время полёта успевают отвести в сторону и Миша ,этаким простаком,приземляется в сено.Вообще мною был придуман прыжок по верёвке со строительных лесов/ в 17 веке леса тоже были/ , а потом выбивание стойки и их крушение.А гвардейцы остались бы висеть на подоконниках. Было бы смешно.Но леса построить поленились и ограничились убеганием Д:Артаньяна от гвардейцев и прыжком в седло лошади,стоящей внизу.Он прыгнул решительно и смело.Во время тренировок, день за днём поднимаясь по ступеням лестницы и прыгая в сено, он обрёл уверенность и мастерство.Главное было научиться выбрасывать вперёд ноги и приземляться на спину.Иначе можно сломаться.День прошёл. На другое утро отсняли погоню по площади за Мишей и уже хотели отказаться от прыжка Толи.Хватит материала.Сцена сложилась,смысл понятен.Толя сам хочет рискнуть.Да и денег заработать.Мне это не нужно.Лишний риск.Я отвечаю за травмы своей головой.Таковы правила советского периода.После смерти Евгения Урбанского на съёмках «Директора» в 1965 году постановщик трюков отвечает за всё по Уголовному кодексу СССР.Наконец я решаюсь.Толя не гимнаст- высотник ,но парень отчаянный.Главное попасть с 10 метров в квадрат специального мата 4х4 метра. Да и не довернуться опасно.Чревато переломом позвоночника.Свет уходит. День кончается.Мотор!Камера!Начали!Толя на секунду замер на подоконике,оценил высоту,прижал рукой шляпу и... нырнул вниз.Бабах.Стоп!Снято!Спасибо, Толя!Львовские девушки визжат от восторга.
Как было,Юра? - спрашиваю Хила.
Нормально.Только мне это не нужно.Да и стоял он на подоконнике долго.Но акт я подпишу. Пусть директор трюковые платит.Вы заслужили.
Вечер был дурманяще тёплый.Запахи сирени наполняли воздух.Советское Шампанское лилось рекой.Киногруппа бросилась в первый загул.
Длился он не долго и проник в группу не глубоко.Директор Михаил Бялый и второй режиссёр Таня Хилькевич ещё имели силу власти.До тех пор пока не отснимут побольше материала,когда менять актёра и переснимать сцены в декорациях уже не возможно.
Пока готовили и репетировали сцену в доме галантерейщика Бонасье,где режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Володя Балон проявили чудеса выдумки,я отрепетировал с Мишей сцену у дома Бонасье с двумя ударами от нападавших гвардейцев и стремительной посадки Констанции в карету.В Констанцию переодели Женю Топорова и он в одно касание Д:Артаньяна успевал запрыгнуть на ходу в карету,из которой уже был вышвырнут Гена Макоев.Сцена получилась короткая и выразительная.Сняли её за два дубля.
Тёмной тучей нерешённых проблем надвигались съёмки драки мушкетёров с гвардейцами в монастыре де Шо. Придуманная мною на бумаге схема плохо укладывалась в географию выбранного места. Нужно было всё переделывать. Володя Балон быстро вывел за скобки себя и натренированного мною Мишу ,сказав что придумал с ним поединок ,который не будет касаться взамосвязи с тремя мушкетёрами,дерущимися с отрядом гвардейцев.Трое против восьмерых. Весело и не принуждённо.Да ещё выразить в каждом ударе определённый характер персонажа. Хилькевич задал общие характеристики образов и ждал ,когда я начну отрабатывать сумму своего контракта придумками смешных гэгов в стиле Чарли Чаплина.Дворик выбранного для съёмок костёла слабо напоминал французский монастырь с ухоженными цветниками и клумбами,но имел два три уютных уголка и довольно привлекательные ворота с аркой.На них то я и решил "поднять раненного" Атоса, чтобы лишить его необходимости махать шпагой по сторонам с травмированным, по сюжету, плечом.Там ему и помочь мог кто либо из товарищей ,метнув во врага шпагой.Нет.Шпагой - это слишком.Подушкой!Конечно,подушкой.А откуда здесь возьмётся подушка?Так вот же монашки.Пусть они набивают подушки перьями и пухом.Это не делали во дворе?Так будут делать.Мы их научим.И в эти перья падают гвардейцы,поднимая вихри перьевого снега.Живописно.Вся драка сквозь пелену перьевого снега.Образ бушуюшей драки!Здорово!/Потом окажется,что "снега" хватит только на одну сцену с Портосом!/. И Атосу будет чем помочь.А кто поможет?Конечно молодой,провинившийся Д:Артаньян. Хилькевич в восторге.Теперь нужно только совместить драку Д:Артаньяна с де Жюссаком и Атоса с гвардейцем в одном месте,удобном для оператора.А в глубине кадра поставить фехтующих с гвардейцами Арамиса и Портоса.А как Атос заберётся на эти ворота?Не вопрос!Он же хитрый и умный и знает ,что находясь выше своих противников имеет преимущество.Вот он и забрался туда.По...лестнице.Какой лестнице?Ну стремянке такой,с одесской киностудии.Нет.Это не возможно.Но забираясь по лестнице он элегантно фехтует с Осей Кринским и Геной Макоевым,отбиваясь от набегающих и догоняющих его гвардейцев.Это подходит.Иначе Вене трудно проявить своё мастерство фехтовальщика.А за памятником ,взбираясь по лестнице может получиться.А где Арамис? Фехтует он не важно.А нужно показать ,что он мастер клинка.Но для этого не обязательно брать десять защит и наносить ответные уколы в течении десяти минут.Парирует укол шпагой Толи Ходюшина,вальяжная пауза с фиксацией шпаги противника и мощный удар гардой.Вот и всё фехтование.Только ,пожалуйста,Толя направляй клинок подальше от лица актёра.А то вдруг подскользнётся.Ну вот! Что я говорил?! Вот и подскользнулся. Слава Богу ,обошлось. Теперь продолжим у этих ворот.Арамис!Зажми шпагу Олега после его укола ажурной калиткой и.. ответный укол сквозь металл забора.А меня и вовсе этой калиткой сбей вместе со шпагой,когда я к тебе подбегу.Потом спрятался в нише пассажа, от преследующих тебя гвардейцев со шпагами, и..уложил их подножкой. А фехтуя с гвардейцем,отвлёкся и добил меня оплеухой,отправив в корзину с перьями.Собрав клинки поверженных врагов,оценил полёт вниз головой гвардейца ,проткнутого мощным броском шпаги Портоса.Упасть с крыши приехали дружки-каскадёры Коля Сысоев и Олег Василюк.А что Портос? Он с одного удара шпагой выбивает клинок у гвардейцев и развешивает их по разным "вешалкам".Схватив гвардейца Колю Павлюка на плечи сбивает его телом нападающих однополчан ,как мухобойкой.А, схвативших его за обе руки силачей, сталкивает лбами у колонны.Но это уже идёт под шутливую песню и нужно следить за ритмом выполняя "танец" драки.
А теперь можно передохнуть и посмотреть не забыл ли чемпион СССР среди юниоров по рапире Володя Балон своих спортивных навыков.Как серьёзность их с Д:Артаньяном поединка ложиться на шуточную канву музыкального фильма. Однообразное рапирное фехтование нагоняло тоску.Пинки Д:Артаньяна под зад де Жюссаку были не смешны,не выразительны и не прибавляли красок характерам их персонажей.Придуманный Хилькевичем бросок де Жюссаком в Д:Артаньяна кинжала,да ещё вынутого Балоном по цыгански из сапога произвели на меня шок и я возвысил голос.Терпение лопнуло оттого ,что мушкетёры на репетиции ,как и на съёмку пришли после изрядного возлияния Советского шампанского и плохо контролировали свои движения.Падение на ступенях Игоря Старыгина не было случайным и заставляло насторожиться.К тому же оператор снимал всю длинную и нудную сцену поединка одним кадром.Да ещё без учёта композиции кадра?!Может такой метод был оправдан в фильмах А.Тарковского.Но здесь? Вы меня извините.Полынникову просто было лень переставлять камеру или снимать с руки.А Хилькевичу было лень думать о раскадровке.Хилькевич похлопал меня по плечу,от чего я почувствовал себя не в своей компании. Второй крупный эпизод закончен.Стоп!Снято!
Приехала Рита Терехова.Услышав о приезде я вызвался встретить её в аэропорту.Она удивилась такому адмистратору,но поднимать скандал не стала.Мы гуляли по Львову,говорили о Тарковском, об их замечательном новом фильме «Зеркало»,вышедшем недавно на экраны СССР.На репетиции двигалась она прекрасно,в седле сидела легко и свободно.Оказалось ,что со студенческой поры она регулярно занималась верховой ездой. Мы придумали ,что в погоне за ней Д:Артаньяна из таверны она его обхитрит и, спрятавшись в чаще, убьёт из пистолета под ним лошадь. Сняли мы это легко и быстро.Миша блестяще выполнил трюк высокой сложности-завал лошади.Правда лошадь Исфана была выдрессирована Толей Ходюшиным на этот трюк так ,что сделать это мог,при желании, и Веня Смехов.
Веня приезжал на съёмки очень редко.Играл он на Таганке много и заниматься всякой ерундой вроде конных тренировок ему было некогда.В один из таких его приездов во Львов Хилькевич решил снять проскачки мушкетёров в Англию.Присмотрели дорогу, по которой могла ровно ехать съёмочная машина, а вдоль дороги тянется обочина,пригодная для скачки на лошадях и с пейзажем,сильно напоминающим просторы северной Франции.Местечко это оказалось довольно далеко от Львова и на перевозке лошадей решили сэкономить.По близости нашли жеребцов из конной школы современного пятиборья.Чтобы снять несколько проскачек и падение Толи Ходюшина в образе гвардейца ,убитого Арамисом после возгласа «Я задержу их,ничего!» мы переоделись в костюмы мушкетёров.Когда мы сели верхом в костюмах,со шпорами,больше похожими на пилу «Дружба», лошади и без того горячие,кинулись в лес как наскипидаренные.Содрав нас о густорастущие деревья они скрылись из виду.Полдня их искали и найдя в конюшне родного посёлка,насильно вернули на площадку.
Прогнав их пару раз в гору,мы сняли проскачки и падение гвардейца.Упал Толя очень не удачно.Дорога была такой твёрдой и копать большую площадь мы поленились.Когда Игорь Старыгин на встречном галопе обозначил удар шпагой,Толя задержался с падением и грохнулся с лошадки вертикально,потеряв скорость и проехав вскопанный участок дороги.Травма была сильной,но он решил остаться на плошадке и доснять проскачки мушкетёров.
Собственно оставалась проскачка Д:Артаньяна и Атоса вдоль дороги на хорошем галопе.Мише Боярскому привезли его Хасхана,а Вени Смехову подвели того зверя ,который ссадил тремя часами раньше, меня.Хилькевич отверг наши опасения, оправдывая риск необходимостью крупных планов скачущих мушкетёров.В этой проскачке крупный план с движения было бы и не снять.Хилькевич просто хотел показать Вени ,что деньги он платит не зря.Мотор!Кони застригли ушами.Веня плохо держал повод,смутно понимая что с ним делать ,кроме как висеть на нём в случае падения.Камера!Начали!Кони рванули быстрее снарядов «Катюши».Наверное они подумали ,что это Олимпийские игры.Боярский сидел откинувшись назад,легко компенсируя толчки ,и без того гладкого галопа, Хасхана.Он поймал на скаку,сорванную порывом ветра, шляпу и вновь одел её на голову.Веня подпрыгивал над седлом и приземлялся,когда лошади под ним уже не было.Держался он только за повод, от чего его лошадь несла ,закусив удила.И вдруг на пути мушкетёров огромная яма. Миша мягко повернул, а Веня ещё крепче вцепился в повод,осадив коня на задние ноги и потеряв контакт с поводом.Конь рванул из под Вени, оставив его искать землю.Веня её нашёл.И слава Богу, живым и здоровым.Но скакать верхом больше не обещал.К счастью,крупные планы скачущих мушкетёров были отсняты чуть раньше.А на этой проскачке Веню не разглядеть.Можно было снимать и дублёра.
Засада гвардейцев на Портоса снималась первой .По моему замыслу гвардейцы кардинала убивают из мушкетов под Портосом лошадь, а он падает,но остаётся на ногах и отстреливается от толпы гвардейцев из пистолетов,разогнав их по кустам.Потом из кустов вылетают кувырком парочка гвардейцев,и Портос терзая кого то ,получает дубиной по голове.Но дубина ломается ,не причиняя ему вреда и Портос ударом глушит гвардейца.Сквозь сизый дым от выстрелов скачет очумевший гвардеец и Портос сбивает его вместе с конём бычьим ударом своей крепкой головы.Сев верхом на коня он бросается вслед за Д:Артаньяном.Стоп!Ещё дубль!
Падение Портоса снимаем полдня.Не получается остаться на ногах после подсечки.Оставляем дубль лежащего Портоса,которого двенадцать гвардейцев успели бы разорвать в клочья,пока он достаёт свои пистолеты.Когда начали снимать выстрелы,пистолеты не стали стрелять.Пришлось оставить дубль,где Портос распугивает гвардейцев не стреляющими,да и плохо различимыми пистолетами.Рисунок разлетающихся в стороны гвардейцев остался оправдан только свирепостью рыка Портоса.Пиротехник обиделся на не стреляющие пистолеты и не стал делать дым .Гена Макоев оглушил Портоса дубиной со второго дубля и получил свою зуботычину.Я ,вылетев из кустов прыгнул на телегу и получив удар от Портоса грохнулся о земь.Коля Павлюк выкатив на Исфане,завалил её ,как любимую девушку.Причём три раза.В первом дубле Портос забыл с какой стороны нужно садится на заваленную лошадь.Во втором,завал сделали по другому,но сев верхом тяжёлый Портос не дал Исфане встать.Работа эта лошадиная не для слабых ребят.Но они и оказались не слабые.Стоп! Снято!
Вторая засада на мушкетёров снималась в том же лесу.Ехать на съёмку около часа.По замыслу Хилькевича засада должна закончится победой Арамиса,возвавшем к силе молитвы и таким образом прочертить его линию аббата.Кроме того Игорь хорошо сидел в седле и смотрелся на коне очень изящно.Ещё придумывая сцену , я решил оставить его верхом , рубящем гвардейцев ,гарцуя галопом среди толпы. Репетиции Старыгин выдерживал блестяще. Рисунок сцены планировался мной из центра поляны,а Арамис галопирует вокруг камеры и рубит пеших и конных гвардейцев шпагой.Оператор Саша Полынников,большой оригинал, в день съёмки встал не с той ноги и решил камеру поставить сбоку от поляны и снимать всё одним кадром. Тут и крылась гибель замысла.Если я давал Саше совет как снимать,он делал всё наоборот.Даже если бы лошадь под Арамисом пошла галопом по кругу, видно бы ничего не было.Ближняя точка в двух метрах,дальняя в десяти.Но лошадь на съёмку привезли другую и она под Арамисом галопом не пошла.От гвардейцев ,размахивающих шпагами ,лошадь шарахалась как от чертей.К полной моей радости пиротехник привез только четырёхгранные рапиры,которыми мушкетёры не вооружались.Рубящие удары с коня делать ими не разумно.Только уколы.Не сразу я понял влияние рапириста В.Балона на выбор оружия в фильме.Так лучшая по рисунку сцена засады на Арамиса превратилась в серое месиво.Но каскадёры работали отлично.Особенно старались боксёры Женя Топоров и Костя Яковлев,получившие накануне от меня упрёк за трусость.Они не смогли по команде «начали» спрыгнуть с деревьев между, скачущих на лошадях ,мушкетёров. Зато скачка и фехтование Игоря Старыгина были выше всяких похвал.Управлять лошадью одной рукой и при этом рубиться шпагой - это занятие не для слабонервных.Стоп!Снято!
Съёмки во Львове закончились и группа переезжала в Одессу.Закончились "львиные" игрища,поиски четвёрки мушкетёров под предводительством Балона де Жюссака.Владимир Балон весьма симпатичный дядя,но актёр никакой, пытался компенсировать свою малозначимость в искусстве важной ролью в быту.Он занял позицию пахана,старшего по возрасту и знающего ,где хранится золотой ключик от ящика Пандоры.Актёры с удовольствием повелись на эту блесну и со всеми вопросами обращались к Балону.Он ,наконец то ,искупался в «Славе» провинциального метрдотеля.
В мои отъезды из Львова/ а я параллельно работал у Андрея Кончаловского на «Сибириаде» ,ставя трюки пожара на нефтяной вышке и дублируя Никиту Михалкова в горящем тракторе/ Балон с Хилькевичем сняли сцену фехтования Д:Артаньяна при сопровождении Бекингема и драки Д:Артаньяна в доме Бонасье с двумя сексотами кардинала.Лучше бы я этого не видел!
Приехав в Одессу Хил для разгона решил снять сцену поединка Д:Артаньяна с Де Жюссаком на берегу Ламанша в Грибовке/это 60 км. От Одессы/.Там крутой песчаный обрыв у моря и я подсказал ему хороший ход,чтобы закончить этот поединок.Финал всегда очень важен.Так вот фехтуя наверху обрыва, Балон де Жюссак ,опытный боец,должен оступиться и слетев с обрыва,запутаться в рыболовных сетях.Тут то Д:Артаньян у него и отберёт пропуск с подписью Ришелье,но оставит его в живых. По ошибке Миша спрыгнул с обрыва первый и запутался в сетях ,импровизируя сцену.Но он оказался в ситуации проигравшего и они долго выкручивали по камням его победу над лучшим фехтовальщиком Франции.Когда я увидел рабочий материал затянутой однообразной дуэли на рапирах,стало понятно куда из Львова исчезли обоюдоострые шпаги.
В павильонах одесской киностудии заканчивали строительство декораций таверны «Красная голубятня» и Таверны, в которой драться с гвардейцами должны были Атос и Д:Артаньян По замыслу перевес в драке двоих мушкетёров против дюжины гвардейцев должен был решить прыжок Атоса на лошади в окно таверны. Уступив свою лошадь Д:Артаньяну,Атос должен прикрыть его погоню своей шпагой.Толя задал плотникам необходимые размеры окна,чтобы он мог прыгнуть в декорацию на лошади и мы сосредоточились на репетициях драки в «Красной голубятне»,.Прямо на территории киностудии находился причал яхтклуба и можно было совершить морскую прогулку.Но мне было не до прогулок.
Драка в «Красной голубятне» была самой сложной по накалу,трюкам и раскрытию характеров мушкетёров.Именно здесь нужно было придумать скупое,даже ленивое фехтование прожжёного бойца Атоса,сметающего всё, как ураган ,Портоса,мастера изящного клинка Арамиса и неуёмного драчуна Д:Артаньяна.Балона в этой сцене не было даже в массовке.Он уехал в Москву.С Хилькевичем мы упросили художников построить «рушащиеся» перила лестницы,откуда могли падать гвардейцы и винную бочку,пробиваемую головами ненавистных гвардейцев под сокрушительными ударами Портоса пенопластовой скамейкой.Около недели Хилл снимал Марлезонский балет в театре , а мы репетировали сцену драки в «Красной голубятне».Наконец приехал Веня Смехов и можно было снимать драку.После выхода Атоса от Миледи и выстрела в бокал Д;Артаньяна Веня принимает бой на лестнице с двумя гвардейцами. Ему поможет Д:Артаньян ,но…немного позже.Во фронт на Портоса,Арамиса и Д:артаньяна нападают ,обнажив шпаги семеро гвардейцев.Арамис выбегает ,протыкая своей шпагой одного за другим,гвардейцев у очага с висящей тушой барана .По замыслу в неё вонзится шпага гвардейца,отбитая Арамисом.
.Мотор!Камера!Начали! Гвардейцы бросаются на Портоса и Д:Артаньяна в углу таверны. Портос парирует укол захватив руку гвардейца Кринского и швыряет его в курятник.Оттуда должны были вылететь двадцать кур и бегать и летать в пространстве таверны. Портос фехтует с гвардейцем и ..Д:Артаньян рядом/спина к спине/отражает уколы других, видит ,что Атос прижат к стене,прыгает на стол,и качнувшись на люстре,сделанной специально для этого прыжка,через весь зал летит на помощь Атосу.Удар ногой в живот и..гвардеец опрокинут через перила.Атос кивает другу и бросается в бой к очагу.Удар,защита,захват и Атос бросает гвардейца Серёжу Васильева в пламя очага. Потом он пробежит по залу с дымящейся задницей. Портос скамьёй бьёт сразу трёх гвардейцев/один из них в центре - я/ и заталкивает их в бочку с вином. Вино льётся рекой.После удара гардой гвардейца Ходюшина ,перевернувшись через стол, Д:Артаньян прячется за стойкой от летящего в него горшка. Арамис сбивает ударом шпаги по ногам ,гвардейца на столе и тот рухнул, как сноп, к ногам мушкетёров.Д:Артаньян и Арамис пожимают руки и .. снова в бой.Атос,отбив атаку накрывает буфетом троих гвардейцев и утоляет жажду из висящего кувшина.Д:Артаньян запрыгивает на спину гвардейцу Макоеву и рубит Осю шпагой,превращая драку в издёвку и балаган. Криво падает на стол Вова Жариков. Арамис уклоняется от укола,который угодил в баранью тушу и отвечает уколом шпаги. Потом делает паузу,мило провожая девушку и.. снова укол с выпадом.Арамис ,увидев Миледи бросается ей навстречу,но получив удар ногой в лицо,летит через перила на мягкий мат.Но и это не легко.Портос бросается к Миледи и..плучает удар в лицо горящей лампой. Д:Артаньян бежит за Миледи,а Портос прикрывает его от погони гвардейцев.Один летит через перила.Другой наносит укол,но Портос, уклоняясь в нишу,захватывает его руку и бросает вниз с балкона.Олег Федулов с грохотом приземляется на стол.Стоп!Снято!
Сроки моего контракта закончились.Да и основная работа в фильме сделана Потом мне рассказали как Балон чуть не убил рапирой Боярского на лестнице Лувра,как чуть не выкололи глаз Вени Смехову,но это была уже другая история..Я уехал на «Сибириаду» доснимать пожар на нефтяной вышке.Обнявшись с актёрами,каскадёрами и Хилом и получив свой гонорар я накрыл «поляну» Советским Шампанским.Один за всех,и все за одного!Мы ещё встретимся!Обязательно встретимся!






POST SCRIPTUM


Инга Поддубная /она же Катерина Романенкова/Интервью

ВЛАДИМИР БАЛОН: НА СЪЁМКАХ "ТРЁХ МУШКЕТЁРОВ" МЫ ДЕЛИЛИ ЖЕНЩИН ПОРОВНУ

Поговаривают, что съёмки фильма были под угрозой срыва ввиду аморального и антисоветского поведения съемочной группы. Что может быть лучше настоящей мужской дружбы: хлеба краюшку, и ту пополам… Именно такие отношения воспеты в знаменитом фильме “Д’Артаньян и три мушкетера”. Но даже рыцари прошлого так не “отрывались”, как актеры, увековечившие их образы на экране. Об этом мне поведал исполнитель роли де Жюсака, а так же постановщик всех трюков в культовом фильме группы. Это как же вас угораздило?
Съемки сначала проходили во Львове. Нас поселили в какую-то замшелую гостиницу, в номера без воды. И мы в знак протеста самопроизвольно вселились в апартаменты нашего режиссера Юры Хилькевича. Когда Хил вошел в свой номер “люкс”, сквозь сигаретный дым и перегарный чад он увидел наши тела, беспорядочно сгруженные на многочисленные кровати и диваны. В этот же день нас переселили в лучшую гостиницу “Ульяновская”, в которую селили только обкомовских шишек. Мы не знали, что стены гостиницы напичканы “жучками”, и на полную катушку оттягивались скабрезными анекдотами на тему “партия и правительство”. Мишка Боярский копировал Брежнева, раздавал всем звания и ордена – а кто его в то время не передразнивал? Короче, через некоторое время Хила вызывают в КГБ и показывают распечатки всех наших разговоров. Уж как ему удалось за нас оправдаться, знает только он.
- Я слышала, вы – профессиональный спортсмен, мастер спорта по фехтованию…
- Да, в общем-то, в кино я пришел, когда все свои чемпионские награды уже собрал. В 60-е годы я был очень популярен в Питере: стиляга, модник, и питерские газеты того времени пестрели фельетонами типа: “Мушкетер на скользкой дорожке…” В кино меня позвали именно как профессионального фехтовальщика. К тому моменту за мной уже тянулась дурная слава, будто бы я – затейник всех гадостей, пьянок и разврата. На самом деле это не так. Просто моя супруга в то время была первой солисткой ансамбля “Березка” и все время моталась по гастролям. У меня же дома собирались мужья ее подруг-коллег и “тихо” коротали время. Когда же “Березка” возвращалась, все “шишки” сыпались на меня. Традиция сохранилась и на “Мушкетерах”, тем более что из нашей компании я был самым старшим. Ко мне сразу приклеилась кличка Пахан. У нас у каждого были клички: Миша Боярский – самый молодой и здоровый - Лось, Валька Смирнитский – Варан, Игорь Старыгин – заработал прозвище Гюрза, я еще расскажу за что. А у Вени Смехова не было прозвища, потому что на съемки приезжал редко и страшно нам завидовал. Вообще он здорово устроился – приедет на пару-тройку дней, в нескольких сценах, над которыми мы трудились неделю, отснимется крупным планом и отваливает. А в результате – весь фильм его лицо на целый экран сияет.
Старыгин-Гюрза зажабил девчонку
- Значит, в ваших проделках он не участвовал
- Нас было четверо, и все у нас было поровну. Буквально на второй день после поселения в гостиницу, мы решили обмыть это событие. Приглядели мамзельку на кассе в магазине, этакую томную, с маникюром и взором зовущим, пригласили ее к себе в номер. Конечно же об этом тут же забыли, но в разгар нашего сабантуя она заявилась. Пару часов посидела с открытым ртом, послушала наши россказни и убежала. А еще через некоторое время на пороге появляется солидный грузин. Мы уже вдымину пьяные были и никак не могли понять, что ему от нас надо. Грузин вытащил из кармана связку ключей, протягивает нам и говорит: “Та дэвушка, которая у вас была, – моя любовница. Я директор магазина напротив. Вот вам ключи от винного склада - пользуйтесь, только прошу вас, оставьте ее в покое. Я ее лублу!” В знак согласия мы выпили. И скажу честно, мы старались не злоупотреблять подарком. Но это было время, когда после 19.00 достать спиртное было просто невозможно, а тут “Посольская”, “Лимонная…” Разве ж устоишь?! Конечно, мы записывали, сколько взяли бутылок, в надежде, что когда-нибудь расплатимся, но… скромные доходы советского артиста никак не успевали за нескромными запросами.
Мы с Мишкой Боярским жили в одном номере. Малюсенькая комнатка, где стоят две кровати, разделенные двумя тумбочками. Такая дислокация нас не могла устраивать, ибо мы жили под девизом мушкетеров “Один за всех, и все за одного”. То есть все девушки были нашими общими, а значит, две узкие кровати мы превращали в одну широкую. Наутро приходила уборщица, убирала следы ночной тусовки и расставляла мебель на места. А на следующее утро она видела прежнюю картину. Наверное, она решила, что мы гомосексуалисты… Кстати, с Боярским мы дружим и сейчас, дня не проходит, чтобы мы не созвонились. Как-то он мне сказал: “Слушай, как же жаль, что мы не педерасты! Не нужно нам никаких баб”. И в самом деле, настоящая мужская дружба зародилась между нами именно на съемках этого фильма.
- А как же любовь, ревность, наконец, пресловутое чувство собственности? Испокон веков мужчины дрались за право обладать понравившейся женщиной.
- Чувства собственности у нас никогда не было, любви-то и в помине не наблюдалось. Сегодня ты во Львове, завтра - в Одессе. Девочки были украшением походной жизни, антуражем, и не более. Да и недостатка в них не было. Представьте себе южный провинциальный город, обилие потрясающе красивых, загорелых, сексуальных девиц. А съемки проходят на улицах. И все это женское население только и ждет, чтобы мы моргнули, кивнули, слегка пальцем поманили. Все они на низком старте и в полной боевой готовности - только глазами поведи, и любая осчастливленная вырывается из толпы и сделает все, что ты пожелаешь. И вот, кстати, за что Старыгина Гюрзой прозвали. Мы с Мишкой сидели в компании смазливой девчонки, зашел Старыгин. У него был свой способ охмурежа дам: он доставал бумажник и… начинал показывать фотографии якобы своих многочисленных детей. Такая невероятная плодовитость действовала на девушек завораживающе. В тот раз он тоже достал свой “иконостас”, что-то поворковал нашей красавице и, раскланявшись, ушел. Через минуту, барышня тоже уходит. Я выхожу на балкон, чтобы сверху помахать подруге рукой, а ее нет и нет… Звоню к Игорьку, он отвечает, запыхавшись: “Я задремал, что-то голова разболелась”. Обманщик, “зажабил” девчонку, за что и получил прозвище Гюрза!
Растлители с водкой в багажнике
- Мне только не понятно, когда же вы кино снимали, если все время пили и гуляли?
- Мы были молоды, и здоровья хватало на все. Ведь и мушкетеры в свободное от войны время дрались, пьянствовали и развлекались с мамзелями. Больше всего наше поведение раздражало жену Хила Таню: она работала на картине помощником режиссера и каждое утро нас будила. То, что она видела, приоткрывая нашу дверь, было не для женских глаз – уж очень трудно было определить кому принадлежат многочисленные ноги, торчащие из-под одеяла. А чуть позже к автобусу, который отвозил нас на съемочную площадку, начинали подтягиваться фанатки … Они ездили за нами повсюду, прямо на траве разворачивали скатерть и выкладывали домашнюю стряпню, ну и бутылки с “Горилкой”… А главным нашим растлителем был начальник Львовского ГАИ. У него была невероятная тяга к искусству и чудо–“Волга”, в багажник которой была вмонтирована огромная канистра, непременно наполненная то водкой, то вином, то хорошим коньячком. Кстати, Львовская милиция снабжала нас регулярно порнографическими фильмами, конфискованными на польской границе.
Получается, что скакали верхом и размахивали шпагами вдребадан пьяные актеры?
- Когда включалась камера, ребята молниеносно приходили в себя. Однажды Мишка Боярский и Валька Смирнитский были доставлены на площадку в горизонтальном положении… прямиком из больницы – у Вальки с сердцем было плохо, а Мишка его сопровождал в “скорой”. Навалившись ему на грудь, всю дорогу взывал: “Ты только не умирай!” А тот его материл и просил не перекрывать кислород. Когда их привезли на площадку, я и представить не мог, как они на лошадей залезут. Но камера заработала, и оба в мгновение ока оказались в седле.
- Как они себе шеи не переломали?..
- Серьезных травм на съемках не было. Однажды ранили Мишу Боярского. Рошфор, которого играл Боря Клюев, был задуман, как человек, который никогда не вынимает шпаги из ножен. Поэтому его обучением я практически не занимался. Но в одной сцене Боря не выдержал и выхватил клинок. Сняли еще несколько дублей… Вдруг Миша куда-то исчез, все решили, что он опять где-нибудь поддает. Нашли его в туалете, он стоял над раковиной и сплевывал кровь. Когда сделали рентген, выяснили, что шпага проткнула небо и буквально сантиметр не дошла до мозга. И с такой раной Миша еще давал шефский концерт для моряков…
“Нас могли убить на съемках…”
- Я понимаю, что закладывать женщин не в правилах истинного рыцаря, но все-таки интересно, ваши партнерши по фильму составляли вам компанию в часы досуга?
- Звездные дамы – хлопотное дело, зачем напрягаться, когда само в руки плывет… Однажды Рита Терехова здорово над нами пошутила. Это уже было в Одессе. К Вальке приехала жена и сняла домик неподалеку. Как-то вечером мы пришли к ней в гости: все вчетвером и Рита. О чем-то говорили, пили чай… И вдруг Ритка, взглянув на развесистое дерево грецкого ореха, говорит: “Мужики, а вы знаете, как от зеленых орехов стоит?” Мы все хитро переглянулись. Утром я просыпаюсь и вижу у Мишки большой черный “пятак” на роже. Он открывает глаза и, глядя на меня, закатывается громким хохотом. Идем к Старыгину со Смирнитским – у них тоже физиономии перепачканы. Откуда же нам было знать, что сок незрелых грецких орехов очень трудно отмыть!..
- Представляю, всеобщую скорбь, когда съемки закончились!..
- Скорбь не скорбь, а когда съемочную группу перевели из Львова в Одессу, все наши девочки перекочевали туда. Причем, уезжая из обкомовской гостиницы, я открутил табличку с номером 314 и в одесской гостинице привернул ее на дверь. Поток девиц тянулся на эту табличку, как мыши за сыром. Но, честно говоря, съемки закончились очень вовремя, а иначе бы нас просто убили. Негодование мужей, женихов, братьев, отцов наших боевых подруг с каждым днем возрастало. Поэтому мы эвакуировались в Москву, не оставляя адресов. Но не тут-то было!. Приезжаем в “Останкино” на озвучивание картины, полчаса наши лица подвергают экспертизе и сверяют с фотографиями в паспортах. Когда же, наконец, мы добираемся до “Тон-студии”, мы видим там всех наших одесских и львовских подруг. Вот уж, любовь не знает преград!
- Сообщения о демографическом взрыве на юге нашей страны до вас доходили?
- Даже фотографии присылали, а мы сравнивали и спорили, на кого похож.
- На съемках “Мушкетеров, 20 лет спустя” удалось тряхнуть стариной?
- Мы такие же азартные и дружные были, но… съемки проходили в Таллине, чопорном и холодном городе. Это настроение передалось всему съемочному процессу, фильм получился не такой задорный. Здесь девочки уже не рвались к нам в окна и двери, девочек к нам приводили… Любой влиятельный господин считал за честь попариться с нами в баньке. Нам накрывали стол, приводили строй девиц, которые подобно вазонам с цветами украшали помещение парилки. Время пришло другое, и люди другие. Что уж говорить о нынешних молодых актерах и этих, русских мушкетерах…
- В смысле, о “Гардемаринах”?
- Да-да. Конечно, рвение всему научиться, быть лучше всех у нового поколения есть, и это похвально. Я обучал фехтованию Жигунова, так он готов был сутками тренироваться, только бы стать лучше меня. Из-за этого желания чуть не погиб. Во время съемок есть правило: никогда не отбивать удар шпаги вверх. А он это правило нарушил. Моя шпага скользнула и попала ему в глаз – клинок прошел чуть выше глазного яблока. Попади шпага миллиметром ниже – Жигунов остался бы без глаза, а сантиметром глубже – без мозгов… В этих съемках приятным было только то, что мы опять работали вместе с Боярским. Думаю, любой из нашей компании без раздумий согласился бы, позови сейчас Хил снимать еще какое-нибудь продолжение “Мушкетёров”.
Читайте также:
Клавдий, Яго и Баба-Яга
Вениамин Смехов: Несутся из двух театров в одну точку два шекспировских негодяя. В одну точку земного шара стремятся их мечты: во Львов, на съемку "Трех мушкетёров".

Дюма списал своего Дартаньяна с Боярского
По признанию Смехова, лучшим мушкетером был, вне всякого сомнения, Михаил Боярский. И хотя в работе были заняты не менее прославленные актеры, весь фильм держится, конечно, на нем.

Николай Ващилин: Про то ,что во время разврата и пьянок В.Балон успевал ещё и ставить трюки - Это не ошибка журналистки, а наглая ложь В.Балона. Опустился он до этой лжи после бандитского переворота 1991 года,встав под "крышу" Иншака /А.И.Иншакова ,ставшего в то же время под "крышей " Япончика ,президентом ассоцииации каскадёров России.

Мушкетёры в прокате 1979 года.
Трёх мушкетеров" не выпускали год из-за тяжбы авторов с постановщиком. Но единственную копию фильма с успехом возили по Домам кино - в Киев, в Одессу, в Ташкент. Я не мог там быть, но слышал от Хилькевича фантастические речи об убитой наповал публике, о невероятных бурях оваций. Не очень верил, но было приятно

№ 22 alvik77 (Москва) 19.11.2010 18:06
Замечательный артист, спортсмен и человек! Однако хотел бы исправить неточность: Владимир Балон никогда не был чемпионом мира по фехтованию, хотя и многого добился в этом виде спорта. Он был кандидатом в сборную СССР, чемпионом СССР среди юниоров по фехтованию на рапирах.
И, кстати, дата рождения Владимира Балона указана неверно, хотя именно такую приводят все источники в Интернете. Дело в том, что юниорский чемпионат СССР, в котором участвовали спортсмены в возрасте до 21 года, он выиграл в 1958 году, следовательно, не мог родиться раньше 1937 года.


© Copyright: Ник Ващилин, 2011
Свидетельство о публикации №21102031513


Видео интервью с режиссёром фильма Георгием Юнгвальд-Хилькевичем  http://rutube.ru/video/57e2036b98411949aa21469e3f757ebd/

Комментариев нет:

Отправить комментарий