четверг, 11 октября 2012 г.

Каскадёр Олег Василюк



С Олегом Василюком мы занимались борьбой самбо в одном спортзале у одного тренера Ивана Леонидовича Смирнова в ЛОС ДСО "ТРУД".Старший тренер А.С.Массарский уже стал "своим" на Ленфильме и часто привлекал к съёмкам самбистов /и детей в "Республику Шкид" и взрослых -Интервенция,Седьмой спутник,Король Лир/. В 1969 году А.Массарский перешёл из Труда в Зенит,почти в се ребята остались в Труде с Л.И.Усвяцовым,а мы с Олегом перешли за Массарским в Зенит.Съёмки были для нас финансовым подспорьем и мы с удовольствием откликались на приглашения А.массарского,стараясь освободиться на дни съёмок от основной работы.Но вскоре мы поняли,что А.массарский мало что понимает в опасности выполняемых трюков и стали продумывать всё самостоятельно.В 1972 году,после участия во всемирном конгрессе по сценическому движению в Венеции,Григорий Михайлович Козинцев посоветовал мне серьёзно заняться этой профессией каскадёра.Я оставил профессию инженера ЛИАПа и поступил в аспирантуру и ЛГИТМиК преподавателем профессионально-прикладной физической подготовке.В Пушкине, по воскресениям энтузиасты трюкового искусства собирались по моей просьбе на специализированные тренировки.В этой группу входил Олег Василюк,Владимир Багиров,Владимир Шаварин,Юрий Верёвкин,Леонид Орешкин,Анатолий Ходюшин.Позже в 1974 году туда подключились Александр Филатов,Владимир Хиенкин,Игорь Лонский,Николай Сысоев.Спортсмены А.Массарского,которые оставались тренироваться у него,стали проигрывать нам в подготовкек трюковым съёмкам.А.Массарский переключил своё внимание на нашу группу и даже начал себя позиционировать ,как её организатор.Но на фильме "Стрелы Робин Гуда" эта непонятка закончилась по инициативе Олега Василюка и мы разошлись на самостоятельные группы.



https://www.youtube.com/edit?o=U&video_id=3ym0I9YBYvg
На съёмках "Легенда о Тиле",где старшим был А.Массарский ,но трюки мы придумывали самостоятельно,в его отсутствие на основной работе. 1973.Юрмала.

Олег Василюк выполняет прыжок с крыши идущего вагона в фильме "Комендантский час" Наталии Трощенко и моей постановке трюков.Прыгал он в параллоновые маты,закомуфлированные в песке.1981.Даугавпилс.
Олег Василюк и николай Ващилин на съёмках "Король Лир" Григория Козинцева в Нарве.1969




Пришлось мне удивиться,когда Олег Василюк,после стольких лет совместной работы,в том числе сопостановки трюков на "Красных колоколах",при том ,что именно я придумал трюк с поднятием красного флага на шпиле Петропавловки и привлечения новенького консультанта по трюкам М.М.Боброва к этому эпизоду,вдруг не произносит мою фамилию в интервью,будто и нет меня.Это уже видимо после 1982 года,когда мы отработали вместе на "Острове сокровищ" и на меня пришла анонимка,закрывшая мне выезд на стажировку во Францию.И вот с тех пор мы с ним не работали вместе.Он стал самостоятельным.И не помнящим родства.















 Вот ещё пример внезапной амнезии.Как и Олега Василюка, у Александра Массарского ,за которого я боролся на соревнованиях 15 лет,который присвоил себе мою работу по подготовке первых универсальных каскадёров в своей студии при ЛГИТМиКе/тренировки проводились в залах ЛГИТМиКа,в конно-спортивной школе в Пушкине и..вдруг ни одного упоминания моей фамилии.Нет меня.А между тем меня приглашают для постаноки трюков Сергей Бондарчук на "Красные колокола",Анрон Кончаловский на "Сибириаду",Георгий Юнгвальд-Хилькевич на "Д*Артаньян и три мушкетёра",Никита Михалков на "Обломова",Владимир Воробьёв на "Остров сокровищ" и т.д. и т.п.Именно в 1983-1984 году я на студии ЛЕНФИЛЬМ правлю бал, поставил вместо М,М,Боброва своего приятеля Юру Веревкина,открыл школу каскадёров и отобрал туда для двхгодичной подготовки из 300 спортсменов  30 лучших /в их числе А.Баранов,С.Головкин,В.Орлов,Ю.Ковач,А.Ковалёв/.Со мной работают мои ученики В.Севастьянихин и В.Бурлачко. Вот такие вот  чудеса происходят в голове у людей,которые ударяются её о твёрдые предметы.Берегите себя!



Про Олега Василюка,после того как  он раскрыл приписки А.Массарского на "Стрелах Робин Гуда",Николая Ващилина,начавшего самостоятельную работу в кино, в своих статьях А.Массарский давно не вспоминает.Они посягнули на его монополию в кино и стали конкурентами.Причём настоящими профессионалами своего дела,а не бригадирами спортивной массовки,выдающими себя безграмотным людям за мага и волшебника ,вроде Анатолия Кашпировского.


Пост скриптум. Выступления в прессе Каскадёра,изобретателя и супермена А.С.Массарского начались в 1973 году с того,что он ,не моргнув честными ,нравственными глазами,приписал себе мою работу по подготовке каскадёров в студии при ЛГИТМиКе,проходившую в залах института и в конно-спортивных школах Сестрорецка и Пушкина.Я тогда оставил свою работу инженера в ЛИАПе,поступил в аспирантуру ЛНИИФК,и работал по совместительству в ЛГИТМиКе по трюковой подготовке актёров.Много раз А.Массарский объяснял ребятам,желавшем поступить в школу каскадёров и писавшем ему письма в ответ на лживые,рекламные публикации о том,что он воспитывает каскадёров,что никакой школы,а тем более общежития в СССР и в Ленинграде нет.Тем не менее я уже 10 лет как преподавал трюковую поготовку в ЛГИТМиКе,а А.Массарский с коллегами писали клеветнические письма в ОК КПСС ,где их курировал его друг Полысаев,о том ,что я антисоветчик и бандит,чтобы меня не выпустили на стажировку к французским каскадёрам в Париж в 1982 году.И это при том,что я выступал на соревнованиях за общество ТРУД и Зенит,где он работал старшим тренером.Рекламируя себя .как изобретателя,размахивая "баней в чемодане", А.С.Массарский ,тем не менее,не изобрел ни единого приспособления для трюковых съёмок в кино /падали самбисты в ДАУРИИ на каменный пол,Петрухе в "Белом солнце пустыни" он подложил под гимнастёрку кусок доски,который раскололся от штыкового удара Абдуллы,а другу Д.Шулькину сжёг руки в "Деснте на Оринге", как и мне и Олегу Василюку  в "Блокаде".И вот двадцать ,а потом и тридцать лет пустые разговоры о том,что нужна профессия каскадёра,школы для подготовки и пррр.Но при этом все ищут уникального А.Массарского.Теперь в Германии.




Вот итог всей этой мышиной возни. Интервью с Ником паулом,постановщиком трюков в фильме В.Бортко "Тарас Бульба".

У каждой медали есть оборотная сторона. И далеко не все голливудцы остались в восторге от работы с нашими ребятами-каскадерами. К примеру, знаменитый постановщик боев Ник Пауэлл («Самурай», «Храброе сердце»), которого пригласили сделать батальную картину в «Тарасе Бульбе», поведал нам следующее: «Я работал в 21 стране мира. Но нигде мне не было так тяжело, как в России и Украине. Здесь люди просто не ценят время. Не понимают, что значит выполнять свои обязательства в срок и точно! Здесь то взрывы не гремят, а если и гремят, то не там. То каскадер не может понять, чего я от него добиваюсь, то нужных людей нет на месте — потому что они изволили вчера перепить и теперь им нехорошо». Все это довело неподготовленного к нашим реалиям Пауэлла к нервному срыву, когда в один из дней он просто плюнул на все и уехал восвояси.
Известный каскадер Филимон Иордаки (не единожды дублировавший и Тома Круза, и Микки Рурка с Кевином Костнером) оценил наших трюкачей, что называется, с прохладцей: «Им не хватает размаха и фантазии. И банальной практики. А где, спрашивается, брать им эту практику? Масштабных съемок никаких не ведется же». БОРТКО РАЗРУГАЛСЯ С ПОСТАНОВЩИКОМ ПАУЭЛЛОМ 








Самбист-дзюдоист Михаил Семененко: «Раньше девушки любили сильных»

Воспоминания самого музыкального самбиста
10.04.2017 в 13:58, просмотров: 2740
Михаил Семененко — возможно, единственный в своем роде самбист-дзюдоист. Поющий! Мастер спорта по этим двум видам борьбы, чемпион Ленинграда, призер чемпионатов страны — он еще и известный питерский бард, который и в свои почти 70 лет профессионально выступает на сцене.
Самбист-дзюдоист Михаил Семененко: «Раньше девушки любили сильных»
Фото: Замир Усманов
Кроме того, Семененко входил в каскадерскую группу знаменитого Александра Массарского, работавшую на многих советских фильмах. Неудивительно, что, когда Петербург боролся за право проведения Олимпиады-2000, именно ему заказали написать олимпийский гимн. Семененко его сочинил, но Олимпиаду нам не дали. Зато другая его придумка, новый вид спорта бадфайт — смесь карате с бадминтоном (в нем соперники лупят руками и ногами по летящему через сетку волану) — вполне успешно реализуется.
Тренер высшей категории Михаил Семененко работает в СПбГУ уже 45 лет, долго возглавлял отделение борьбы на кафедре физкультуры. И, конечно, помнит студента-борца Володю Путина. Более того, своим наметанным глазом Семененко постоянно замечает, как президент Путин в своей политике руководствуется принципами и приемами дзюдо.
Нет ли лишнего билетика на самбо?
Михаил Семененко пришел в борьбу в 1962 году. Дзюдо еще не было. Только самбо. И интерес к нему в стране был огромный. Чтобы попасть на чемпионат города на Зимний стадион, лишний билет спрашивали. Все мальчишки тогда хотели быть сильными. Это еще было связано и с подростковыми войнами. Например, Михаил жил в военно-морском городке в Песочном, где выходили биться квартал на квартал. Но дрались благородно: заточки никто с собой не брал, если кому-то разбили нос — он выходил из драки. А на следующий день после нее уже в футбол друг против друга играли.
— Раньше и девочки были другие. Сегодня они любят умных мальчиков, а тогда любили сильных. Так что хотелось быть сильным. А я еще маленький — рост 162. Поэтому пошел в самбо в 14 лет (это считалось очень рано — обычно брали с 16!). Попал к Александру Массарскому, который потом спустя годы станет знаменит и как тренер, и как создатель советской каскадерской школы. Тогда он был главным инженером на Ленинградском металлическом заводе и одновременно взялся вести 2–3 группы самбистов.
— Сам Массарский имел только 2-й разряд. Но педагог был хороший, умел разбудить что-то в человеке. Наше спортивное общество называлось «Зенит», главным противником у нас было «Динамо», но там делали упор на силу, а Массарский — на гибкость и ловкость. Он нас заставлял думать. Например, велел вести дневники — своеобразные досье на всех соперников, с которыми боролись, заносить туда их слабые и сильные стороны. Динамовцы, конечно, были грозными самбистами, но «Зенит» Массарского никогда им не уступал. И не случайно в нашей группе из 20 человек 15 стали мастерами спорта. И еще Массарский ненавязчиво прививал подопечным философию — культ доброты и клубной спортивной спайки.
В этой группе вместе с Семененко занимался и Анатолий Рахлин, будущий тренер Путина. Так что Массарский через него повлиял и на манеру борьбы, а возможно, и на жизненные установки будущего президента. Но об этом чуть позже...
Хулиганы с гитарами
А у Михаила Семененко в те годы, помимо самбо, была еще одна страсть — песня. Он даже на соревнования всегда ездил с гитарой. Бардовская песня вошла в его жизнь в 15 лет — вместе с борьбой. «Пить, курить и говорить я начал одновременно», — шутит Михаил Алексеевич.
— Тогда были в моде правильные песни советских композиторов. Было и то, что сейчас называют шансоном. И я, как и все пацаны, пел в подворотне эти уличные, приблатненные песни на три аккорда: «Жил в Одессе славный паренек. Ездил он в Херсон за голубями. И вдали мелькал его челнок с белыми большими парусами». И вдруг как гром среди ясного неба для меня прозвучал тихий голос Окуджавы. А сначала одноклассник напел его песню: «Во дворе, где каждый вечер все играла радиола, и пары танцевали, пыля, все ребята уважали очень Леньку Королева и присвоили ему званье короля...».
Авторская песня вспыхнула, как костер. Умные нестандартные слова. Они сразу забирали слушателя. Сначала был Окуджава, потом в 1965 году в Ленинграде в кафе «Восток» на первом этаже ДК Пищевиков вечерами стали собираться Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Александр Генкин, Борис Полоскин. Попеть, поиграть на гитаре. Народ ломился на них. Так возник клуб авторской песни «Восток». Потом появился Высоцкий.
— Я забросил блатняк и самозабвенно стал петь эти новые песни, — рассказывает Михаил Семененко. — Даже пробовал вступить в клуб «Меридиан». Но меня не взяли. Мы с лучшим другом Владимиром Кюллененом (знаменитый самбист, чемпион мира. Владимир Путин гордился, что боролся с ним, хотя и проиграл. — Ред.) спели песню Высоцкого: «Выучи, вызубри, не забывай и повторяй, как заклинание. Не потеряй веры в тумане, да и себя не потеряй». Спели громко в два голоса. А в «Меридиане» был культ Дольского — тихих, мелодичных песен. Нам на прослушивании сказали: «Хватит хулиганить! Слишком громко поете. Еще цыганщину нам тут устройте». Мы обиделись.
И с тех пор Семененко в клубы больше не ходил (вступил в клуб «Восток» всего 10 лет назад). Но петь продолжал. И бардовское творчество, оказало прямое влияние на его судьбу. Тогда оно были тесно завязано на геологов и туристов. Эти песни были очень популярны, но считались полуподпольными и не имели выхода на концертные площадки — им самое место было в лесу у костра. Неудивительно, что и сами барды воспевали, романтизировали такой походный образ жизни и творчества. Так что Семененко совершенно логично расстался с кораблестроительным институтом, где в то время учился, и перевелся на геологический факультет университета — его, как и многих, тогда потянуло «за туманом и за запахом тайги».
Драться было весело
Интересная жизнь началась и в секции Массарского. Свою борцовскую группу тот превратил в каскадерскую.
— Мы вечно участвовали в киношных драках. «Объяснение в любви», «Интервенция», «Виринея», «Республика ШКИД» — всего у меня 12 фильмов. Нас гримировали. Массарский всех расставлял. Давал свисток — и понеслась… В фильме «Белый флюгер» я дублировал мальчишку-беспризорника, которого вытолкнули из поезда и он летел под косогор. Были реальные косогор и поезд. Правда, скорость небольшая — километров 30 в час. Потом уже в фильме посмотрел сцену своего падения и сам себе не понравился: уж больно красиво падал, сгруппировался — переиграл.
А в «Республике ШКИД» в сцене драки в столовой Михаила скидывали за какую-то веревку с деревянных козел. И он падал с трехметровой высоты. Сначала на маты, потом и их убрали. Чем сильнее падал, тем больше нравилось режиссеру. И так пять раз. Массарский говорил: «Если хорошего самбиста выбросить с 3-го этажа, ему ничего не будет». И, по словам Семененко, это правда.
— Мы были еще пацаны, — вспоминает он. — Все делали лихо. Нам было весело и не трудно. И, например, даже когда съемка драки заканчивалась, мы еще минут пять не могли остановиться — мутузили друг друга. Потому что кто-то кого-то в драке уже обидел, за кем-то погнался. В «Виринее» одному из парней в потасовке на голову надели кастрюлю. У него из носа пошла кровь. Он разозлился. Массарский свистит, а драка продолжается...
А в «Объяснении в любви» каскадеры должны были бежать как бы по минному полю — взрывы вокруг.
— Мы пробежали, нас отсняли, а следом — массовка. И все, что взлетело в воздух от взрывов во время нашего пробега, на них упало. Мы чистые, а они грязные как черти. Массовка бастует — мол, каскадерам платят больше, а настоящие каскадеры — мы. Об одном только жалею. Все наши снимались в «Белом солнце пустыни», а я не поехал с ними — поступал в тот год в институт.
Хитрюга Аркаша Ротенберг
Путин на пять лет младше Семененко. Но они иногда вместе выступали за одну команду — Ленинградского университета, где Михаил уже работал, а Владимир учился.
Когда дзюдо в СССР только начиналось, Семененко и другие ребята из группы Массарского уже были кандидатами в мастера по самбо. Кто-то из них тогда перешел в дзюдо, кто-то совмещал эти два вида борьбы. Разница между ними раньше была небольшая.
— Путин тренировался у Рахлина в секции завода ВТУЗ. Он хороший борец. Ловкий, техничный. Мастера спорта не на халяву получил. Я с Путиным не боролся. А вот против его друга Аркаши Ротенберга, который за СКА выступал, пришлось выходить. Он очень хитрый. Оригинально неожиданно действовал. Обычно ты сначала выполняешь руками захват и потом начинаешь бороться, а он даже без ручного захвата ногами делал зацепы — так оплетет тебе ногу, что не устоишь.
Чем труднее жизнь, тем больше бардов
Семененко работает в университете уже 45 лет. Он все-таки стал бардом. В свои почти 70 лет (исполнится 31 октября) выступает с концертами — поет Окуджаву, Вертинского и свои песни — они у него в основном о спорте.
С 60-х годов многое изменилось — и в музыке, и в дзюдо. Бардовской песни сегодня не слышно и не видно. Кажется, что ее больше нет. Но это не так.
— С ней ничего не случилось. Вы, возможно, будете удивлены, но, наоборот, сейчас пик авторской песни, — говорит Михаил Семененко. — Она всегда была на подъеме в трудные времена. В одном только Петербурге сегодня 22 клуба — в каждом не меньше 100 человек. Никогда столько не было — мы живем клубной жизнью, из одного клуба в другой кочуем. В среднем в Питере ежедневно проводится 5 бардовских концертов! Просто этой песни нет в телевизоре и на радио. Она всегда была немножко элитной. Негромкая музыка для неглупых людей. Может, поэтому еще ее сегодня не пускают на ТВ. Бардовская песня ушла в Интернет. Правда, теперь она стала другой — в ней больше музыки, но меньше философского смысла. Приходят в клубы авторской песни и люди из рок-культуры. Но у нас с ними не получается — они пока 12 аккордов не сыграют, слова не споют. Или споют два-три слова и повторят их десять раз.
В отличие от современных бардов Семененко до сих пор играет на семиструнной гитаре. Словно в память об авторской песне 60-х так и не перестроился на шестиструнку.
Борьба тоже меняется. Как и отношение к ней. Лишний билетик на соревнования уже не спрашивают.
— В последнее время в дзюдо почему-то стало много искусственных ограничений, например, отменили захваты за ноги. Ни так ни сяк соперника не возьми. Один может все время атаковать и из-за этого проигрывать. А другой — ходить, ничего не делать и выиграть. В самбо такое не прокатит. Там по-прежнему можно все. Оно сегодня даже больше может дать в плане самообороны. Правда, многие юноши выбирают не классическое самбо, а спортивно-боевое, где разрешены удары руками и ногами. Думают, они суперменами станут. Но этот вид борьбы — суррогат. И в итоге те, кто боевым самбо занимается, ни бросать, ни бить не умеют. Зато они жестокие — потому что там разрешено бить коленом, бить лежачего. А я это не люблю.


Комментариев нет:

Отправить комментарий