воскресенье, 20 мая 2012 г.

Рождение голливудского кинозрелища


Рождение голливудского кинозрелища

Рождение голливудского кинозрелища



Рождение голливудского кинозрелища. .Обзор иностранной литературы от Николая Ващилина


Редакция Николая Ващилина.






По материалам статей Френка Кларка, Дюпре Джонса.Журналы Нью-Йорк /1966/,Америкэн синематографер /1975/,Лайф /1974/.


Создание кинофильма — процесс не только творческий, но и в какой-то мере технологический. Особенно это от¬носится к так называемым «сверхбое-викам» — зрелищным фильмам, очень дорогостоящим, рассчитанным на вку¬сы массового зрителя. Студии рекла-мируют их как выставку технических достижений кино. Производство тако¬го фильма связано с колоссальными организационными усилиями, с затра¬той миллионов долларов и с участием тысяч людей. Его успех оценивается скорее кассовыми сборами, чем отзы¬вами критики.
Примером такой кинопродукции яв¬ляется выпущенный недавно фильм «Вздымающийся ад», интересная — и характерная — лента, в которой старые традиции Голливуда сочетаются с но¬выми веяниями. Если проследить все фазы создания фильма, можно полу¬чить представление о том, как старый Голливуд сливается с новым.
«Вздымающийся ад» — это история о монументальном достижении техни¬ки, которое из-за человеческой под-верженности ошибкам и моральному разложению оборачивается леденя¬щей кровь катастрофой. Гибнет высо¬чайший в мире небоскреб — 138-этаж¬ное сооружение из стали и стекла, которому надлежало украсить сказоч¬ный силуэт Сан-Франциско. Открытие нового здания сопровождается пыш¬ной церемонией с участием государ¬ственных и общественных деятелей, разного рода знаменитостей и лиц, причастных к сооружению гиганта.
В начале празднества ошибка в электрической схеме приводит к по¬жару на 81-м этаже — как раз когда высокие гости собрались в роскошной галерее на крыше здания. Кинозрите¬ли видят, как вспыхивает пожар, но гости узнают о нем слишком поздно. Зрителю также известно, что пожар возник из-за недоброкачественной проводки, в чем повинен зять строи¬теля здания, молодой человек, гото¬вый ради наживы на все.
Это служит как бы вступлением к фильму. Но вот пожар обнаружен, и пожарные тщетно стараются с ним справиться. Здесь сюжет фильма на¬чинает служить своему основному на¬значению: нагнетанию напряженности и созданию потрясающего зрелища.
Разбушевавшийся огонь не подда¬ется контролю — это показано с жут¬кой правдоподобностью. Языки пла¬мени рвутся все выше и выше, они становятся реальной угрозой для тех, кто собрался на крыше небоскреба. Все пути к отступлению отрезаны, и жизнь людей зависит теперь от на¬чальника пожарной команды и изо-бретательности главного строителя здания. Большая часть фильма сво¬дится к единственному вопросу: удаст¬ся ли кому-нибудь спастись, и если удастся, то кому?
Тематика «Вздымающегося ада» — смерть, разрушение и человеческие слабости — может, по существу, по¬казаться слишком уж мрачной, чтобы картина могла нравиться широкой публике. Но стихийные бедствия и грандиозные катастрофы, служившие основной и наиболее популярной темой голливудской кинопродукции по крайней мере со времен Д. У. Гриффита и Сесиля Б. Де Милля, привлекают и сегодня небывалое число зрителей.
Последний цикл кинодрам о стихийных бедствиях и катастрофах начался в 1970 году выпуском фильма «Аэропорт» о терпящем аварию реактивном пассажирском самолете, но своего апогея он достиг в 1972 году когда на экран вышли «Злоключения Посейдона». Сюжет фильма заключа¬ется а следующем: в перевернувшемся килем вверх корабле чудом oставшаяся в живых небольшая группа пас¬сажиров с невероятным трудом и ри¬ском для жизни пробирается к корме погружающегося в пучину судна — это единственный путь к спасению. Фильм этот (в какой-то мере неожиданно) оказался настоящим боевиком. Его ус¬пех очевидно объясняется эффект¬ной трюковой съемкой и непреодолимым, по-видимому, желанием зрите¬лей увидеть своих любимых кинозвезд в отчаянной схватке со стихией.
Голливуд, никогда не брезговавший подражанием, стал и на сей раз один за другим выпускать приключенческие фильмы о великих и малых бедствиях. Так. в числе многих других кинодрам, вышли «Землетрясение» (при показе этой ленты в зрительном зале начи¬нают дрожать кресла): «Беспощадная сила» (своеобразная пародия на фильмы о бедствиях); «Аэропорт-75» (в котором стюардессе приходится вести терпящий аварию самолет на по¬садку) и «Гинденбург» (о гибели немецкого дирижабля). В этом нескончаемом потоке мело¬драм и апокалиптических трагедий особое внимание голливудских финансистов обратил на себя продюсер Эр вин Аллен. Уже несколько лет Аллен был известен в кинопромышленности как сценарист и продюсер низкокаче¬ственных фантастических и зрелищ¬ных фильмов, отличавшийся большим мастерством в использовании трюко¬вой съемки. Такие его ленты, как «Путешествие на дно океана» и Пять недель на воздушном шаре», не привлекли, однако, большого внимания публики и были скоро преданы забвению. Но когда он перешел на телевидение и создал такие серийные про граммы для детей, как «Затерянные в космосе» и «Долина великанов», всем показалось, что Аллен, наконец, на¬шел свое, хотя и не слишком видное место в мире фильмов.
Когда же на большой экран вышел принесший баснословные сборы фильм «Злоключения Посейдона», — за Алленом мгновенно утвердилась репутация коммерческого гения и мастера трюковой съемки. Голливудские финансисты не только начали отпускать средства на подобные фильмы, но и стали наперебой предлагать Аллену деньги на постановку следующей картины. Но какой и о чем?
Тут Аллен решил, и, быть может, вполне разумно, вновь использовать «удачную» тематику, внеся, однако, в сюжет достаточно изменений, чтобы зритель не заметил повторения. Если публика готова платить за удовольст¬вие видеть своих кумиров, мечущихся в гибнущем корабле, рассудил он, то она столь же охотно будет платить деньги и за возможность увидеть их в пылающем небоскребе.
Как раз в это время появилось два романа о пожаре в высотных зданиях: «Башня»» Ричарда Мартина Стерна и «Стеклянный ад» Фрэнка Робинсона и Тома Скортии. Любое из этих доволь¬но посредственных произведений мо¬гло бы послужить основой для заду¬манного Алленом фильма. Трудность заключалась в том. что права на экра-низацию этих романов принадлежали двум конкурентным киностудиям — «XX век — Фокс» (с которой сотрудни-чал Аллен) и «Уорнер брозерс», — готовым по старому и весьма неразумному обычаю Голливуда затеять между собой гонки, чтобы первыми заполучить зрителя.
Аллен предложил остроумное реше¬ние: поскольку обе книги не отлича¬лись большими литературными достоинствами. а сюжеты их должны были послужить лишь основой для эффектного зрелища, то не разумнее ли было бы объединить ресурсы обеих сту¬дий и использовать оба романа для создания единого фильма в постанов¬ке Эрвина Аллена? Как ни странно, но обе студии с Алленом согласились.
О
бъединение двух крупных студий в целях съемки этого фильма обуславливалось поразительным сходством ро-манов, — говорит Аллен. — И в том и в другом описывался вызванный необычайно схожими обстоятельствами и пожар в небоскребе. Всем нам казалось просто глупым вступать в борьбу из-за двух весьма похожих друг на друга сюжетов. Мы решили сплочен ными усилиями создать на базе обоих романов фильм и поровну поделить расходы и доходы. Решение это было весьма разумным, и я уверен, что в будущем многие фильмы будут выпу¬скаться в результате подобного сотрудничества крупных киностудий».
Было бы, однако, ошибочным считать фильм «Вздымающийся ад» пер вой подобной попыткой сотрудничества. В 1939 году две большие кино студии — «Слезник компани» и «Meтро-Голдуин-Майер» — совместно вы пустили кинодраму «Развеяно ветром», считавшуюся до самого по¬следнего времени рекордной с коммерческой точки зрения. Но Аллен вероятно прав, предсказывая, что такое сотрудничество в дальнейшем будет повторяться. Кинематографическая промышленность в настоящее время процветает. И тем не менее, ни одна киностудия не рискнет вложить сегодня 14 миллионов долларов (а столько потребовалось для «Вздымающегося ада») в производство одного фильма. Кроме того, * Вздымающийся ад оказался весьма доходной лентой, а удача всегда вызывает в Голливуде1 стремление к подражанию
Устранив главное препятствие. Аллен принялся искать сценариста, спо собного включить основные элементы обеих книг в общую сюжетную схему не упуская при этом из виду главную приманку для зрителя: пышность по становки и притягательную силу попу лярных кинозвезд. Такого человека он нашел в лице Стерлинга Силлифанта, неутомимого мастера своего дела, вот уже 20 лет работающего сценаристом. В частности ему принадлежит и сценарий «Злоключений Посейдона». Было ясно, что «Вздымающемуся аду» надлежало стать своего рода «вертикальным» перевоплоще¬нием предыдущего фильма. Силлифант написал требуемый сценарий приняв во внимание все важнейшие указания Аллена.
Аллен и Силлифант придерживались простого правила: хочешь доходов — не жалей денег. Сюжет, действующие лица — все это имело второстепенное значе¬ние, служило лишь фоном. Главным была та волшебная сила, с помощью которой Аллен и его сотрудники наме¬ревались поразить и пленить широкие массы зрителей.
«Сценарий «Вздымающегося ада» насчитывал 140 страниц и 14 ролей для звезд, — говорит Силлифант. — Если бы мы уделили каждому действующему лицу в фильме минут по пять, то уж одно это заняло бы добрую половину всего имеющегося в нашем распоряжении времени. Это ведь не «Лакомб, Люсьен», интерес¬ный и волнующий французский фильм Луи Малля. где вы в течение двух ча¬сов сосредоточиваете внимание на не-скольких главных героях. Персонажи в «фильмах катастроф* должны сра¬зу бросаться в глаза. Их образы дол¬жны быть созданы смелыми, крупны* J , ми мазками».
В дополнение к «смелым, крупным мазкам» применяется еще и другой испытанный метод для создания лег- < ко запоминающихся образов: пору¬чать роли хорошо знакомым публике i актерам. И Аллен воспользовался этим, значительно тем самым увеличив расходы. Роль подавленного пожаром строителя небоскреба исполняет Уилльям Холден, талантливый опытный актер, наделенный большим шармом. Дженифер Джонс — как и Холден лауреат премии Академии киноискусства — играет одну из вызывающих особую симпатию жертв пожара. Ее партнером в этом фильме выступает Фред Астер, знаменитый танцор, исполняющий роль симпатич-ного жулика.
Две главные роли были поручены самым популярным кинозвездам Гол¬ливуда: Полю Ньюману и Стиву Мак-куину. Оба они занимают в Голливуде столь высокое положение, что перед началом съемки долго не могли ре-шить, кто из них будет исполнять ка¬кую роль и в каком порядке следует подавать их имена в титрах. (В конеч¬ном итоге Маккуин получил роль на¬чальника пожарной команды, а Нью¬ман — архитектора горящего здания. Вопрос о порядке имен в титрах был разрешен хитроумнейшей их расстановкой таким образом, что имя Нью¬мана оказалось на первом месте по вертикали, а Маккуина — на первом месте по горизонтали.)
Однако, как подчеркивает Силли¬фант, глубокое раскрытие образов отнюдь не является главной задачей фильма. Задача актеров также не огра¬ничивалась лишь тем, чтобы только появиться на экране и привлечь зрителей. В первую очередь они должны были обыграть создавшуюся ситуацию — по¬пав в огненную ловушку вести себя спокойно и бесстрашно или в полном смятении и панике. Создатели филь¬ма весьма своеобразно используют популярность кинозвезд: подвергая их смертельной опасности, они застав¬ляют зрителя глубже и более эмоцио¬нально прочувствовать всю безвыход¬ность положения и лишь гадать, кому удастся спастись.
Главная роль в кинодраме Аллена предоставляется огню, причем акте¬ры в данном случае выполняют функ¬цию необходимого «живого реквизи¬та». Их жалкое положение лишь силь¬нее подчеркивает беспощадность бу¬шующего пламени. В целях представ¬ления более убедительной и впечат¬ляющей картины пожара, Аллену не¬обходимо было подобрать многочи¬сленный штат опытных технических помощников. Следуя испытанному правилу. Аллен привлек чуть ли не весь технический персонал, работав¬ший с ним на съемках «Злоключений Посейдона», в том числе кинодекора¬тора, художника кинофильма, руково¬дителя съемки, специалистов по трю¬ковой съемке и т. п. Обязанности ре¬жиссера по диалогу Аллен поручил L англичанину Джону Гиллермину, зна¬комому с фильмами такого жанра по съемкам кинодрамы «Похищенный в I воздухе».
Важнейшими сотрудниками Аллена I в работе над фильмом были А. Д. Фла¬уэрс, разработавший технику поразив^ ших публику механических трюков, и I Л. Б. Абботт, специалист по трюковой киносъемке. О трудностях их работы можно судить по съемке того эпизо¬да. когда в последней и отчаянной по пытке потушить пожар взрывают рас- 1 положенные на крыше здания водяные цистерны. Флауэрс и Абботт ма¬стерски справились с задачей.
«Мы вылили на сцену около трех с в половиной миллионов литров воды. ~ я рассказывает Флауэрс. — Построить декорацию нужно было на сваях, чтобы вода могла стекать вниз, а поскольку зал должен был быть очень высоким (он окружен циклорамой, открывающей перед гостями панораму Сан Франциско), нам пришлось разобрать часть потолка звукового киносъемочного павильона, чтобы разместить наверху цистерны. На подготовку к съемке у нас ушло четыре не¬дели. Задача была весьма опасной: ведь в огромном помещении собралось около 60 каскадеров. Пламя должно было вырваться в точно ука¬занных местах, а нам нужно было об¬рушить на него потоки воды, но так, чтобы они не хлынули на людей».
Флауэрс подчеркнул связанную с этим делом опасность: «Создавая искусственно пожар или наводнение, предвидеть все, что может произойти, просто невозможно. А поскольку по¬жар и наводнение в данном случае должны были быть большими, то но обходимо было создать соответствующий эффект, соблюдая при этом все возможные меры предосторожности».
Флауэрс любит работать с Эрвином Алленом, потому что тот признает всю важность трюковой съемки и никогда не скупится на деньги, если от этого зависит реалистичность создаваемого эффекта. «Мы бы были на седьмом небе от счастья, если бы все продюсе¬ры предоставляли нам такие же возможности», — заключает Флауэрс.
Особую трудность для Аллена и его сотрудников представляло создание иллюзии ночного пожара и разрушения гигантского небоскреба. Ясно, что для решения этой задачи нельзя было просто построить 13и этажное здание, наполнить его актерами и стати¬стами, а затем его поджечь и заснять все происходящее. Планирование и осуществление катастрофы требовало тщательной подготовки и большого мастерства.
Прежде всего художник Уилльям Кребер выполнил в малом масштабе модель обреченного на разрушение здания, построенного из стекла и ста¬ли и своей формой напоминающего гигантскую фабричную трубу. Вполне понятно, что построить бутафорскую башню таких размеров в центре Сан- Франциско было невозможно. Для со здания иллюзии небоскреба декора¬торы Аллена создали целый комплекс миниатюрных моделей и макетов де¬кораций отдельных элементов здания в натуральную величину.
В панорамной съемке общим даль¬ним планом, чтобы показать место расположения небоскреба и его ги-гантских размеров по сравнению с другими высотными зданиями Сан- Франциско. была использована мини-атюрная модель. Модели такого типа неприемлемы в съемках крупным планом — сразу видно, что это не на-стоящее здание. Но при умелом мон¬таже заснятых общим планом кадров, как это и было выполнено в данном случае, зрители обычно не могут за¬метить декораций.
Тля съемки средним и круп¬ным планами дизайнеры построили пять этажей стеклянной башни в натуральную величину. Именно эта конструкция и была использована для съемки наибо¬лее эффектных сцен, когда, напри¬мер, охваченные пламенем люди в па¬нике выбрасываются из окон небо¬скреба. Благодаря реализму этой конструкции и в результате очень тща¬тельного монтажа отснятой общим планом пленки, показывающей горящее здание. в различные моменты, фильм создает весьма убедительную картину пожара, борьба с которым становится все безнадежнее по мере того как пламя, пожирая один этаж за другим, поднимается все выше и выше. (В некоторых натурных съемках засняты были также и настоящие здания в Сан Франциско.) Декорации интерьера были выполнены с таким вкусом и роскошью, что при виде пре¬вращающейся в пепел дорогой мебе¬ли и украшений у зрителя захваты¬вает дух не меньше, чем от вида объя¬того пламенем здания. (Здесь опять же сказалась традиционная проница¬тельность голливудских постановщи¬ков, прекрасно понимающих психоло¬гию зрителя: уничтожение дорогих ве¬щей волнует всегда больше, чем уничтожение дешевых.) Декорация ин-терьера одного помещения, занимав¬шего площадь в 1000 кв. метров в зву¬ковом киносъемочном павильоне, была полностью уничтожена огнем.
Съемка «Вздымающегося ада» про¬изводилась в условиях чрезвычайно строгого распределения функций и сфер ответственности. Гиллермин, как уже указывалось, руководил диалогом актеров, другой режиссер возглавил съемку на воздухе, а Абботт нес ответственность за трюковую киносъемку Сам же Аллен занялся режиссурой иг¬ровых эпизодов, составляющих боль¬шую часть фильма и представляющих главный интерес для зрителя.
Главными сотрудниками Аллена в этих эпизодах были члены самой луч¬шей голливудской группы каскадеров под руководством Поля Стейдера. Как исполнители эпизодических ролей и дублеры кинозвезд они должны были выполнять весьма рискованные трю¬ки: изображать охваченных пламенем людей, бросаться вниз из окон с боль¬шой высоты. Прыжки сами по себе сравнительно безопасны, хотя и тре¬буют большого акробатического ис-кусства, ловкости и сноровки. Но изо¬бражать горящих людей — занятие действительно опасное.
Чтобы создать впечатление охва¬ченного пламенем человека, каскадер предварительно окутывает себя огне-упорной материей «номекс», которая должна покрывать все тело, но не сте¬снять при этом движений. Затем он с головы до ног обливается легко вос¬пламеняющейся жидкостью. Но вот эпизод заснят, и пламя тушат с помо-щью обычных огнетушителей.
Само собой разумеется, что кас¬кадер не может иметь при себе запаса кислорода, ко¬торый, как известно, легко воспламеняется. Поэтому, вдохнув ки¬слород перед съемкой, которая длит¬ся не более минуты, он просто задер¬живает дыхание.
Несмотря на то, что съемки, по ут¬верждению киностудий, потребовали выполнения около 200 опасных акро-батических трюков, серьезных повреж¬дений не было. «Если при выполнении трюка на обычных съемках про-изойдет ошибка, — говорит Стейдер. — каскадер пострадает. А серьезная ошибка на съемках «Вздымающегося ада» угрожала бы его жизни».
Производство фильма обош¬лось дорого и в других отно-шениях, но затраты эти были сделаны сознательно. Совместно обе студии израсходовали 14 миллионов долларов. Из 57 построенных для съемки павильонов уцелело только восемь. Остальные были сож¬жены, взорваны, затоплены или унич¬тожены каким-либо иным способом. Оплата труда всех участников обош¬лась в астрономическую сумму. Оставался лишь один вопрос: оценит ли публика усилия творцов фильма?


Фильм «Вздымающийся ад» представляет собой знаменательную веху на пути развития и достижений современной кинематографии. Но по замыслу и по оформлению — это старомодная лента, отличающаяся, правда, гигантским размахом, динамикой, фееричностью, «кинематографическим волшебством» и, в конечном итоге, дающая зрителю возможность забыться. Судя по миллионам зрителей, которые уже в первые недели показа фильма хлынули в кинотеатры, стало ясно, что старая «формула» Голливуда еще остается в силе.


























































Комментариев нет:

Отправить комментарий